Формы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Понятия средств и форм воспитания. Многообразие форм воспитательной работы, их классификация. Характеристика основных форм воспитания.

Файлы: 1 файл

Глава 1..docx

— 33.61 Кб (Скачать файл)

Пятый этап. Группа, получившая задание к предстоящему коллективному творческому делу, включается в деятельность по его подготовке. Воспитательный результат выражается в формировании опыта познавательных, организаторских, тематических, оформительских действий. Происходит взаимообогащение деловыми качествами воспитанников.

Шестой этап. Проведение подготовленного дела. В ходе разнообразной коллективной, групповой, индивидуальной деятельности формируется личность воспитанника.

Седьмой этап. После завершения мероприятия происходит заключительная встреча временной инициативной группы. Ее цель — коллективный анализ замысла и качества осуществления программы. Воспитательный смысл этого этапа состоит в приучении воспитанников к самоанализу и критической оценке своих действий, умений.

После обсуждения коллективно подготовленного и проведенного дела временная инициативная группа распадается. Действует принцип перемены ролей. Наиболее эффективные приемы, применяемые на всех стадиях проведения коллективной творческой деятельности: создание микроколлектива, группы для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания; «мозговая атака», то есть поиск наилучших вариантов решения; создание «банка идей»; отбор и защита идей.

Организатору коллективной творческой деятельности полезно помнить, что:

- число участников в коллективе может быть от 7—9 до 25—30 человек (оптимально для групповой и коллективной формы работы). При увеличении количества участников эффективность дела резко снижается;

- доминируют цели индивидуального развития личности каждого участника коллективной творческой деятельности;

- творческие задачи определяются самими участниками деятельности;

- каждому воспитаннику предоставляется возможность выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям.

Описанная выше технология может быть использована при проведении различных  по форме воспитательных мероприятий (классных часов различной тематики; конференций; праздников поэзии, музыки, песни, танца; устных журналов; конкурсов; встреч с интересными людьми, со сверстниками, выпускниками и т.д.).

Кроме перечисленных выше в последние годы распространенными становятся следующие формы воспитательной работы:

  1. публичная лекция для широкого круга воспитанников: 15—20 минут насыщенной яркой информации с необычными примерами и фактами, красочной эстетической обстановкой позволяют «высветить» отношение к рассматриваемому предмету или событию.
  2. «Сократовская беседа» — развернутое рассмотрение множества вариантов решения поставленной проблемы способом поочередной постановки дополнительных вопросов с последовательными ответами, постепенно приводящими к истине.
  3. открытый микрофон для обсуждения проблем общественной жизни.
  4. философский стол для философского осмысления жизни воспитанников.
  5. Дискуссионные качели по предложенной теме, когда две группы ведут беседу в ритмичном чередовании суждений.
  6. Интеллектуальный аукцион — игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности. Чтобы «купить» предлагаемый «товар» -— книгу, репродукцию, фотографию, пластинку, предмет декоративно-прикладного искусства, — надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний о предмете.
  7. Разговор при свечах — откровенная беседа на темы интимно-личностного общения, этического содержания жизненных ценностей.
  8. День гения — серия красивых, содержательных актов как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана, проводимых в течение всего дня и посвященных личности великого человека, чаще всего связанных с юбилейной датой.
  9. Круглый стол с острыми углами — выявление и обсуждение мнения воспитанников по поводу животрепещущих проблем современности на основании собранных заранее дискуссионных материалов.

2.2. Факторы, влияющие  на выбор форм и средств  воспитания.

Выбор средств и форм воспитания — это серьезная задача, которая  стоит перед воспитателем, и от ее решения зависит эффективность  любой воспитательной деятельности.

При выборе средств и форм необходимо, чтобы они реализовывали образовательную, развивающую и воспитательную функции, инициировали духовную активность, мыслительную деятельность, самостоятельность взаимодействия с предметами окружающей реальности.

В каждом отдельном случае в воспитательной деятельности принимают участие  разные воспитанники со своими особенностями, интересами, возможностями. Взрослый участник также неповторим, как и дети. Исходя из этого, строить работу по чужим сценариям нецелесообразно, формы работы не должны быть однотипными. Следует использовать отдельные идеи, элементы уже созданных, апробированных на практике форм воспитательной работы. Предпочтительно, когда рождение формы происходит в процессе сотрудничества воспитателя и коллектива воспитанников.

