Проблема классификации
методов обучения
Всякая классификация имеет
определенное основание. Методы
обучения подразделяются на группы
по определенному признаку.
Классификации бывают:
- По преимущественному источнику получения знаний (словесные, наглядные, практические);
- По формам деятельности учителя (методы преподавания) и учащихся (методы учения);
- По характеру мыслительной деятельности и познавательной активности (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские).
Проблема выбора методов
обучения
М.О. зависят:
- От общих и конкретных целей обучения.
- От психологических, возрастных особенностей школьника.
- От анатомо-физических особенностей организма учащихся, работоспособности, утомляемости, особенности нервной, сосудистой и т.д. систем организма.
- От материально-технической оснащенности школы.
- От сложившихся традиций в педагогике, в школе, в опыте учителей.
Классификация методов
обучения
И. Лернера и М.Н.Скаткина
По признаку активности детей.
Пассивные методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративные м.о. (рассказ, лекция, беседа и т.д.). Учитель рассказывает – дети слушают (восприятие + память).
- Репродуктивные (упражнения) (память + восприятие).
- Методы проблемного изложения материалов (проблемная лекция) (память + восприятие + мышление).
Активные методы обучения:
- Частично поисковый метод (семинары, проблемные семинары) (логическое мышление).
- Исследовательский метод (рефераты, доклады, курсовые, дипломные) (логическое и творческие мышление).
Классификация методов
обучения
Махмутова М.И.
1. Методы
преподавания
- Информационно- сообщающий;
- Объяснительный;
- Инструктивно-практический;
- Объяснительно-побуждающий;
- Побуждающий.
2. Методы
учения
- Исполнительный;
- Репродуктивный;
- Продуктивно-практический;
- Частично-поисковый;
- Поисковый.
Активные методы обучения
- АМО – методы обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный характер, творческий характер.
Селевко Г.К.
- АМО – методы стимулирующие познавательную деятельность ученика и строящееся на диалогах решение проблем.
Демьяненко-Кононерский.
- АМО – это способ практического осуществления процесса передачи знаний, умений, навыков по средствам деятельности самого ученика.
Активные методы обучения
возникли раньше, чем пассивные.