Формы и методы взаимодействия школы и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Современный социум создаёт напряжённую ситуацию для семьи. В этих условиях особую значимость приобретают условия социально-педагогической работы с семьёй. Особенно актуальной становится задача разработки таких социально-педагогических условий системы взаимодействия по восстановлению собственного потенциала семьи, которая бы значительно снизила вероятность её десоциализации, т.к. все проблемы отражаются на детях, которым помощь требуется не в последнюю очередь. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям детей и их семьям.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Взаимодействие школы и семьи как важный фактор социализации детей……...…4
2. Формы и методы взаимодействия школы и семьи………………………..….8
Заключение………………………………………………………………….……12
Библиографический список………………………………………………..……13

Файлы: 1 файл

Формы и методы взаимодействия школы и семьи.docx

— 31.86 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение…………………………………………………………………...………3

1. Взаимодействие школы и семьи как важный фактор социализации детей……...…4

2. Формы и методы взаимодействия школы и семьи………………………..….8

Заключение………………………………………………………………….……12

Библиографический список………………………………………………..……13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный социум создаёт  напряжённую ситуацию для семьи. В этих условиях особую значимость приобретают условия социально-педагогической работы с семьёй. Особенно актуальной становится задача разработки таких  социально-педагогических условий  системы взаимодействия по восстановлению собственного потенциала семьи, которая  бы значительно снизила вероятность  её десоциализации, т.к. все проблемы отражаются на детях, которым помощь требуется не в последнюю очередь. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям детей и их семьям.

При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и  ее ближайшем окружении, по месту  жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским  окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей  и взрослых в социуме. В задачи практической деятельности социального  педагога входит очень широкая сфера  деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с  социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и  социальных институтов, участвующих  в социальном воспитании подрастающего  поколения. 

Тема работы: «Формы и методы взаимодействия школы и семьи»

Цель работы: выявить формы и методы совместной работы образовательного учреждения и семьи.

Задачи исследования: 1) рассмотреть взаимодействие школы и семьи  как важный фактор социализации детей; 2) выделить формы и методы взаимодействия школы и семьи.

Структура работы: введение, основное содержание, заключение и библиографический список.

 

1. Взаимодействие школы и семьи как важный фактор социализации детей

 

На современном этапе  развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием –  достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать  нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Проблема формирования личности такого уровня выходит за пределы  одного учебно-воспитательного учреждения.

Характеризуя эту проблему сегодня, возникает необходимость  использования широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного  средства воздействия на личность, на процесс его социализации. Оно  отражает взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития личности с  социумом, реализацию его потенциальных  возможностей в педагогическом процессе.

Для определения потенциальных  возможностей социума важно уяснить, что социум включает следующие составные  элементы: социальные институты, социальную деятельность, социальные отношения, социальные потребности и социальные способности.

К социальным образовательным  институтам относятся:

- институты системы образования  (учреждения дошкольного образования,  общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профтехучилища, музыкальные,  спортивные, художественные школы,  учреждения дополнительного образования  и др.) 

- социально-воспитательные  институты других отраслей социальной  сферы (культурно-просветительные  учреждения, органы правопорядка, средства  массовой информации, производственные, коммерческие и иные предприятия  и организации, призванные выполнять  функции обеспечения социального  воспитания и жизнедеятельности  членов общества; детские, подростковые, юношеские общественные организации  и др.).

- субъекты открытой образовательной  среды (семья, родственники, церковь,  социальная уличная микросреда, СМИ, клубы, любительские объединения  и др.) [1, с. 149].

Каждый социальный институт представляет собой достаточно устойчивую социокультурную среду, является субъектом  социального воспитания и представляет в социально-воспитательном отношении  то особенное, что характеризует  его в государстве (обществе). У  каждого из них свои специфические  социально-воспитательные цели, задачи, формы и методы их достижения. И  только в условиях согласованного взаимодействия социальных институтов можно успешно  решить задачи социального становления  личности.

Взаимодействие – это  наиболее общая базовая категория  науки в целом и системы  образования в частности. Взаимодействие как философская категория –  это процесс непосредственного  или опосредованного воздействия  объектов (субъектов) друг на друга, порождающий  их взаимную обусловленность и связь  и выступающий как интегрирующий  фактор.

В работах Л.В. Мардахаева взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе рассматривается как установление связей между деятельностью специалистов разного профиля. Формы этих связей различны: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, использование информации о ребенке, запрос одного специалиста к другому, взаимное обучение [3, с. 44].

Социальное взаимодействие формулируется им как процесс  воздействия индивидов, социальных групп или институтов друг на друга  в ходе реализации интересов [3, с.45].

И если учесть, что каждый социально-образовательный институт выполняет свою доминирующую роль в  решении задач одного из направлений  социального воспитания, тем интереснее и эффективнее могут быть результаты их взаимодействия в решении проблемы по достижению необходимого уровня социализации личности и повышения инновационного потенциала России.

Семья – важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает  первые социальные роли, приобретает  опыт общественного поведения. Семья  является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка.

