Гендерные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Издавна проблема агрессивного поведения людей была одной из самых сложных и интересных проблем психологии и педагогики. В одних и тех же жизненных ситуациях люди реагируют по-разному, иногда с некоторой долей агрессии. Поэтому важно выявить своевременно причины агрессивного поведения и учитывать эти причины в практике общения.
Агрессивность как психологический феномен включает в себя такие личностные особенности, как мстительность, нетерпимость к чужому мнению, подозрительность, вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, наступательность, бескомпромиссность и др.

Содержание работы

Введение 2
Гендерные особенности агрессивных реакций у подростков. 4
1.1 Понятие гендер. Гендерные различия и особенности. 4
1.2 Агрессия как психологический феномен. 7
Агрессивное поведение у подростков. 11
Эмперическое исследование агрессивности у подростков. 14
Организация исследования. 14
2.2 Методы профилактики и агрессивное поведение у подростков. 17
2.3 Метод исследования. 20
2.4 Анализ полученных результатов. 21
2.5 Выводы 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Приложение 28

Файлы: 1 файл

гендерные особенности.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия  и коррекции, применяемыми непосредственно  к несовершеннолетнему. Социального  оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Профилактика  и предупреждение девиантного поведения  несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого – педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость  в проведении системного анализа  индивидных, личностных, социально-психологических  и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, для профилактики агрессивного поведения  необходимо научить подростков навыкам  позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы.

 

2.3 Метод исследования.

Попытка научно исследовать агрессивное поведение  порождает ряд проблем, потому что это поведение опасно. Было бы не допустимо применять методы, при которых дети могут причинить друг другу вред. Поэтому применяются сравнительно «безопасные» методы и методики, такие как проективные методики, тесты, наблюдения.

Для изучения уровня проявления агрессивности был использован метод тестирования (опросник Басса - Дарки).

Цель: получить информацию для предварительного психологического анализа.

Оборудование: бланк с вопросами и ответами.

Данное исследование проводилось в декабре 2008 года в общеобразовательной школе. Заполнение опросников осуществлялось на добровольной основе.

В тестировании  принимали участие 15 подростков, которые учатся в 7-9 классах в общеобразовательной школе, из них 7 девочек и 8 мальчиков.

Все дети из полных семей; материальное положение – среднее; все дети обеспечены отдельной комнатой; у 69% есть братья/сестры, из них у 16% не проживают совместно. Особенности семейного воспитания: строгий контроль над поведением ребенка – 32%, сотрудничество – 80%, ограничение самостоятельности – 24%, большая самостоятельность ребенка – 8%, сотрудничество со школой – 16%. Отношения в семье дружеские и близкие – 85%, «нормативные» - 8%, отсутствие взаимопонимания – 8% Анкета, по которой собирались сведения, представлена в Приложении №5. Исследование проводилось 20 января 2005 года на основании группового исследования.

 

2.4 Анализ полученных результатов.

Исследование  было спланировано и проведено в 2 этапа.

  1. Определить уровень агрессивной мотивации у детей подросткового возраста, девочек и мальчиков по отдельности.
  2. Сопоставить полученные данные.

Для определения  уровня агрессивной мотивации был  использован опросник Басса –  Дарки.

Результаты  тестирования девочек представлены на таблице 1

 

Таблица 1.

 

Учащиеся общеобразовательной  школы

   

Ксения

Ольга

Елена.

Алина

Саша

Таня.

Света

№1

 Физическая  агрессия 

4

4

4

6

5

4

3

№2

Косвенная агрессия

6

6

5

5

5

5

5

№3

Раздражение

3

3

5

6

2

3

5

№4

Негативизм

3

3

3

2

4

3

2

№5

Обида

4

4

2

4

4

2

4

№6

Подозрительность

7

7

5

2

4

6

4

№7

Вербальная  агрессия

6

6

6

4

5

6

5

№8

Чувство вины

4

4

5

4

4

4

5

 

Агрессивность

13

13

15

16

12

13

13


 

 

 

 

 

 

Результаты  тестирования мальчиков представлены на таблице 2

Таблица 2.

 

Учащиеся общеобразовательной  школы

   

Антон

Саша

Данила

Илья.

Дима

Юра

Миша.

