Формы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Понятия средств и форм воспитания. Многообразие форм воспитательной работы, их классификация. Характеристика основных форм воспитания.

Файлы: 1 файл

Глава 1..docx

— 33.61 Кб (Скачать файл)

Введение

Воспитание - основная категория  педагогической науки и практики. С первобытных времен воспитание было первой формой передачи опыта  предшествующих поколений последующим. Каждая цивилизация рассматривала  процесс воспитания с точки зрения постановки цели, отбора содержания, выбора методов, форм, средств воспитания.

Школа XXI века требует от учителя:

- новейших знаний в  аспекте науки, которые он будет  преподавать;

- хорошей информированности  о выводах и гипотезах, об  идеях и практических решениях  психолого-педагогической науки;

- понимание сложных законов  Детства.

Воспитание дома и в  школе, по природе своей - процесс  творческий, созидающий, каждый раз  и в каждом отдельном случае, нечто  новое, не бывшее раннее никогда в  опыте педагога. И не может быть по иному, поскольку, каждый человек, каждый класс, школа неповторимы в своем  образе, истории и в своем социально-психологическом  содержании.

В настоящее время учителя  испытывают большие трудности с  организацией воспитательной работы. Это связано с тем, что отсутствуют  идеологические ориентиры, воспитание характеризуется разносторонностью содержания и разнообразием методов. Имеет место свобода выбора форм, методов и средств воспитания, хотя программная цель остается прежней.

Тем не менее, при решении  ряда воспитательных проблем, наиболее часто встречающихся в школе, существует ряд приемов их решения, отработанных на практике. При всем многообразии методов имеются такие, которые применяются при различном  содержании воспитания. Рассмотрим наиболее распространенные методы осуществления воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятие о формах воспитания.

    1. Понятия средств и форм воспитания.

Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие -   развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

Основные признаки воспитания:

  • целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента, (конечная цель воспитаний – освоение социально-культурных ценностей  общества и развитие всесторонней индивидуальности воспитанника),
  • воспитание – процесс, характеризующийся изменчивостью и динамичностью,
  • воспитание – процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ов) при активности обеих сторон,
  • воспитание – процесс многофакторный (географическая, социальная и микросреда действуют на человека стихийно, интенсивность и результативность их действия неоднозначна),
  • важнейшим признаком воспитательного процесса является  определение на  основании поставленной цели и стратегических задач его содержания  (формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира, составными элементами которого является воздействие на сознание, поведение и эмоционально-волевую сферу личности воспитанника),
  • воспитание – процесс творческий,
  • воспитание осуществляется специально подготовленными людьми.

Средство воспитания — это педагогически независимый источник социального опыта. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и др.). Средства воспитания воздействуют на воспитуемого сами по себе, также их целенаправленно может использовать воспитатель.

Средства выбирают для реализации той или иной воспитательной цели. Выбор средств определяется методом  воспитания. Они иллюстрируют явления  жизни, инициируют активность воспитуемых, обеспечивают материально-техническую  оснащенность, улучшают психологическую  атмосферу, выступают инструментами  деятельности, подчеркивают скрытую  символику деятельности и т.д.

Средства должны отвечать определенным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

Совокупность методов и средств, обусловленных индивидуальностью  педагога, определяют форму воспитательной деятельности.

В современных энциклопедиях и  словарях понятие «форма» имеет  несколько значений:

1) внешнее выражение процесса  воспитания;

2) совокупность организаторских  приемов и воспитательных средств,  обеспечивающих внешнее выражение  воспитательной работы;

3) система целесообразной организации  коллективной и индивидуальной  деятельности воспитанников. 

Таким образом, форма — это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности.

    1. Функции форм воспитательной работы.

Формы воспитательной работы выполняют  определенные функции:

  1. организационную;
  2. регулирующую;
  3. информативную.

Организационная функция - организация отражает определенную логику взаимодействий участников воспитательной работы;

Регулирующая функция - использование той или иной формы позволяет регулировать взаимоотношения между воспитателями и воспитанниками, в процессе которых происходит формирование норм социальных отношений;

Информативная функция - возможно не только одностороннее сообщение воспитанникам тех или иных знаний, но и обращение к их собственному опыту, актуализация имеющейся информации.

 

 

 

 

 

 

Выводы по Главе 1.

Изучив первую главу, можно сделать  выводы, что:

  1. Воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации личности (программа “Юные москвичи на пути в III тысячелетие”).
  2. Можно выделить общие признаки:

- целенаправленность воздействий  на воспитанника;

- социальная направленность этих  действий;

- создание условий для усвоения  ребенком определенных норм отношений;

- освоение человеком определенного  комплекса социальных ролей.

