Формирования мотивации у младших школьников на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:32, доклад

Описание работы

Иностранный язык сегодня осознается как фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса нашего общества. Нельзя недооценивать роль иностранного языка как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том числе ее профессиональному становлению. Французский язык является одним из языков международного общения. Кроме того, знание иностранного языка помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности.

Содержание работы

Введение
Глава I. Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль мотивации в этом процессе
Понятие мотивации
Мотивация учения.
Роль мотивации в изучении иностранного языка
1.4. Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
2. Механизмы формирования интереса к обучению младших школьников.
2.1. Методы формирования интереса к обучению у младших школьников.
2.2 Пути и приемы повышения мотивации учеников на уроке иностранного языка
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Макарова С, 502 ф.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)

Таким образом, игры в учебном  процессе обладают большими возможностями  для дальнейшего формирования и  активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.

Наряду с игровым приемом  на уроках большинство учителей применяют  приём «Образы», который способствует развитию у учащихся навыков говорения, творческой инициативы, воссоздающего воображения языкового умения, которому здесь придаётся особое внимание, - это умение передать образы средствами французского языка, используя формы вербальной и невербальной коммуникации. Активизируется словарный запас учащихся, формируется эмоционально-интеллектуальная установка на использование знаний в нетрадиционной коммуникативной ситуации.

Прием «Опиши и изобрази» является одним из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном  языке. Этот прием универсальный, его  можно использовать для закрепления  лексики и грамматики. [Бочарова Л.П. 1996; - с.27]

Для развития коммуникативных  способностей используются песни. Песни  интересны учащимся тем, о чем  они говорят и в какой музыкальной  форме они представлены. Песни  мотивируют деятельность учащихся о  чем-либо сообщить, поинтересоваться, то есть фактор коммуникации должен занимать первое место.

При разучивании песни  учащиеся получают новую информацию, благодаря чему стимулируется познавательная деятельность. Например, разучивая  песню учащиеся узнают, как называются части тела и органы обоняния на французском языке.

Нельзя не упомянуть об эстетической мотивации. Именно она влияет на формирование положительных чувств, эмоций, развивает  воображение. Все это возможно, когда  учащиеся с удовольствием интонируют полюбившуюся песню на иностранном  языке.

Использование песен способствуют:

· совершенствованию навыков произношения

· позволяет достичь точности в  артикуляции, ритмике и интонации 

· углубляет знания по английскому  языку 

· обогащает словарный запас 

· развивает навыки и умения чтения и аудирования 

· стимулирует монологическое и  диалогическое высказывание

· развивает как подготовленную, так и спонтанную речь.

Более того, песня вносит в процесс  изучения языка элемент праздничности, не традиционности, что оказывает  существенное влияние на эмоциональную  сферу обучаемых. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения.

При отборе содержания необходимо, чтобы  учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, культур, стран, людей, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые  быстро забываются. В работе с учащимися  помимо текста учебного пособия и  учителя есть богатая возможность  использовать видеоуроки. [Гальскова Н.Д. 2004; - с.55]

Наибольший интерес у  обучающихся вызывают коммуникативные  задания, связанные с иноязычным общением. Дети лучше запоминают слова, если приходится употреблять их в  речи. Диалог на уроке французского языка служит для них мотивом  усвоения новых слов. Результаты показывают, что коммуникативные приёмы являются любимой деятельностью учащихся на уроке.

Несмотря на все разнообразие методов  и приемов в преподавании французского языка младшим школьникам, все  же возникли некоторые трудности. Обучение французскому языку детей младшего школьного возраста (1 и 2 классы) основывается на их возрастных и психологических  особенностях, а именно: быстрая  утомляемость, непроизвольность внимания, подсознательный уровень запоминания. Одновременно к основным трудностям развития коммуникативных способностей следует отнести мотивационные  проблемы, такие как:

- у учащихся не хватает языковых  и речевых средств для решения  поставленной задачи;

- учащиеся не вовлекаются в  коллективное обсуждение предмета  урока по тем или иным причинам;

- учащиеся не выдерживают в  необходимом количестве продолжительность  общения на иностранном языке.  Особенно это касается слабоуспевающих  детей.

Поэтому следует учитывать  физиологические и психологические  особенности детей и предусматривать  такие виды работы, которые снимали  бы напряжение и усталость. На начальном  этапе обучения французскому языку  включается в урок зарядка с использованием различного вида движений и танцев. Но при ее проведении ставится перед  учениками цель запомнить языковой материал.

Использование стихов и рифмовок позволяет  прочно запомнить основные грамматические модели и использовать их в повседневной практике. Кроме того, процесс обучения превращается в увлекательную игру, что поддерживает интерес к данному  предмету. [Фурсенко С.В. 2005; - с.30]

Большая роль в поддержании  и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: умения декламировать стихотворения, развивая произносительные навыки, инсценировать ту или иную ситуацию, как литературную, так и жизненную, петь на иностранном языке, умения реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию о событиях и фактах, соблюдать речевой этикет, широко знакомиться с традициями, обычаями и культурным наследием франкоговорящих стран. Вся деятельность учащихся на уроке подчинена главной коммуникативной цели преподавания французского языка.

Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок, не только и не столько знания и  владение учениками языковым и речевым  материалом определяют эффективность формирования коммуникативных навыков младших школьников, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на французском языке. Это возможно, если основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое и активное общение с учителем и друг с другом. Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, необходимо организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Именно перечисленные методы и приёмы способствуют развитию широких познавательных мотивов в младшем школьном возрасте, именно этот возраст является благоприятным для развития познавательных мотивов.

 

Заключение

 

В работе рассматривается  одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным  языкам – это проблема формирования мотивации у младших школьников.

В педагогической и психологической  литературе хорошо изучена проблема использования различных методов  как средства повышения мотивации  достижения успехов у младших  школьников на уроках французского языка. Изучением этой проблемы занимались: А.С. Макаренко, Выготский Л.С., Матюхина М.В., Якобсон П.М., М.Н. Скаткин и  др.

Формирование уже в  начальных классах мотивов, придающих  дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей.

Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных  интересов  или ссылок на практическую значимость в будущей жизни, а главное, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.

Особо следует подчеркнуть роль методов проблемно-развивающего обучения в формировании мотивов учения.

Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении мотивации  учения.

Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей  деятельности. Поэтому учителю очень  важно знать потребности его  учеников, форму этих потребностей в настоящее время, будущие потребности, которые могут возникнуть у детей.

Хочется подчеркнуть, что работа с детьми младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.

В заключение хочу привести цитату из высказывания величайшей гуманистки XX века Матери Терезы: «Мы не можем  делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой  Любовью».  

Список использованной литературы

  1. Азарова С.Н. Примерная программа по иностранным языкам.// ИЯШ. - 2005. - №6. – с.18
  2. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ – 1993 - №3. с. 20-25
  3. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. – 1989. - №1 – с. 21
  4. Битянова М. «Мотивация и профанация» «Школьный психолог № 2, 2000 год
  5. Бочарова Л.П. Игры на уроках французского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. № 3 [Текст] / - 1996 – с.26
  6. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. – М.: Педагогика 1988. – с.131
  7. Волокитина Н.М. Очерки психологии младших школьников. М., 1995.-с.310
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991 – с.400
  9. Гальскова Н.Д. теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004. – с. 55
  10. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. - Москва, Айрис-пресс, 2004. – с.49
  11. Зайцева М.В.Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. – с. 23
  12. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе. – 2004, № 2. – с.95
  13. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. – Минск: 1979. – с. 97
  14. Леднева В. С. и др. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Общественно- гуманитарные дисциплины. - Москва, ТЦ Сфера, Прометей,1998 – с.226
  15. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. –с.192
  16. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст]/ М.В.Матюхина. – М., Педагогика, 1984. – с.144
  17. М. В. Матюхина, Т. Ф. Иванова «Мотивация достижения и настойчивость младших школьников»
  18. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – с. 201
  19. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – Кн.1. Общие основы. ПО. – с.576
  20. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранному языку. // ИЯШ – 2003 - №5 с.25-31
  21. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 2001 – №2 с. 14-19
  22. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ - 1991 - №2. с.3-10.
  23. Прохорова, Л.М. Воспитание младшего школьника [Текст] // Развиваем творческую активность школьников / Л.М. Прохорова - 1996 №5, май - с.21 – 27.

 

  1. Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф.    дис. : канд.психол.наук. - Ростов н/Д, 1993.

 

  1. Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф.    дис. : канд.психол.наук. - Ростов н/Д, 1993.
  2. Семёнова Н.В. Раннее обучение иностранным языкам в школе// Первое сентября, Английский язык. - 2004.-№ 32 – с.43
  3. Стул Т. Новый взгляд на обучение чтению// Первое сентября, Английский язык. - 2004. - №36. – с. 13
  4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
  5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1 [Текст] // Сост. С.Ф. Егоров. / К.Д. Ушинский - М.: Педагогика, 1998 – с.640
  6. Фурсенко С.В. Грамматика в стихах. // «КАРО» 2005.- с.30
  7. Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1982.
  8. Цукерман Г. Оценка без отметки. - Москва, Эксперимент, 1999; - с.79
  9. . Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1,2; Пер. с нем. / Под ред. Б.М.Величковского. - М.: Педагогика, 1986.
  10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  11. Якобсон П.М. Психология чувств и мотиваций [Текст] / П.М. Якобсон. − М.: НПО "Модек", 1998 − 304с.

 

 

1 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

2 Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф.    дис. : канд.психол.наук. - Ростов н/Д, 1993.

3 См. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1,2; Пер. с нем. / Под ред.         Б.М.Величковского. - М.: Педагогика, 1986.

4 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

5 Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.

6 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1,2; Пер. с нем. / Под ред.         Б.М.Величковского. - М.: Педагогика, 1986.

7 Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1982.

8 Битянова М. «Мотивация и профанация» «Школьный психолог № 2, 2000 год

9  М. В. Матюхина, Т. Ф. Иванова «Мотивация достижения и настойчивость младших школьников» // http://psychology.net.ru


Информация о работе Формирования мотивации у младших школьников на уроках иностранного языка