Формирования мотивации у младших школьников на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:32, доклад

Описание работы

Иностранный язык сегодня осознается как фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса нашего общества. Нельзя недооценивать роль иностранного языка как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том числе ее профессиональному становлению. Французский язык является одним из языков международного общения. Кроме того, знание иностранного языка помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности.

Содержание работы

Введение
Глава I. Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль мотивации в этом процессе
Понятие мотивации
Мотивация учения.
Роль мотивации в изучении иностранного языка
1.4. Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
2. Механизмы формирования интереса к обучению младших школьников.
2.1. Методы формирования интереса к обучению у младших школьников.
2.2 Пути и приемы повышения мотивации учеников на уроке иностранного языка
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Макарова С, 502 ф.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)

У учителя это тем лучше  получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри  вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся.

Цели, поставленные перед  предметом «иностранный язык», должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. Начиная обучение со II класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик.

Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько  интересно и эмоционально учитель  проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое  значение имеет игра. Чем более  уместно использует учитель игровые  приемы, наглядность, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается  материал.

В плане методической преемственности  желательно обеспечить плавный переход  детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя  детей. Легче всего этого можно  достичь, если на протяжении всего курса  обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при  взаимодействии между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Особенности  мотивации к учебной деятельности  у младших школьников.

   На первых этапах  обучения, в младшем школьном  возрасте,             любознательность, непосредственный  интерес к окружающему, с одной             стороны, и стремление выполнить  общественно значимую деятельность  —             с другой, определяют положительное  отношение учащихся к учебе  и             связанные с этим эмоциональные  переживания по поводу полученных             оценок. Отставание в учении, плохие  оценки чаще всего остро, до  слез             переживаются детьми. Самооценка  в младшем школьном возрасте             формируется главным образом  под влиянием оценок учителя.  Особое             значение дети придают своим  интеллектуальным возможностям  и тому,             как они оцениваются другими.  Малышам важно, чтобы положительная             оценка была общепризнанна6.

  От отношения родителей  и учителей к ребенку зависит  его отношение к             себе (самооценка), самоуважение. Все  это влияет на развитие    личности.

 Уровень притязаний  складывается под влиянием успехов  и неуспехов в             предшествующей деятельности. Тот  ученик, который часто терпит  неудачу, ожидает и дальше неудачу,  и наоборот, успех в предшествующей  деятельности предрасполагает к  ожиданию успеха и в дальнейшем.

   Преобладание неуспеха  в учебной деятельности отстающих  детей,           постоянно подкрепляемое низкими  оценками их работы учителем,           неуклонно ведет к нарастанию  у таких детей неуверенности  в себе и             чувства неполноценности. 

 

 

 

 

2. Механизмы формирования  интереса к обучению младших  школьников.

 2.1. Методы формирования интереса к обучению у младших школьников.

Маленькие дети мечтают поскорее пойти в школу. Когда они попадают в нее они мечтают  о каникулах  уже через пару месяцев после  начала учебы. Дети теряют интерес к  учебе из-за ряда правил в школе (Нельзя бегать и болтать, надо смирно сидеть и внимательно слушать), еще можно  прибавить к этому оценки, не всегда отличные, огромные домашние  задания, которые даже дома мешают играм, скучные  учебники. Формирование уже в начальных  классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная  учебная деятельность становилась  бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для  достижения других целей. Важно обеспечить такое формирование мотивации, которое  поддержало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика  на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы основой для  его самообучения и самосовершенствования  в будущем. В связи с этим рассмотрим основные пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации  учебной деятельности.

Роль содержания учебного материала в мотивации  учения7.

Содержание обучения выступает  для учащихся в первую очередь  в виде той информации, которую  они получают от учителя и из учебной  литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет  для него какого-либо значения и  не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая  как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей  деятельности. Поэтому учителю очень  важно знать потребности его  учеников, форму этих потребностей в настоящее время, будущие потребности, которые могут возникнуть у детей8.