Макс

№1

 Физическая  агрессия 

5

8

4

5

4

8

7

4

№2

Косвенная агрессия

4

5

5

6

6

5

4

4

№3

Раздражение

7

8

7

5

4

7

5

6

№4

Негативизм

3

2

5

3

3

2

3

1

№5

Обида

6

4

5

5

6

4

5

4

№6

Подозрительность

6

7

4

5

4

9

5

5

№7

Вербальная  агрессия

5

9

9

6

8

8

4

6

№8

Чувство вины

4

4

6

5

6

5

5

6

 

Агрессивность

17

25

20

16

16

23

16

16


 

Тестирование  мальчиков и девочек в % представлены в таблице 3

Таблица 3

   

Девочки

Мальчики

1

 Физическая  агрессия 

0%

38%

2

Косвенная агрессия

29%

25%

3

Раздражение

0%

50%

4

Негативизм

43%

13%

5

Обида

0%

25%

6

Подозрительность

29%

25%

7

Вербальная  агрессия

0%

50%

8

Чувство вины

0%

38%


 

По результатам  тестирования девочек, показатель агрессивности (сумма показателей физической агрессии, косвенной и вербальной агрессии), индекс враждебности (сумма показателей подозрительности и обиды), показатель уровня агрессивной мотивации (УАМ) (сумма показателей физической агрессии, вербальной агрессии и раздражения) находятся в норме, никаких отклонений в ходе исследования не было замечено. При этом необходимо учитывать, что УАМ примерно равен агрессивности. В данном случае у 30 % исследуемых девочек, имеется потенциал агрессии, т.к. УАМ>Агрессивности, а у остальных (70%) идёт подавление личности – УАМ<Агрессивности.

Из таблицы 3 видно, что мальчики более предрасположены к агрессии, чем девочки.

 

    1. Выводы.

1. Почти все испытуемые не имели яркой выраженной агрессии

2. По результатам тестирования мальчиков было выявлено, что все показатели так же находятся в норме, но у всех детей (100%) имеется потенциал агрессии. Отсюда следует, что мальчики на много агрессивнее девочек.

3. У мальчиков явно преобладает физическая агрессия;

4.У девочек – раздражительность;

5. Чувство вины, что у девочек, что у мальчиков выражено одинаково.

6. У девочек же меньше подозрительности, чем у мальчишек.

7. Высока у мальчиков обида, хотя у девочек наоборот. Но, впрочем, это свойственно их возрасту.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подростковый  возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются  внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

  Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Эти задачи мы и попытались решить в настоящей курсовой работе.

Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного  на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного  обращения.

Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких    психологических  проблем. При этом кризис может перейти  грань, отделяющую   его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.

 Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, мы в ходе работы определили следующие категории,  обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:

    • врожденные побуждения или задатки;
    • потребности, активизируемые внешними стимулами;
    • познавательные и эмоциональные процессы;
    • актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.

Основными факторами, определяющими формирование детской  агрессивности  являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

    1. Бандура А.В, Уолтерс Р.С. Подростковая агрессия. М. 2000.
  1. Венгер, В.С., Мухина А. Е. Психология Москва Просвещение 2002.
  1. Гаиезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 2004.
  2. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности, - М.; ФиС, 1999.
  3. Гиппенрейтер А.Р., Романова А. В. Психология индивидуальных различий Москва - Издательство Московского Университета - 2005 год.
  4. Годфруа С. П. Что такое психология Москва - Мир - 2003 год.
  5. Головина С.Ю. Словарь психолога-практика - Мн.:Харвест, 2003г.
  6. Жариков О.А., Крушельницкий Е. К. Для тебя и о тебе Москва - Просвещение - 2004 год.
  7. Иванова Л. Ю. Агрессивность, жестокость и отношение старшеклассников к их проявлениям, Москва, - 2005
  8. Климов О. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, 2000.
  9. Кораблина Р. С., Ронгинский М.Н. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности Санкт-Петербург - 2002 год.
  10. Крутецкий А. В. Психология М., Просвещение 2005.
  11. Лоренц К. Л. Агрессия. — М., 2004
  12. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов, 2005 г.
  13. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов /Под ред. А. В. Петровского. – М: Просвещение, 2005.

Информация о работе Гендерные особенности