Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:53, контрольная работа
Современный социум создаёт напряжённую ситуацию для семьи. В этих условиях особую значимость приобретают условия социально-педагогической работы с семьёй. Особенно актуальной становится задача разработки таких социально-педагогических условий системы взаимодействия по восстановлению собственного потенциала семьи, которая бы значительно снизила вероятность её десоциализации, т.к. все проблемы отражаются на детях, которым помощь требуется не в последнюю очередь. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям детей и их семьям.
Введение…………………………………………………………………...………3
1. Взаимодействие школы и семьи как важный фактор социализации детей……...…4
2. Формы и методы взаимодействия школы и семьи………………………..….8
Заключение………………………………………………………………….……12
Библиографический список………………………………………………..……13
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Взаимодействие школы и семьи как важный фактор социализации детей……...…4
2. Формы и методы взаимодействия школы и семьи………………………..….8
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………..……13
Введение
Современный социум создаёт
напряжённую ситуацию для семьи.
В этих условиях особую значимость
приобретают условия социально-
При этом приоритетной (особенно
в современных условиях) является
сфера отношений в семье и
ее ближайшем окружении, по месту
жительства. Социальный педагог работает
с детьми, их семьями, семейно-соседским
окружением и цель его деятельности
– организация
Тема работы: «Формы и методы взаимодействия школы и семьи»
Цель работы: выявить формы и методы совместной работы образовательного учреждения и семьи.
Задачи исследования: 1) рассмотреть взаимодействие школы и семьи как важный фактор социализации детей; 2) выделить формы и методы взаимодействия школы и семьи.
Структура работы: введение, основное содержание, заключение и библиографический список.
1. Взаимодействие школы и семьи как важный фактор социализации детей
На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием – достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Проблема формирования личности
такого уровня выходит за пределы
одного учебно-воспитательного
Характеризуя эту проблему
сегодня, возникает необходимость
использования широких
Для определения потенциальных возможностей социума важно уяснить, что социум включает следующие составные элементы: социальные институты, социальную деятельность, социальные отношения, социальные потребности и социальные способности.
К социальным образовательным институтам относятся:
- институты системы образования
(учреждения дошкольного
- социально-воспитательные
институты других отраслей
- субъекты открытой
Каждый социальный институт представляет собой достаточно устойчивую социокультурную среду, является субъектом социального воспитания и представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его в государстве (обществе). У каждого из них свои специфические социально-воспитательные цели, задачи, формы и методы их достижения. И только в условиях согласованного взаимодействия социальных институтов можно успешно решить задачи социального становления личности.
Взаимодействие – это
наиболее общая базовая категория
науки в целом и системы
образования в частности. Взаимодействие
как философская категория –
это процесс непосредственного
или опосредованного
В работах Л.В. Мардахаева взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе рассматривается как установление связей между деятельностью специалистов разного профиля. Формы этих связей различны: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, использование информации о ребенке, запрос одного специалиста к другому, взаимное обучение [3, с. 44].
Социальное взаимодействие формулируется им как процесс воздействия индивидов, социальных групп или институтов друг на друга в ходе реализации интересов [3, с.45].
И если учесть, что каждый
социально-образовательный
Семья – важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка.
С поступлением ребенка в школу именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою социализирующую функцию со школой.
Взаимодействие семьи и школы как важных субъектов социума является главным условием успешного развития личности.
Закон Российской Федерации
«Об образовании» (1992) обусловил
появление предпосылок для
При организации взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность.
Цель взаимодействия состоит
в привлечении семьи к
Под педагогическими условиями многие исследователи (Новиков А.М., Кузченко О.А. и др.) понимают, обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение заранее поставленных педагогических целей; условия, которые способствуют эффективности взаимодействия школы и семьи.
Педагогические условия делятся на организационные и деятельностно-содержательные.
Организационные условия – это условия признания семьей ведущей роли школы в организации взаимодействия; условия изучения семьи для индивидуального подхода к ребенку.
Деятельностно-содержательные условия – это условия использования форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и проблемами семей, а также участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности.
Эти педагогические условия
совместно обсуждаются и
2. Формы и методы взаимодействия школы и семьи
Цели и педагогические условия взаимодействия школы с семьей являются главными структурными элементами в организации взаимодействия. А средством достижения поставленных целей является выбор форм и методов взаимодействия.
Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.
Многие ученые (Журбина А.Т., Генварева Ю.А. и др.) классифицируют формы взаимодействия на индивидуальные и групповые, другие же исследователи (Гребенников И.В., Хоменко И.А. и др.) рассматривают формы взаимодействия школы и семьи с точки зрения их использования в рамках информирования, просвещения, обучения, консультирования родителей.
К коллективным формам взаимодействия школы и семьи относятся:
- общие и классные
родительские собрания, на которых
обсуждают насущные проблемы
классного и родительского
- родительский лекторий,
который способствует
- тематические конференции, «круглые столы», диспуты и дискуссии по обмену опытом воспитания детей;
- вечера вопросов
и ответов с привлечением
- дни открытых
дверей для родителей,
- презентации, которые подготавливают как педагоги, так и члены семьи;
- привлечение родителей
к участию в оформлении
- привлечение родителей
к руководству школьными
- участие родителей
в подготовке и проведению
внеклассной и внешкольной
- привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе.
Из индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями используются:
- индивидуальные
беседы с родителями и другими
членами семьи, в результате
которой согласованно
- посещение семьи
для знакомства с домашними
условиями жизни ребенка,
Таковы формы взаимодействия школы и семьи, в которых осуществляется процесс социализации подрастающего поколения.
Важным составным элементом осуществления этого взаимодействия является метод (от греч. methodos – путь, способ достижения цели).
Метод воспитания –
это общественно обусловленное,
педагогически целесообразное взаимодействие
воспитателя и воспитуемого, способствующее
организации жизнедеятельности, отношений,
общения, а также совокупность средств
и приемов воспитательного
Выбор методов воспитания должен быть обусловлен целью, задачами и содержанием деятельности школьников, а генезис методов отражать требования, предъявляемыми к воспитанию обществом.
Для осуществления взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества востребованы такие методы, которые побуждают его участников к выработке умения ориентироваться в динамичных условиях социума, адаптироваться к различным видам индивидуальной и социальной деятельности, к выработке самостоятельного мышления и общения с другими людьми в различных группах и коллективах.
В исследованиях Сидоркина А.М., Керкис С.С. была отмечена эффективность следующих групп методов:
1) методы, направленные
на изменение видов
2) методы, направленные
на изменение отношений в
Методы, направленные на изменение видов деятельности и общения: метод введения новых видов деятельности и общения с учетом возрастных особенностей; усложненные формы диспута; метод самоанализа; метод рефлексии; ролевые игры; социальное проектирование и др.
Информация о работе Формы и методы взаимодействия школы и семьи