Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:15, контрольная работа
Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье.
Семья – это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.
Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.
Введение…………………………………………………..…………………………………………3
1. Современная помощь семье………………………………………………………..……….4
2. Формы и методы работы социального педагога с семьей……………………….…...…..5
3. Методика работы социального педагога с родителями……………………….………….7
4. Основные виды работы социального педагога с девиантными подростками..………...8
Заключение…………………………………………………………………………………...….…11
Список литературы………………………………………...………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………..…
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье.
Семья – это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.
Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.
Социальный педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений. Для этого социальному педагогу необходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результативной работы.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, норм человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем
характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.
Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.
Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой» и от ее вклада в трудовую «копилку» общества немало зависит экономическое состояние общества.
Семья — малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое обоснование, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.
Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это основная функция, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:
- воспитательная
– социализация молодого
- хозяйственно-бытовая
– поддержание физического
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
- социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
- духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
- социально - статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
- досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
- эмоциональная
– осуществление
Осуществляя
социальную функцию, семья
формирует в зависимости
от ее культурного, социального
и духовного уровня. Условия
в семье, жилье, гигиена,
особенности жизни и увлечения
семьи – все зависит
от социальной политики государств
Цель работы социального педагога
– это создание благоприятных
условий для личностного
Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.
Наряду с индивидуальными
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
Основные задачи работы социальных педагогов с родителями:
- Систематическое
- Привлечение родителей к
- Формирование у родителей
- Ознакомление учителей предметн
Работа социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях:
с коллективом родителей и
Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.
Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.
Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.
Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно необходимо соблюдать.
Работа социального педагога
с девиантными подростками
Информация о работе Формы и методы работы социального педагога с семьей