Формы организации процесса обучения в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это проблема методов обучения как в теории обучения, так и реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии.

Содержание работы

Теоретическое обоснование темы………………………………………...3
1.Сущность понятий «метод обучения», «прием обучения»……………3
2.Классификация методов воспитания дошкольников…………………..5
3.Формы организации процесса обучения в дошкольном
учреждении……………………………………………………………………….9
Практико-ориентированные задания…………………………………….11
1.Сетка разных форм организации учебно-познавательной
деятельности дошкольников на месяц……………………………………...…11
2.Конспект комплексного занятия с использованием различных форм, методов и приемов для детей старшего дошкольного возраста……………..13
Список использованных источников……………………………………17

Файлы: 1 файл

doshkolnaya_pedagogika_27.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

План

 

Теоретическое обоснование темы………………………………………...3

1.Сущность понятий «метод  обучения», «прием обучения»……………3

2.Классификация методов  воспитания дошкольников…………………..5

3.Формы организации процесса  обучения в дошкольном

 учреждении……………………………………………………………………….9

Практико-ориентированные задания…………………………………….11

1.Сетка разных форм  организации учебно-познавательной

 деятельности дошкольников  на месяц……………………………………...…11

2.Конспект комплексного  занятия с использованием различных  форм, методов и приемов для детей старшего дошкольного возраста……………..13

Список использованных источников……………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическое обоснование темы

1.Сущность понятий  «метод обучения», «прием обучения»

 

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это проблема методов обучения как в теории обучения, так и реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-дидактов перейти от эмпирических описаний отдельных групп методов к обоснованию научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы метода обучения и разработки основ их классификации [4, c. 86].

 История развития и  становления методов обучения  весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Например, учитель объясняет новый материал — он использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал — это метод самостоятельной работы; ученик выполняет практическое задание — метод практической работы и т.д. Такой подход к постулированию методов обучения послужил поводом разным авторам выделять разное количество методов обучения, давать им крайне разнообразное наименование. Но, несмотря на различные определения, даваемые этому понятию отдельными дидактами и методистами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности. Взяв в качестве исходного данное положение, более детально рассмотрим это понятие и дадим его дефиницию [4, c. 87].

 Термин "метод" (греч.), что означает путь, способ продвижения  к истине.

 В педагогической практике  метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии [5, c. 131].

 Понятие метода обучения  также отражает дидактические  цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы учителя и познавательной деятельности учащихся. Таким образом, понятие метода обучения отражает:

Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

 Таким образом, методы  обучения — это способы совместной  деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач [5, c. 132].

 Широко распространенным  в дидактике является также  понятие "прием обучения".

Прием - это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию "метод". Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, прием записи учащимися базовых понятий применяется при объяснении преподавателем нового материала, при самостоятельной работе с первоисточником, при выполнении практической работы и т.д. [5, c. 133].

 В процессе обучения  методы и приемы применяются  в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания учащихся, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

 Метод и прием могут  меняться местами. Например, если  преподаватель сообщение новых знаний ведет методом объяснения, в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то эта демонстрация выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения, основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация как метод обучения [5, c. 134].

 

 

 

 

2.Классификация методов воспитания дошкольников

 

Методы обучения можно классифицировать по-разному, взяв за основу какую-то определенную педагогическую задачу. Поэтому единой классификации методов обучения нет. Разные ученые выдвигают свои варианты классификаций, и каждый из этих вариантов используется в педагогической практике. Я приведу здесь несколько наиболее распространенных классификаций.

В первые годы развития отечественной педагогики все методы обучения делили на две большие группы: методы готовых знаний и методы исследования [1, c. 76].

В современной педагогике существует несколько классификаций.

1. По решению дидактических  задач (авторы Данилов, Есипов):

методы приобретения знаний

методы формирования навыков и умений

методы использования знаний

методы творческой деятельности

2. По характеру познавательной деятельности (авторы Лернер, Скаткин):

информационно-рецептивные

репродуктивные (закрепление полученных знаний)

эвристические, в дошкольной педагогике — частично-поисковые

исследовательские

3. По компонентам учебной  деятельности (автор Бабанский)

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

методы стимулирования мотивации учебной деятельности

методы контроля и самоконтроля [1, c. 77]

4. По источнику передачи  и получения знаний, проще говоря,  по источнику получения информации (авторы Перовский, Голант)

словесные

наглядные

практические

Остановимся подробнее на классификации по источнику получения знаний. Она является наиболее распространенной в дошкольной педагогике.

