Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 00:13, контрольная работа
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это проблема методов обучения как в теории обучения, так и реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии.
Теоретическое обоснование темы………………………………………...3
1.Сущность понятий «метод обучения», «прием обучения»……………3
2.Классификация методов воспитания дошкольников…………………..5
3.Формы организации процесса обучения в дошкольном
учреждении……………………………………………………………………….9
Практико-ориентированные задания…………………………………….11
1.Сетка разных форм организации учебно-познавательной
деятельности дошкольников на месяц……………………………………...…11
2.Конспект комплексного занятия с использованием различных форм, методов и приемов для детей старшего дошкольного возраста……………..13
Список использованных источников……………………………………17
Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т. д. В детском саду используются фронтальные, групповые и,.индивидуальные формы организованного обучения.
Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду''. Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы.
Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-обраэоватедьнрй работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре [2, c. 91].
В занятии можно выделить три основные части.
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть-- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка.
В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в детском саду, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей [2, c. 92].
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения - наблюдение с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок, а также в уголке природы.
В повседневном пед. процессе используется Групповая форма обучения (небольшое количество детей). При этом часто используется дидактическая или автодидактическал игра (для закрепления и уточнения знаний, для отработки умственных навыков и умений). Применяются также индивидуальные формы обучения - разнообразные упражнения, беседы и другие [2, c. 93].
На современном этапе подход к обучению детей на занятиях несколько изменился, формирование знаний, умений и навыков чаще выступает не как самоцель, а как средство развития ребенка. Появились такие Нетрадиционные формы занятий как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга), "Клуб знатоков", "Что? Где? Когда?", занятия в Центрах активности. Такая форма обучения предполагает более индивидуальный подход к детям, и дает ребенку возможность выбора. Структура занятия - дети приглашается в центр круга (на ковре в центре группы дети садятся в кружок), где происходит ознакомление с новым материалом, либо систематизируется уже известный. После чего детям предлагаются задания на закрепление знаний в таких центрах, как центр искусства - изо; центр манипулятивных материалов - сенсорика; центр грамотности – дид. игры, математика, развитие речи, худ. лит-ра; центр воды и песка - игры с водой и песком, экспериментирование; центр конструирования - строительные игры; центр драматизации. Детям предлагается на выбор 2-3 центра, куда бы они хотели пойти. Данная форма занятия предусматривает наличие ассистента (помощник воспитателя, родители) который бы мог осуществлять обучение детей в одном из центров, в качестве ассистента может выступать. Такая форма проведения занятий позволяет более индивидуально подходить к вопросу обучения детей, развивает детское творчество, самостоятельность, умение делать выбор. Эти занятия также приобщают родителей к проблемам детского сада. Даст возможность родителям сравнивать уровень развития своих детей с их сверстниками [2, c. 94].
Практико-ориентированные задания
1.Сетка разных
форм организации учебно-
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя | |
понедельник |
Приобщение к белорусской национальной культуре: Знакомство со сказками. |
Приобщение к белорусской национальной культуре: Заучивание загадок, пословиц, поговорок. |
Приобщение к белорусской национальной культуре: Знакомство с народными промыслами. |
Приобщение к белорусской национальной культуре: Чтение и заучивание потешек, песенок. |
Хозяйственно-бытовой труд. |
Хозяйственно-бытовой труд. |
Хозяйственно-бытовой труд. |
Хозяйственно-бытовой труд. | |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. | |
Словесные игры и упражнения. |
Словесные игры и упражнения. |
Словесные игры и упражнения. |
Словесные игры и упражнения. | |
вторник |
Забочусь о своем здоровье. |
Забочусь о своем здоровье. |
Забочусь о своем здоровье. |
Забочусь о своем здоровье. |
Труд в природе. |
Труд в природе. |
Труд в природе. |
Труд в природе. | |
Наблюдение за животными. |
Наблюдение за птицами. |
Наблюдение за насекомыми. |
Наблюдение за неживой природой. | |
Знакомство с творчеством художников. |
Знакомство с творчеством художников. |
Знакомство с творчеством композиторов. |
Знакомство с творчеством композиторов. | |
среда |
ПДД (чтение). |
ПДД (игры). |
ПДД (беседа). |
ПДД (наблюдение). |
Экскурсия. |
Целевая прогулка. |
Целевая прогулка. |
Целевая прогулка. | |
Игры с математическим содержанием. Количество, счет. |
Игры с математическим содержанием. Форма, величина. |
Игры с математическим содержанием. Время. |
Игры с математическим содержанием. Ориентировка в пространстве. | |
Культурно-гигиенические навыки. |
Культурно-гигиенические навыки. |
Культурно-гигиенические навыки. |
Культурно-гигиенические навыки. | |
четверг |
Литературный час. (авторская проза) |
Литературный час. (мировое народное творчество) |
Литературный час. (поэтические произведения) |
Литературный час. (заучивание) |
Наблюдение за растительным миром. |
Наблюдение за растительным миром. |
Наблюдение за растительным миром. |
Наблюдение за растительным миром. | |
Театрализованные игры. |
Театрализованные игры. |
Театрализованные игры. |
Театрализованные игры. | |
Работа по закреплению темы по познавательному развитию. |
Работа по закреплению темы по познавательному развитию. |
Работа по закреплению темы по познавательному развитию. |
Работа по закреплению темы по познавательному развитию. | |
пятница |
ППБ (беседа) |
ППБ (чтение) |
ППБ (игра). |
ППБ (чтение). |
Вечер развлечений. |
Вечер развлечений. |
Вечер развлечений. |
Вечер развлечений. | |
Игры на развитие памяти, внимания. |
Игры на развитие памяти, внимания. |
Игры на развитие речи, мышления. |
Игры на развитие речи, мышления. | |
Наблюдение за неживой природой. |
Наблюдение за неживой природой. |
Наблюдение за неживой природой. |
Наблюдение за неживой природой. |
2.Конспект комплексного
занятия с использованием
форм, методов и приемов для детей старшего
дошкольного возраста
Использование на занятиях с дошкольниками методов и приемов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и РТВ (развития творческого воображения) позволяет: активизировать познавательные и исследовательские способности; научить детей самостоятельно "добывать" знания; развивать творческие способности дошкольников.
Цель:
закрепить, систематизировать знания детей о птицах: кого называют птицей, какие они бывают, чем питаются, где живут, как размножаются;
развивать творческие способности;
воспитывать интерес к природе, доброжелательное отношение к сверстникам.
Оборудование: кукла Незнайка, игрушка Цыпленок, гнездышко, иллюстрации птиц, запись голосов птиц.
Предшествующая работа: знакомство с зимующими птицами, перелетными, домашними, отгадывание и заучивание загадок, стихотворений, пение песен, слушание в грамзаписи голосов птиц, рассматривание чучел птиц, иллюстраций, рисование птиц, лепка.
Методические приемы: приход Незнайки, игры по ТРИЗ и РТВ: “Волшебная лесенка”, “Маленькие человечки”, “Хорошо-плохо”, “Наоборот”, “Теремок”, “Фантастическая птица”, вживание в образ.
Ход занятия
Приходит в гости кукла Незнайка (озвучивает воспитатель):
– Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться!
– Знаете, почему меня так зовут?
– Да, я еще много не знаю, поэтому спешил к вам на занятие. Я шел через лес, а там такие песни слышал красивые, что решил и вам их принести. Хотите послушать? (Запись птичьих голосов.) О чем эти песни? (эмпатия)
– Кто их поет?
– Я знаю кто такие птицы: это заяц, лиса, волк, медведь…Нет? (Провокация.) А кого я назвал?
– Как узнать: кто птица? Что у нее есть? (Подсистема.)
Воспитатель (В). – Незнайка, ребята помогут тебе разобраться, кто такие птицы. Они знают, что птицы бывают дикими и …домашними. Почему их называют “дикими”?
– А почему “домашними”?
– Запомнил, Незнайка? А еще, ребята знают, что дикие птицы бывают какими?
– Назовите зимующих птиц Незнайке, чтобы он их запомнил.
Незнайка (Н). – Я вот только не понял, почему их так называют?
В. – Ребята тебе, Незнайка, и стихотворение про зимующую птицу расскажут.
Физкультминутка.
Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою
Чик-чирик, чик-чирик.
Н. – Расскажите мне про какую-нибудь птичку.
В. – Мы знаем игру, Незнайка, которая все-все расскажет тебе. Ребята, что это за игра?
( “Волшебная лесенка”. Дети заполняют экраны системного оператора.)
О какой птичке мы расскажем Незнайке?
Н. – Ну теперь я все про зимующих птиц знаю. А кто такие “перелетные птицы”?
Так это я их песни слышал в лесу. А вы их названия знаете?
В. – Мы и стихотворенье про одну птичку расскажем
Физкультминутка.
С юга скворушки летят
В новом доме жить хотят
За работу, нам пора
Строить скворушкам дома.
Н. – А что такое скворечник?
В. – Мы тебе сейчас модель скворечника построим и тебе все будет понятно.
(“Маленькие человечки”. Ребенок, назвав часть скворечника, определяет, какие человечки в ней живут и выходит строить модель, став этим человечком.)
Незнайка, это мы тебе рассказали про диких птиц, а теперь попробуй, угадай названия домашних из загадок.
Дети загадывают загадки.
Желтые клубочки
Ходят возле квочки.
Шипит, гогочет,
Щипнуть меня хочет,
Я иду – не боюсь,
Кто же это?
Живет во дворе,
Встает на заре,
На голове гребешок,
Кто же это?
Н. – Вот теперь я про всех птиц знаю. Как бы я хотел быть тоже птицей! А вы хотите ребята? А ваши гости? Ребята, ведь это так здорово уметь летать! Что в этом хорошего? А что в этом плохого, кому не нравится летать, почему?
Птицы все в перышках ходят. Что в этом хорошего? А что плохого?
У них вместо рук крылья, что в этом хорошего? Что плохого?
(“Хорошо-плохо”.)
В. – Незнайка, мы с ребятами знаем песню, где мальчик хотел, чтобы у него вместо волос на голове росли не перышки, а цветочки. Хочешь, мы тебе ее споем?
(Песня “Кудряшки”.)
Н. – Ребята, а вы можете придумать совсем новую птицу, какой в жизни нет?
В. – Давайте придумаем новую домашнюю птицу.
(“Фантастическая птица” – морфологический ящик. “Собираем” новую птицу из частей разных домашних птиц.)
В. – Ребята, давайте пригласим Незнайку на птичий двор, покажем, как там живут настоящие домашние птицы.
(Вживание в образ.) Утро. Купание. Вечер.
Н. – Посмотрите, кого я встретил на вашем птичьем дворе. Кто это? (Показывает цыпленка.) Почему он плачет?
Чем мы можем ему помочь?
В. – Давайте поиграем с ним в игру “Теремок”? В теремке с цыпленком будет жить та птица, которая назовет, что между его жильцами общего.
Посмотрите, как обрадовался цыпленок, ему даже петь захотелось.
А еще он хочет угостить всех своим любимым лакомством. Что он любит? (Угощает детей зернами семечек.)
– Незнайка, понравилось тебе на нашем занятии? А вам ребята? У нас на веранде живут самые настоящие птицы, тебе ребята их сейчас покажут и все о них расскажут.
Список использованных источников
Информация о работе Формы организации процесса обучения в дошкольном учреждении