Выбирая форму воспитания, нужно  учитывать конкретные воспитательные задачи на данном этапе и основные виды деятельности, в которые целесообразно  включить воспитанников; принципы организации  воспитательного процесса, подготовленность воспитанников, их интересы и потребности; материальную базу, внешние условия, возможности педагогов и родителей.

Каждая форма воспитания требует  определения конкретных способов, приемов, методов организации деятельности, что целесообразно осуществлять вместе с участниками этой деятельности. Часто бывают ситуации, когда воспитатель  сам продумывает и выстраивает  форму воспитательной работы. Это  зависит от ее особенностей, цели, возможностей воспитанников (кто является организатором, какова ее длительность и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2.

Рассмотрев многообразие форм воспитательной работы, можно сделать вывод, что:

  1. существует большое количество классификаций форм воспитательной работы;
  2. выбор средств и форм воспитания — это серьезная задача, которая стоит перед воспитателем, и от ее решения зависит эффективность любой воспитательной деятельности;
  3. Выбирая форму воспитания, нужно учитывать конкретные воспитательные задачи на данном этапе и основные виды деятельности, в которые целесообразно включить воспитанников; принципы организации воспитательного процесса, подготовленность воспитанников, их интересы и потребности; материальную базу, внешние условия, возможности педагогов и родителей.

Таким образом, форма, средство, метод  и цель стягиваются в тугой  педагогический узел. Если форма зависит  от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод вытекает из цели воспитания и задачи, поставленной на данный период работы с детьми.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Воспитатель часто сталкивается с трудностями при выборе метода и формы воспитания.

Причины затруднения:

- методы воспитания строго  не зафиксированы, однозначно  не описаны;

- множество условий для  применения методов;

- наличие единственного  критерия эффективности - времени.

От чего зависит выбор  метода воспитания?

  1. цели и задачи воспитания.
  2. содержания воспитания.
  3. возрастные особенности воспитанников.
  4. уровень сформированности коллектива.
  5. индивидуальные и личностные особенности учащихся.
  6. условия воспитания.
  7. уровень педагогической квалификации.
  8. время воспитания.
  9. ожидаемые последствия.

Существует ряд требований и при выборе форм воспитания:

- любая форма воспитания  не существует без беседы;

- одна и та же форма  может решать разные воспитательные  задачи. Это зависит от содержания;

- формы должны использоваться  в комплексе;

- обязательное слово учителя;

- нельзя ориентироваться  только на одну форму;

- выбор форм основывается  на принципах воспитания.

Выбор форм зависит от:

  1. содержания и направляющей задачи.
  2. возраста учащихся.
  3. уровня воспитанности и личного социального опыта детей.
  4. особенностей коллектива, его традиций.
  5. технический и материальных возможностей.
  6. уровня профессионализма учителя.

Эффективность форм воспитания зависит:

- от того, на сколько много детей вовлечено;

- от сочетания эмоциональных  и рациональных факторов;

- от того, какие мотивы  формируются;

- от сочетания руководства  педагога и самостоятельности  детей;

- от сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм;

- следует планировать  систему воспитательных действий, а не одно отдельное мероприятие.

Искусство учителя заключается  в том, чтобы с высоты своей  образованности, жизненной мудрости, опираясь на выводы психологии и педагогики, творчески используя их в своей  повседневной работе, чутко понимать этот мир, побуждать, а не принуждать своих учеников на овладение новыми знаниями, на добрые дела и поступки.

 

Список литературы.

  1. Выбор медов обучения / Под ред. Ю.К. Бабанского, М., 1981.
  2. Дьяченко В. К. Коллективная структура учебного процесса и ее развитие. – М., 1989.
  3. Ильина Т. А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984.
  4. Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.
  5. Педагогика./ Под ред. П. И. Пидкаситого. – М., 2002.
  6. Педагогика./ Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение,1998.
  7. Педагогика: Учеб.пособие/ В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; под ред.проф. В.Г. Рындак.- М.:высш. шк., 2006.
  8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.
  9. Харламов И. Ф. Педагогика. – Минск, 2002.

 

 

 


Информация о работе Формы воспитания