Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 18:48, контрольная работа
Понятия средств и форм воспитания. Многообразие форм воспитательной работы, их классификация. Характеристика основных форм воспитания.
Введение
Воспитание - основная категория педагогической науки и практики. С первобытных времен воспитание было первой формой передачи опыта предшествующих поколений последующим. Каждая цивилизация рассматривала процесс воспитания с точки зрения постановки цели, отбора содержания, выбора методов, форм, средств воспитания.
Школа XXI века требует от учителя:
- новейших знаний в
аспекте науки, которые он
- хорошей информированности
о выводах и гипотезах, об
идеях и практических решениях
психолого-педагогической
- понимание сложных законов Детства.
Воспитание дома и в
школе, по природе своей - процесс
творческий, созидающий, каждый раз
и в каждом отдельном случае, нечто
новое, не бывшее раннее никогда в
опыте педагога. И не может быть
по иному, поскольку, каждый человек, каждый
класс, школа неповторимы в своем
образе, истории и в своем социально-
В настоящее время учителя испытывают большие трудности с организацией воспитательной работы. Это связано с тем, что отсутствуют идеологические ориентиры, воспитание характеризуется разносторонностью содержания и разнообразием методов. Имеет место свобода выбора форм, методов и средств воспитания, хотя программная цель остается прежней.
Тем не менее, при решении
ряда воспитательных проблем, наиболее
часто встречающихся в школе,
существует ряд приемов их решения,
отработанных на практике. При всем
многообразии методов имеются такие,
которые применяются при
ГЛАВА 1. Понятие о формах воспитания.
Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.
Основные признаки воспитания:
Средство воспитания — это педагогически независимый источник социального опыта. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и др.). Средства воспитания воздействуют на воспитуемого сами по себе, также их целенаправленно может использовать воспитатель.
Средства выбирают для реализации той или иной воспитательной цели. Выбор средств определяется методом воспитания. Они иллюстрируют явления жизни, инициируют активность воспитуемых, обеспечивают материально-техническую оснащенность, улучшают психологическую атмосферу, выступают инструментами деятельности, подчеркивают скрытую символику деятельности и т.д.
Средства должны отвечать определенным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.
Совокупность методов и
В современных энциклопедиях и словарях понятие «форма» имеет несколько значений:
1) внешнее выражение процесса воспитания;
2) совокупность организаторских
приемов и воспитательных
3) система целесообразной
Таким образом, форма — это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности.
Формы воспитательной работы выполняют определенные функции:
Организационная функция - организация отражает определенную логику взаимодействий участников воспитательной работы;
Регулирующая функция - использование той или иной формы позволяет регулировать взаимоотношения между воспитателями и воспитанниками, в процессе которых происходит формирование норм социальных отношений;
Информативная функция - возможно не только одностороннее сообщение воспитанникам тех или иных знаний, но и обращение к их собственному опыту, актуализация имеющейся информации.
Выводы по Главе 1.
Изучив первую главу, можно сделать выводы, что:
- целенаправленность
- социальная направленность
- создание условий для усвоения
ребенком определенных норм
- освоение человеком
- организационную;
- регулирующую;
- информативную.
ГЛАВА 2. Многообразие форм воспитательной работы, их классификация.
2.1. Характеристика основных форм воспитания.
Существует большое количество классификаций форм воспитательной работы. Одну форму от другой отличают:
- продолжительность по времени: кратковременные (несколько минут, часов); продолжительные (несколько дней, недель);
- виды деятельности воспитуемых: учебная, трудовая, спортивная, художественная;
- способ влияния педагога: непосредственно, опосредованно;
- субъект организации: педагоги, родители, другие взрослые; деятельность строится на основе сотрудничества, инициатива и ее реализация принадлежат воспитанникам;
-результаты: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт;
-количество участников: индивидуальная (воспитатель — воспитанник), групповая (воспитатель — группа воспитанников), массовая (воспитатель -— несколько групп) формы.
Рассмотрим особенности
1)индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблем. Задачи воспитателя: распознать возможности ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, что мешает проявить себя.
2)групповые формы: советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Задачи воспитателя: помочь каждому проявить себя, создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех ее членов.
3) коллективные формы: конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования. Роль и место воспитателя в каждой из форм воспитательной деятельности различны. Они зависят от возрастных особенностей воспитанников, целей воспитания. С воспитанниками младшего возраста воспитатель является ведущим организатором, с воспитанниками среднего возраста может быть рядовым участником и воздействовать личным примером, с воспитанниками старшего возраста :— советчиком, консультантом, участником, помощником. Воспитателю важно расположить к себе воспитанника, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с воспитателем своими мыслями, сомнениями; при этом необходимо проявлять демократичное, уважительное, тактичное отношение к личности.
Л.И. Маленкова предлагает иную классификацию форм воспитательной деятельности:
- простые (как процесс ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в многочисленные отношения);
- кратковременные и длительные;
- групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные, межшкольные, межрегиональные и др.;
- традиционные (вошедшие в практику школ, освоенные и принятые многими педагогами), творческие (нестандартные, нетрадиционные);
- спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса и специально организованные;
- регулярные и эпизодические.
Для успеха дела воспитатель должен хорошо знать возможности своих воспитанников и на основе этого строить воспитательную деятельность.
Форма воспитательной работы может
быть коллективной творческой (если она
создается участниками
В процессе коллективной творческой деятельности воспитанники вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.
Основой методики коллективной творческой деятельности является сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, общее планирование, проведение и оценка работы, поиск лучших способов и методов решения жизненно важных практических задач.
Формы коллективной творческой деятельности: чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ.
Этапы подготовки и проведения коллективной творческой деятельности (по И.П. Иванову).
Первый этап. Создается временная инициативная группа, которой поручается разработка плана предстоящего дела. Создание группы с помощью выборов, включение добровольцев, попеременное участие воспитанников в группе инициаторов реализует несколько воспитательных задач: мотивируется вслух выдвижение каждой кандидатуры, формируется опыт создания органов самоуправления, происходит процесс приучения к оценке и самооценке личностных достоинств воспитанников и т.д.
Второй этап. Временная инициативная группа разрабатывает концепцию предстоящего мероприятия: участники группы вносят предложения, обсуждают их, коллективно выстраивают общую программу предстоящего дела. В процессе данной деятельности у воспитанников формируется опыт группового планирования.
Третий этап. На данном этапе временная инициативная группа составляет список подготовительных дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного. Воспитательный результат этого этапа заключается в том, что здесь формируются практичность, деловитость, умение предвидеть условия, которые обеспечат успех дела. Развивается реализм в деятельности.
Четвертый этап. Инициативная группа распределяет задания, чтобы обеспечить каждый пункт программы. Индивидуальные, групповые, парные поручения даются в расчете на то, чтобы ими были охвачены все воспитанники. Воспитательный результат выражается в формировании социального опыта, в становлении организаторских качеств личности.