Формы работы с родителями по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 21:58, реферат

Описание работы

Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а также укреплять внутрисемейные отношения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1.Формы работы с родителями по физическому воспитанию и развитию дошкольников……………………………………………………………………4
2. Родительское собрание «Физическое воспитание дошкольника»………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

Реферат

 «Формы работы с  родителями по физическому воспитанию  и развитию детей дошкольного  возраста»

по дисциплине

«Технология физического воспитания детей дошкольного возраста»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

1.Формы  работы с родителями по физическому  воспитанию и развитию дошкольников……………………………………………………………………4

2. Родительское собрание  «Физическое воспитание дошкольника»………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….21

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитее его личности.

Физическое воспитание – неотъемлемая часть этого процесса. В современном  обществе ведется пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья. Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а также укреплять внутрисемейные отношения.

 

  1. Формы работы с родителями по физическому воспитанию и развитию дошкольников.

 «Учиться быть здоровыми, физически активными, защитить себя и своих детей от опасностей современного цивилизованного мира» - таким должен быть девиз всех взрослых заботящихся о здоровье детей.

Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании», ФГОС здоровье дошкольников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

С этой позиции центром работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны стать семья и детский сад - две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается – «семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установлении доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении  не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги).

 Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Именно по этой причине   дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей. Сотрудничество  детского сада и семьи направлено на достижение основной цели – разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного развития ребенка. Оптимизация современных видов деятельности педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей осуществляется поэтапно. При разработке содержания работы с родителями воспитанников  следует придерживаться ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание  и методику совместной работы с семьей:

1. Единство целей и  задач воспитания здорового ребенка  в дошкольном образовательном  учреждении и семье. Оно достигается  посредством координации усилий  педагогов и родителей в данном  направлении, ознакомления родителей  с основным содержанием, методами  и приемами оздоровительной работы  в ДОУ и изучения педагогами  успешного опыта семейного воспитания.

2. Индивидуальный подход  к каждому ребенку и каждой  семье.

3. Систематичность и последовательность  работы в течение всего периода  пребывания ребенка в детском  саду,  между родителями и педагогами.

4. Добровольность.

5. Взаимное доверие и  взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета  педагогов в семье, а родителей  – в детском саду, формирование  отношения к родителям как  равноправным партнерам в образовательно–воспитательной работе.

Соблюдение данных принципов позволяет приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию и развитию детей, пополнить их знания об особенностях   использования профилактических  и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр,  а также помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.  Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах. 

  В соответствии с  этим были определены основные направления работы:

- создание условий для  развития  оздоровления ребенка;

- разработка комплексной  системы оздоровления и воспитания  дошкольника в ДОУ и семье;

-  осуществление тесного  взаимодействия  родителей и педагогов.

Формы работы с родителями условно можно разделить на четыре группы: 1.информационно – аналитические,

     2.познавательные,

     3. наглядно – информационные,

     4.досуговые.

1.Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

2.Познавательные  формы – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог-психолог, инструктора  по физической культуре, воспитателей, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные.

3.Наглядно-информационные  формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

4.Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.

Содержательную сторону  традиций физического развития в семье определяют различные его формы. Для достижения положительных результатов работы  в ДОУ широко  используются такие формы работы:

  • анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребенка.
  • консультации
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
  • Дни открытых дверей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале
  • общие и групповые родительские собрания
  • деловые игры и психологические тренинги с разбором проблемных ситуаций
  • занятия с участием родителей
  • оформление фотомонтажей
  • совместное создание предметно-развивающей среды
  • работа с родительским советом ДОУ
  • беседы с детьми и родителями
  • организация дней  здоровья

  Анкетирование   помогает педагогам определить  главную  цель работы с родителями  по созданию единого образовательно– оздоровительного пространства «Детский сад - семья» - всестороннее психолого-педагогическое, санитарно-гигиеническое  просвещение родителей, выявить и такую проблему, как незаинтересованность многих  родителей в организации двигательной деятельности детей. При проведении  анкетирования родителей  о здоровом образе жизни  и   выявлению потребности в оздоровительных услугах для воспитанников детского сада показывает, что:

  • Родители   считают, что детям необходимы оздоровительные услуги и знания о здоровом образе жизни, но сами с детьми мало гуляют, очень редко проводят закаливающие мероприятия, занимаются физкультурой и спортом. 
  • В большинстве случаев родители безынициативны в организации совместной с ребёнком двигательной деятельности.
  • В семье взрослые испытывают трудности в организации физкультурно-игровой деятельности вместе с ребёнком;
  • Родители слабо ознакомлены с оздоровительными методиками;
  • Во многих семьях преобладает дефицит общения родителей с детьми.

Для  привлечения и заинтересованности детей и родителей к физической культуре: можно  провести  фотоконкурс «Спортивный калейдоскоп». В  большинстве случаев родители с трудом могут найти фотографии связанные со спортом. Это  может послужить хорошей  почвой для разговора о том, как мы учим детей отдыхать и следить за своим здоровьем.  Предложить родителям вместе со своими детьми создать фотокомпозиции  и коллажи на спортивные темы. Дети принимают активное участие в оформлении, дополняют коллажи своими рисунками и комментариями.

Метод анкетирования позволит, наиболее глубоко изучить интересующие вопросы родителей по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ и наметить план работы по данному направлению.

Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности.  

В целях привлечения внимания родителей используются: буклеты; газеты; (как групповые, и изданы творческой группой педагогов детского сада). Использование видеозаписи. Имеется в виду распространение видеоматериалов педагогической копилки воспитателей среди родителей (занятия, режимные моменты, праздники).

Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, буклетов, папок-передвижек «Азбука здоровья»

Использование родительских  уголков является традиционной формой работы. Для того чтобы она была действенной в детском саду эффективно используются рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Игры для физического развития ребенка дошкольного возраста», «Благодарим», «Это интересно», «Оборудование своими руками», «Играем дома» и др. В них помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Родители могут увидеть достижения детского сада и воспитанников, новости о спортивных достижениях своих детей.

Информация о работе Формы работы с родителями по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста