Понятие методов, приемов
обучения.
Функции обучения, требования к ним.
Проблема классификации методов обучения
в современной педагогике
Характеристика основных словесных, наглядных
и практических методов обучения.
Активные методы обучения.
Проблема выбора методов обучения.
900igr.net
Понятие методов обучения
Поиск различных форм учебного
материала начинается с осознания
цели, задачи урока.
- Метод – это форма теоретического и практического усвоения учебного материала, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Реализация образовательной, воспитательной
и развивающей функции обучения
зависит от выбора метода. Усвоить
материал можно только в определенных
формах познавательной теоретической
и практической деятельности.
- Методы обучения – это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач и овладением изучаемым материалом.
М.О. отражают:
- Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи.
- Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Понятие приемов обучения
- Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».
- Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.
Приемы обучения подразделяются
на:
- Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
- Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников.
- Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;
- Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
- Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.
Одни и те же приемы
могут быть включены в различные
методы обучения.
Словесные методы (методы изложения)
Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или описания.
Объяснение – форма овладения теоретическим учебным материалом.
Используется:
Когда учитель сообщает о тех фактах, о которых ученики ничего не знают;
Для повторение уже изученного материала (учитель подводит итоги или помогает закрепить материал).
Особенности:
- Постановка познавательной задачи;
- Ясно осознаваемое теоретическое положение;
- Строгий, тщательный подбор фактического материала;
- Определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и анализ выводов, индукцию и дедукцию;
- Иллюстративный материал: картины, рисунки, схемы и т.д.
- Формулировку выводов;
- Дополнительные разъясняющие моменты.
.
- Рассказ – форма изложения учебного материала который носит преимущественно описательный характер. Рассказ – это словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.
Виды рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование,
рассказ-заключение
Требования к рассказу:
- Определенность темы и содержания;
- Эмоциональность;
- Наличие плана;
- Соблюдение структуры;
- Сочетание с другими методами обучения.
Рассказ может занимать самостоятельное
место а может быть включен
в процесс объяснения на разных
его стадиях. Продолжительность
рассказа не более 10-15 мин. в начальных
классах, 30-40 мин.- для старших.
- Беседа – представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом.
Требования к беседе:
- Строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся;
- Умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание школьников.
- Беседа – это всегда система вопросов, не простой набор элементов.
- Вопрос должен быть четким и ясным по форме.
- Избегать однообразия, монотонной манеры беседы.
Беседа, как метод обучения
удобна для получения обратной
связи. Учитель легко может определить
степень усвоения материала. Беседа
– неэкономный и сложный метод
обучения.
Беседы бывают:
По назначению:
- Вводные или организующие;
- Сообщения новых знаний (катехизические, эвристические, сократические, герменические);
- Синтезирующие или закрепляющие;
- Контрольно-коррекционные.
- Работа учащихся с учебником, книгой – является одной из форм овладения учебным материалом.
Требования:
- Каждый ученик должен иметь книгу, быстро находить то место, которое изучается, иметь тетрадь для записи и др.;
- Учитель дает точный и краткий инструктаж о задании, о том, что должен изучать ученик, какую тему, вопрос, правило. Нельзя называть только страницу и параграф;
- Учащиеся должны ясно представлять характер работы – какой материал нужно воспроизвести, какова последовательность учебных операций и т.д.;
- Учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд;
- Учитель учит школьников составлять планы, тезисы, краткие конспекты изученного материла.
- Самостоятельная работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственных и практических операций и действий зависит и определяется самим учеником.
План самостоятельной работы:
- Осознание учащимся учебной задачи, которая решается с помощью данной самостоятельной работы;
- Инструкция для учащихся о том, как её выполнить;
- Руководство процессом выполнения работы, которая преимущественно состоит в том, чтобы школьники соблюдали инструктивное указание;
- Самоанализ, самоконтроль;
- Проверка работ учащихся, выделение типичных преимуществ и ошибок, их разбор с учениками.
Самостоятельная работа тренирует
волю, воспитывает работоспособность,
внимание, дисциплину и т.д.
Самостоятельная работа
проводится в виде подготовительных
упражнений для усвоения нового,
упражнений при изучении нового
материала, упражнений в процессе
закрепления и повторения, упражнений
проверочных и контрольных работ,
а также для самоконтроля.
- Демонстрация объектов – демонстрация приборов, наглядных пособий, инструментов, постоянно сопровождает практическую учебную деятельность.
Требования к демонстрации:
- Объект должен быть хорошо виден всем;
- В момент объяснения следует показывать необходимое пособие и после объяснения его убирать, нельзя допускать предварительного осмотра экспозиции.
- Методы программированного обучения – учебный материал подразделяется на отдельные порции, каждая из которых может быть усвоена предлагаемыми приемами, действиями, операциями, причем каждая последующая порция может быть усвоена только в том случает, если ученик овладел предыдущей.
- Репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично – поисковые и исследовательские методы.
Репродуктивные методы – форма овладения
учениками учебным материалом преимущественно
основывается на воспроизводящей функции
памяти. Эти методы обычно используются
при закреплении, повторении, обобщении,
систематизации, конкретизации ранее
изученного материала.
Объяснительно – иллюстративные
методы – находят применения в различных формах
изучения нового содержания (объяснение,
рассказ, беседа, описание, доказательства
и т.д.).
Проблемные формы овладения
учебным материалом – в сознании ученика формируется проблемная
ситуация или задача, напоминающая научный
поиск. Ученик пытается сам найти ответ
на вопрос, разрешить проблемное задание.
Частично-поисковые методы – форма овладения
учебным материалом, которая включает
постановку отдельных проблемных вопросов,
высказывание учениками своих предложений,
самостоятельность рассуждений, расчленение
общей задачи на ряд частных, эвристическую
беседу и т.д.
Исследовательские методы – учащиеся под
руководством учителя выполняют отдельные
исследовательские задания и работы. Можно
дать задания для самостоятельных наблюдений,
их записей и анализа результатов.
Характеристика методов
обучения
- Словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы - если ученики получают основную учебную
информацию в процессе словесных рассуждений
и доказательств учителя или текстов учебных
книг (беседа, рассказ, описание, разъяснение
и др.).
Словесные методы преподавания
вызывают соответствующие словесные
формы усвоение материала.
Словесные методы используются
преимущественно при изучении
нового материала и дают хороший
эффект в обучении, если сочетаются
с другими формами овладения
знаниями.
Наглядные методы – формы усвоения учебного материала,
которые находятся в существенной зависимости
от применяемых в процессе обучения наглядных
пособий и технических средств.
Наглядные пособия помогают
систематизации и обобщению знаний,
а также активизации мыслительной
деятельности учащихся.
Практические методы – формы овладения
учебным материалом на основе упражнений,
самостоятельных заданий, практических
и лабораторных работ.
Требования к методам
обучения
- Направленность метода обучения на выполнения задач воспитания школьников.
- Научность методов.
- Доступность метода его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.
- Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом.
- Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.