У младшего школьника при  благоприятных условиях возникают  и развиваются такие важнейшие  для всей будущей жизни потребности, как потребность в умственной деятельности, потребность в теоретическом  осмыслении наблюдаемых явлений (почему и как они происходят), потребность  в рефлексии и самооценке и  др. Важно, чтобы каждый ученик, в  том числе и неуспевающий сегодня, ощутил счастье в преодолении  трудностей, радость победы, свершения  сложной работы. Учебный материал по содержанию обязательно должен опираться  на прошлые знания учащихся. Но в  то же время он должен нести новую  информацию, в свете которой могут  быть осмыслены прошлые знания и  опыт. Только при этом условии у  учащихся возникнет и разовьется личностная потребность в научном  познании мира, без которой обучение просто невозможно.

Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации.

Содержание учебного материала  усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных  действий она состоит, как эти  части между собой соотносятся, то есть какова структура учебной  деятельности, - от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая  роль. Отношение детей к собственной  деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова её структура и характер.

Выяснилось, что изучение каждого самостоятельного раздела  или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и  рефлексивно-оценочного. Рассмотрим содержание этих этапов и их роль в становлении  мотивации учебной деятельности.

 

Мотивационный этап.

На этом этапе ученики  должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных  действий:

1) Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:

а) постановкой перед учащимися  задачи, решение которой возможно лишь на  основе изучения данной темы; 
б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.

2) Формулировка основной учебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации.

Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который  они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. "Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей  в ход этот процесс, дающей ему  направление", - писал Л.С. Выготский.

3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы9.

После того, как основная учебная задача понята и принята  учащимися, намечают и обсуждают  план предстоящей работы. Учитель  сообщает время, отпущенное на изучение темы, примерные сроки ее завершения. Это создает у учащихся ясную  перспективу работы. Затем учитель  сообщает, что нужно знать и  уметь для изучения темы. Тем самым  у учащихся создается установка  на необходимость подготовки к изучению материала. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторяют и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.

Операционально-познавательный этап.

На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы  и овладевают учебными действиями и  операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении  мотивации учебной деятельности зависит, главным образом, от того, будет  ли учащимся ясна необходимость всего  содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной  задачи, поставленной на мотивационном  этапе, осознают ли они закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной, выступают ли все эти задачи для школьника  как явно видимая система, иерархия учебных задач.

Рефлексивно-оценочный  этап.

Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную  учебную деятельность, оценивать  ее, сопоставляя результаты с поставленными  основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого  этапа имеет огромное значение в  становлении мотивации учебной  деятельности.

Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию  учения.

Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении  мотивации учения. Для ее становления  большое значение имеет включение  всех учащихся в активную учебную  работу, так как только в процессе деятельности может формироваться  нужная мотивация. Однако, приемы, применяемые  при индивидуальной форме обучения, не всегда дают должный эффект. В  классе бывают дети, на которых эти  приемы не оказывают ожидаемого действия. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже таких "глухих" учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя.

Учебная деятельность должна приобрести в глазах школьника особую ценность. Только тогда у ребенка  возникнет потребность в ней. Важно, чтобы ребенок ценил деятельность саму по себе, вне зависимости от тех благ, которые она может  ему принести (хорошую отметку, престижное положение и т.д.). Возникновению  такой оценки может способствовать наблюдение за чужой деятельностью, за оценкой этой деятельности другими. Когда ученик, работая коллективно  в группе, находясь в тесном общении  с ребятами, наблюдает, какой большой  интерес вызывает деятельность у  товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам  начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью и приобретает  для него ценность, что приводит к становлению мотивации учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Пути и приемы повышения мотивации учеников на уроке иностранного языка.

Эффективность овладения  иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение  эффективности педагогического  воздействия учителя на учащихся, их общения на уроке в условиях полной социально - психологической  совместимости. Каждому учителю  хочется сделать свое занятие  интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность.

Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы  дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Проанализировав большое  разнообразие приемов организации  учебной деятельности, можно применять  ролевую игру, игру вообще, особенно на начальном этапе обучения.

Для достижения поставленной цели, а именно развитие и совершенствование  коммуникативных навыков младших  обучающихся, на уроках следует применять  игровой прием. Как известно, игра - особо организованное занятия, требующее  напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти  вопросы обостряет мыслительную деятельность. А если ребенок при  этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие  возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное  занятие. В игре все равны. Она  посильна даже слабым ученикам. Более  того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются, порой, более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера  увлеченности и радости, ощущение посильности  заданий - все это дает возможность  ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в  речи слова чужого языка, и благотворно  сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает  чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Информация о работе Формирования мотивации у младших школьников на уроках иностранного языка