Гендерные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Издавна проблема агрессивного поведения людей была одной из самых сложных и интересных проблем психологии и педагогики. В одних и тех же жизненных ситуациях люди реагируют по-разному, иногда с некоторой долей агрессии. Поэтому важно выявить своевременно причины агрессивного поведения и учитывать эти причины в практике общения.
Агрессивность как психологический феномен включает в себя такие личностные особенности, как мстительность, нетерпимость к чужому мнению, подозрительность, вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, наступательность, бескомпромиссность и др.

Содержание работы

Введение 2
Гендерные особенности агрессивных реакций у подростков. 4
1.1 Понятие гендер. Гендерные различия и особенности. 4
1.2 Агрессия как психологический феномен. 7
Агрессивное поведение у подростков. 11
Эмперическое исследование агрессивности у подростков. 14
Организация исследования. 14
2.2 Методы профилактики и агрессивное поведение у подростков. 17
2.3 Метод исследования. 20
2.4 Анализ полученных результатов. 21
2.5 Выводы 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложение 28

Файлы: 1 файл

гендерные особенности.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение                                                                                                                   2

  1. Гендерные особенности агрессивных реакций у подростков.             4

1.1 Понятие гендер. Гендерные различия и особенности.                                  4

1.2 Агрессия как психологический феномен.                                                       7

    1. Агрессивное поведение у подростков.                                                           11
  1. Эмперическое исследование агрессивности у подростков.           14
    1. Организация исследования.                                                                        14

2.2 Методы профилактики  и агрессивное   поведение   у   подростков.    17

2.3 Метод исследования.                                                                                 20

2.4 Анализ полученных  результатов.                                                            21

2.5 Выводы                                                                                                     23

Заключение                                                                                                      24

Список использованной литературы                                                             26

Приложение                                                                                                    28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Издавна проблема агрессивного поведения людей была одной из самых сложных и интересных проблем психологии и педагогики. В одних и тех же жизненных ситуациях люди реагируют по-разному, иногда с некоторой долей агрессии. Поэтому важно выявить своевременно причины агрессивного поведения и учитывать эти причины в практике общения.

Агрессивность как психологический феномен  включает в себя такие личностные особенности, как мстительность, нетерпимость к чужому мнению, подозрительность, вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, наступательность, бескомпромиссность и др. Существующее мнение о том, что мужчины более агрессивны, сейчас подвергается жёсткой критике. Оказывается, различия полов проявляются не на уровне агрессии, а в формах её проявления. Мужчинам более свойственна прямая вербальная и физическая агрессия (сразу выражает своё недовольство словом и делом), в то время как женщинам свойственна прямая и косвенная вербальная агрессивность (скандалить, жаловаться или ругать «за глаза» - и кто скажет, что это не так?!). Кроме того, у мальчиков и юношей в большей степени выражена неуступчивость и мстительность, а у девочек - обидчивость и вспыльчивость.

Структура проявления различных форм агрессии обусловлена  одновременно как возрастными, так  и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков  доминирует физическая агрессия, а  у девочек она выражена незначительно - они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Как показывают исследования, уже в возрасте 12-13 лет как у мальчиков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как негативизм.

В современной  психологической литературе достаточно разработаны вопросы определения сущности агрессии, факторы становления агрессивного поведения, но недостаточно разработаны вопросы: почему возникает агрессивность? Каковы факторы возникновения агрессивного поведения? Каковы гендерные различия в уровне проявления агрессии? Это и составляет основную проблему настоящего исследования.

Объект исследования: дети с агрессивным поведением.

Предмет исследования: гендерные аспекты подростковом агрессии.

Цель: Выявить  уровень агрессии у юношей и девушек.

Задачи: Изучить проблему агрессии в современных исследованиях. Определить сущность агрессии и основные психологические подходы к определению агрессивности;

Определить  особенности агрессивности в подростковом возрасте.

Проанализировать  особенности гендерных проявлений детской агрессии.

Эмперически выявить гендерные особенности агрессивности у детей.

Гипотеза: Мы выдвигаем предположение о том, что агрессивность в подростковом возрасте имеет существенные различия, в основе которых лежат половые различия.