С поступлением ребенка в  школу именно общеобразовательное  учреждение становится для него одним  из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять  свою социализирующую функцию со школой.

Взаимодействие семьи  и школы как важных субъектов  социума является главным условием успешного развития личности.

Закон Российской Федерации  «Об образовании» (1992) обусловил  появление предпосылок для сотрудничества семьи и школы на основе равноправия, общего интереса субъектов взаимодействия [5].

При организации взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические условия этого  взаимодействия, соблюдение которых  поможет повысить его эффективность.

Цель взаимодействия состоит  в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания  и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.

Под педагогическими условиями  многие исследователи (Новиков А.М., Кузченко О.А. и др.) понимают, обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение заранее поставленных педагогических целей; условия, которые способствуют эффективности взаимодействия школы и семьи.

Педагогические условия  делятся на организационные и деятельностно-содержательные.

Организационные условия  – это условия признания семьей ведущей роли школы в организации  взаимодействия; условия изучения семьи  для индивидуального подхода  к ребенку.

Деятельностно-содержательные условия – это условия использования форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и проблемами семей, а также участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности.

Эти педагогические условия  совместно обсуждаются и определяются школой и семьей в процессе организации  этого взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы и методы взаимодействия школы и семьи

 

Цели и педагогические условия взаимодействия школы с  семьей являются главными структурными элементами в организации взаимодействия. А средством достижения поставленных целей является выбор форм и методов  взаимодействия.

Выбор содержания, форм и методов для осуществления  взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок  и устремления родителей, а также  от конкретных задач, стоящих перед  школой и семьей на данном этапе.

Многие ученые (Журбина  А.Т., Генварева Ю.А. и др.) классифицируют формы взаимодействия на индивидуальные и групповые, другие же исследователи (Гребенников И.В., Хоменко И.А. и др.) рассматривают формы взаимодействия школы и семьи с точки зрения их использования в рамках информирования, просвещения, обучения, консультирования родителей.

К коллективным формам взаимодействия школы и семьи  относятся:

- общие и классные  родительские собрания, на которых  обсуждают насущные проблемы  классного и родительского коллективов; 

- родительский лекторий, который способствует психологической  и социально-педагогической компетентности  родителей; 

- тематические конференции,  «круглые столы», диспуты и дискуссии  по обмену опытом воспитания  детей; 

- вечера вопросов  и ответов с привлечением специалистов;

- дни открытых  дверей для родителей, посещение  ими класса и наблюдения за  детьми в определенные отрезки  времени; 

- презентации, которые  подготавливают как педагоги, так  и члены семьи; 

- привлечение родителей  к участию в оформлении предметных  газет, выставок работ учащихся, текстовых и фотоматериалов, к  изготовлению наглядных агитаций;

- привлечение родителей  к руководству школьными кружками;

- участие родителей  в подготовке и проведению  внеклассной и внешкольной работы  с учащимися; 

- привлечение родителей  к совместной деятельности с  ребенком, организации его жизни  в школьном коллективе.

Из индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями используются:

- индивидуальные  беседы с родителями и другими  членами семьи, в результате  которой согласованно составляется  программа и система педагогических  действий с конкретным ребенком;

- посещение семьи  для знакомства с домашними  условиями жизни ребенка, анкетирование  членов семьи, составление социальной  карты семьи, обследование жилищно-бытовых  и воспитательных условий, проведение  консультаций по семейным проблемам  и проблемам воспитания детей. 

Таковы формы  взаимодействия школы и семьи, в  которых осуществляется процесс  социализации подрастающего поколения.

Важным составным  элементом осуществления этого  взаимодействия является метод (от греч. methodos – путь, способ достижения цели).

Метод воспитания –  это общественно обусловленное, педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, способствующее организации жизнедеятельности, отношений, общения, а также совокупность средств  и приемов воспитательного воздействия, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых, направленных на определенные цели воспитания [3, с. 188].

Выбор методов воспитания должен быть обусловлен целью, задачами и содержанием деятельности школьников, а генезис методов отражать требования, предъявляемыми к воспитанию обществом.

Для осуществления  взаимодействия школы и семьи  на современном этапе развития общества востребованы такие методы, которые  побуждают его участников к выработке  умения ориентироваться в динамичных условиях социума, адаптироваться к различным видам индивидуальной и социальной деятельности, к выработке самостоятельного мышления и общения с другими людьми в различных группах и коллективах.

В исследованиях  Сидоркина А.М., Керкис С.С. была отмечена эффективность следующих групп методов:

1) методы, направленные  на изменение видов деятельности  и общения; 

2) методы, направленные  на изменение отношений в семье. 

Методы, направленные на изменение видов деятельности и общения: метод введения новых  видов деятельности и общения  с учетом возрастных особенностей; усложненные формы диспута; метод  самоанализа; метод рефлексии; ролевые  игры; социальное проектирование и  др.

Информация о работе Формы и методы взаимодействия школы и семьи