Наглядные методы

1) Наблюдение — основной  метод в обучении дошкольников.

Виды наблюдений:

распознающего характера (например, форма, цвет, величина)

за изменениями и преобразованиями объектов (например, рост и развитие растений, животных)

репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта (например, по цвету ягоды определяется ее спелость)

2) Рассматривание картин  в целом и детально

3) Демонстрация кинофильмов, мультфильмов, диафильмов, диапозитивов.

Этапы демонстрации:

предварительная беседа о том явлении, о котором будет фильм

после просмотра фильма — обмен впечатлениями

через несколько дней — повторный показ

беседа после повторного просмотра [1, c. 78].

Практические методы

1) Упражнения — многократный  повтор ребенком умственных и  практических действий.

Виды упражнений: подражательно — исполнительские, конструктивные, творческие.

2) Игровой метод. Можно  использовать разные компоненты  игровой деятельности и сочетать  их с вопросами, указаниями, объяснениями.

3) Элементарный опыт —  преобразование жизненной ситуации  с целью выявления скрытых свойств объекта.

4) Моделирование — процесс  создания моделей и их использование  для формирования знаний о  свойствах, структуре объектов.

Виды моделей: предметные, графические, предметно-схематические [1, c. 79].

Словесные методы

1) Рассказ взрослого и рассказ ребенка

2) Чтение художественных  произведений детям расширяет  и обогащает знания детей об  окружающем, формирует их способности  к восприятию и пониманию художественной  литературы.

3) Беседы: предварительные, итоговые (по обобщению)

Требования к методам обучения:

научность

связь цели и задач обучения с темой занятия

связь нового материала с ранее изученным и усвоенным

учет индивидуальных особенностей детей

соответствие возрасту детей [1, c. 80].

Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения преподаватель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации [3, c. 125].

Проблемно-поисковые методы обучения очень эффективны для дистанционного обучения ибо они достаточно часто применяются на практике с помощью наглядных, словесных и практических методов. В связи с этим принято говорить о методах проблемного изложения учебного материала, о проблемных и эвристических беседах, о применении наглядных методов проблемно-поискового типа, о проведении проблемно-поисковых практических работ исследовательского вида. По мнению И.Я. Лернера, этот вид методов включает в себя такие его частные случаи, как метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, исследовательский методы обучения. Частными случаями проблемно-поискового метода являются предложенные М.И. Махмутовым бинарные методы: объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый. Все это как бы конкретные уровни проявления проблемно-поискового метода в широком его понимании, а также сочетания различных методов с постепенным нарастанием поискового элемента в учении.

Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим [3, c. 126].

Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее преподаватель ставит перед обучаемыми ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предложения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно-поисоковой беседы обучаемые решают целую серию проблемных ситуаций.

Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на занятиях.

Проблемно-поисковые упражнения применяются в том случае, когда обучаемые могут самостоятельно по заданию преподавателя выполнить определенные виды действий, которые подводят его к усвоению новых знаний. Проблемно-поисковые упражнения могут применяться не только при подходе к усвоению новой темы, но и во время закрепления ее на новой основе, то есть при выполнении упражнений, углубляющих знаний [3, c. 127].

Ценным видов особенно для дистанционного обучения являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых обучаемые, например, самостоятельно выясняют законы плавления тел или любые другие законы. Такие лабораторные работы проводятся до изучения теоретического материала и ставят обучаемых перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия.

Проблемно-поисковые методы в дистанционном обучении применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательно деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, когда нужно добиться формирования понятий, законов и теорий в соответствующей области науки, а не сообщение фактической информации. Доля дистанционного обучения намного лучше, если проблемно-поисковые методы будут сочетаться с репродуктивными для большей эффективности [3, c. 128].

 

 

 

 

 

 

 

3.Формы организации процесса обучения

в дошкольном учреждении

 

Информация о работе Формы организации процесса обучения в дошкольном учреждении