В качестве методов исследования использовались:

  1. Наблюдение.
  2. Эмпирический эксперимент.
  3. Психодиагностика.

База: Эмпирический эксперимент проводился в Запрудненской средней школе № 1 и в Запрудненской средней школе № 2.

Практическая  значимость: Этот эмпирический эксперимент школам показал, что почти все испытуемые не имеют яркой выраженной агрессии.

Структура:  Введение – 2 стр.,  1 часть – 10 стр.,  2 часть – 10 стр.,  Вывод – 1 стр.,  Заключение – 2 стр., Список литературы – 2 стр., Приложение – 15 стр.

 

 

 

 

  1. Гендерные особенности агрессивных реакций у подростков.

 

1.1 Понятие гендер. Гендерные различия и особенности.

В психологии гендер – это социально биологическая  характеристика, с помощью которой  люди дают определение понятиям «мужчина»  и «женщина».

Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.

Наказание за отказ  следовать гендерным ролям может  быть жестоким. Аятолла Хомейни,  правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казнив общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.

Информационное  давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт,  а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится  и  гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины  и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди  и средства массовой информации подчеркивают насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу  что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивость; тип поведения когда человек полностью согласен с нормами – одобрение, интернализация. Третьим типом является – идентификация, в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.

Гендер находится  под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так  и социальной информации, внушающей  людям, насколько велика разница  между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.

Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать. Гендер является очень важной социальной переменной и родителям вряд ли бы понравилось, если окружающие допускали бы ошибки в отношении пола ребенка.

Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к  мужскому или женскому полу, о называется гендерной идентификацией). В это время дети начинают замечать что мужчины и женщины стараются по разному выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Как только ребенок начинает замечать различия между мужчинами и женщинами у него обычно появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к праздникам, а мужчины часто этого избегают. Пока ребенок растет, он видит, что именно женщина занимается такими делами и если ребенок – девочка, то это будет интересовать ее гораздо  больше, чем, если бы на ее месте был мальчик. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация – это процесс, продолжающийся в течении всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

 На протяжении  жизненного пути материалом для  построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью.

Учителя, другие дети, родители других детей, родственники игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает  о поведении, которое расценивается  обществом как соответствующее тому или иному гендеру.

Эксперименты  показывают, что чтение книг, в содержании которых прослеживается половая  стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-типичного поведения в  детских играх. Хотя недавние исследования показали, что описания гендера в книгах изданных после 1980г. в достаточной степени изменились, но библиотеки все еще полны книгами, изданными до этого периода. А в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предоставлены все возможности.

Немаловажную  роль в гендерно ролевой социализации играют средства массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют  нам стереотипные женские и мужские  образы.

В процессе дифференциальной социализации очень велика роль детских игрушек. Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. У мальчиков же игрушки побуждают к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение. Зайдя в магазин, вы сразу же увидите что большинство игрушек конкретно предназначены либо для мальчиков, либо для девочек. Гендерную принадлежность игрушки часто содержит в себе ее название или упаковка. По статистике взрослые покупают маленьким детям больше игрушек, типичных для пола ребенка. Естественно будет предположить, что это является следствием того, что мальчики и девочки предпочитают разные игрушки и поэтому просят купить им именно их. Но является ли это предпочтение «естественным» или создается социальным окружением? По  этому поводу существует несколько гипотез одна из них предполагает, что мальчики и девочки изначально обладают различной врожденной предрасположенностью, благодаря чему и начинают со временем отдавать предпочтения различным игрушкам. Но к сожалению, мы не можем исключить возможности, что к тому моменту, когда ребенок начинает отдавать предпочтения игрушкам типичным для его пола, дифференциальная социализация в какой то мере уже произошла.

Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения  и на протяжении всей жизни.

 

 

1.2 Агрессия как психологический феномен

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

  1. Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)
  2. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)
  3. Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)
  4. Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson) 1
  5. Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.2

Имеющиеся определения  можно условно разделить на 2 большие  группы:

1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия.  Инструментальная агрессия -  та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба3.

2. Агрессия как  акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).  Р. Бэрон и Д. Ричардсон4 дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

По мнению этих авторов:

  • агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;
  • в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
  • жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;

Информация о работе Гендерные особенности