  1. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и др.). Средства воспитания воздействуют на воспитуемого сами по себе, также их целенаправленно может использовать воспитатель.
  2. Под «формой» понимается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы» - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.
  3. Формы воспитательной работы выполняют определенные функции:

- организационную;

- регулирующую;

- информативную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Многообразие форм воспитательной работы, их классификация.

2.1. Характеристика основных  форм воспитания.

Существует большое количество классификаций форм воспитательной работы. Одну форму от другой отличают:

- продолжительность по времени: кратковременные (несколько минут, часов); продолжительные (несколько дней, недель);

- виды деятельности воспитуемых: учебная, трудовая, спортивная, художественная;

- способ влияния педагога: непосредственно, опосредованно;

- субъект организации: педагоги, родители, другие взрослые; деятельность строится на основе сотрудничества, инициатива и ее реализация принадлежат воспитанникам;

-результаты: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт;

-количество участников: индивидуальная (воспитатель — воспитанник), групповая (воспитатель — группа воспитанников), массовая (воспитатель -— несколько групп) формы.

Рассмотрим особенности некоторых  форм воспитательной работы, различаемых по количеству участников:

1)индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблем. Задачи воспитателя: распознать возможности ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, что мешает проявить себя.

2)групповые формы: советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Задачи воспитателя: помочь каждому проявить себя, создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех ее членов.

3) коллективные формы: конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования. Роль и место воспитателя в каждой из форм воспитательной деятельности различны. Они зависят от возрастных особенностей воспитанников, целей воспитания. С воспитанниками младшего возраста воспитатель является ведущим организатором, с воспитанниками среднего возраста может быть рядовым участником и воздействовать личным примером, с воспитанниками старшего возраста :— советчиком, консультантом, участником, помощником. Воспитателю важно расположить к себе воспитанника, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с воспитателем своими мыслями, сомнениями; при этом необходимо проявлять демократичное, уважительное, тактичное отношение к личности.

Л.И. Маленкова предлагает иную классификацию  форм воспитательной деятельности:

- простые (как процесс ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в многочисленные отношения);

- кратковременные и длительные;

- групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные, межшкольные, межрегиональные и др.;

- традиционные (вошедшие в практику школ, освоенные и принятые многими педагогами), творческие (нестандартные, нетрадиционные);

- спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса и специально организованные;

- регулярные и эпизодические.

Для успеха дела воспитатель должен хорошо знать возможности своих  воспитанников и на основе этого  строить воспитательную деятельность.

Форма воспитательной работы может  быть коллективной творческой (если она  создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при  этом учитываются интересы и потребности  каждого; индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; коллективная работа позволяет каждому  найти значимое место в общем  деле); по исполнению — неповторимой.

В процессе коллективной творческой деятельности воспитанники вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Основой методики коллективной творческой деятельности является сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, общее планирование, проведение и оценка работы, поиск лучших способов и методов решения жизненно важных практических задач.

Формы коллективной творческой деятельности: чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ.

Этапы подготовки и проведения коллективной творческой деятельности (по И.П. Иванову).

Первый этап. Создается временная инициативная группа, которой поручается разработка плана предстоящего дела. Создание группы с помощью выборов, включение добровольцев, попеременное участие воспитанников в группе инициаторов реализует несколько воспитательных задач: мотивируется вслух выдвижение каждой кандидатуры, формируется опыт создания органов самоуправления, происходит процесс приучения к оценке и самооценке личностных достоинств воспитанников и т.д.

Второй этап. Временная инициативная группа разрабатывает концепцию предстоящего мероприятия: участники группы вносят предложения, обсуждают их, коллективно выстраивают общую программу предстоящего дела. В процессе данной деятельности у воспитанников формируется опыт группового планирования.

Третий этап. На данном этапе временная инициативная группа составляет список подготовительных дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного. Воспитательный результат этого этапа заключается в том, что здесь формируются практичность, деловитость, умение предвидеть условия, которые обеспечат успех дела. Развивается реализм в деятельности.

Четвертый этап. Инициативная группа распределяет задания, чтобы обеспечить каждый пункт программы. Индивидуальные, групповые, парные поручения даются в расчете на то, чтобы ими были охвачены все воспитанники. Воспитательный результат выражается в формировании социального опыта, в становлении организаторских качеств личности.

Информация о работе Формы воспитания