Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:12, реферат
Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы любого лечебно-профилактического учреждения и каждого медицинского работника. Оно направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
Гигиеническое обучение и воспитание включено в план-график работы медицинского сотрудника из расчета 4 часа в месяц.
Гигиеническое обучение и
воспитание населения в практике
средних медицинских
«Болезнь легче предупредить, чем лечить».
Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы любого лечебно-профилактического учреждения и каждого медицинского работника. Оно направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
Гигиеническое обучение и воспитание включено в план-график работы медицинского сотрудника из расчета 4 часа в месяц.
В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:
= снижение распространенности курения;
= улучшение качества питания;
= увеличение физической активности;
= смягчение влияния
= соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;
= снижение потребления алкоголя;
= профилактика употребления наркотиков;
= улучшение качества окружающей среды.
Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.
Профилактические мероприятия бывают первичные и вторичные.
Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей.
При проведении первичной
профилактики первостепенной значение
приобретает концепция образа жизни,
которая и определяет пути предупреждения
хронических неинфекционных заболеваний
(сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических
и т.д.), генез которых во многом
связан с курением, злоупотреблением
алкоголя, гиподинамией, нерациональным
питанием, психоэмоциональными
Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения.
Вторичная профилактика –
это в основном целевое санитарно-
К вторичной профилактике
относятся курсы
И первичные и вторичные меры профилактики направлены на формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.
Виды медицинских
= профилактическое
= профилактическое
= профилактические медицинские осмотры;
= вакцинопрофилактика;
= диспансеризация;
= профилактические
Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения
и пропаганда здорового образа жизни:
методы |
средства |
Устный |
Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д. |
Печатный |
Памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов. |
Наглядный |
ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени. |
смешанный |
Все средства вместе. |
Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.
Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.
Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей.
Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.
Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.
Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).
Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.
Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.
Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.
Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.
Школы и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.
Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического
воспитания, основанная на непосредственном
общении медицинского работника (специалиста)
с присутствующими. Такая форма работы
наиболее эффективна в общеобразовательных
школах, профессиональных училищах и колледжах.
При проведении мероприятия используются
различные средства гигиенического обучения
и воспитания, практикуется
Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:
= 5% лекция;
= 10% чтение;
= 20% аудиовизуальные средства;
= 30% использование наглядных пособий;
= 50% обсуждение в группах;
= 70% обучение практикой действия;
= 90% выступление в роли обучающего (ведущего).
Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала).
Выбор методов и средств гигиенического обучения и воспитания зависит от типа ситуации.
Возможные гигиенические ситуации:
Признак ситуации |
Градации признака |
Количественный состав аудитории |
= индивидуум = группа менее 20 человек = группа более 20 человек |
Степень важности (экстремальности) |
Эпидемическая обстановка: =экстремальная = неэкстремальная |
Степень однородности |
По возрасту, полу, заболеваниям: =однородная =неоднородная |
Уровень готовности лиц выполнять гигиенические правила |
Желание познать (есть, нет) Знание (есть, нет) Умение выполнять (есть, нет) Убеждение в готовности выполнять (есть, нет) |
Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.
Никакие пожелания, приказы,
наказания не могут заставить
человека вести здоровый образ жизни,
охранять и укреплять собственное
здоровье, если человек сам не будет
сознательно формировать
Для сохранения восстановления утраченного здоровья человек должен совершать действия. Для каждого действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию.
/Что такое мотивация
– это побуждение, вызывающее
активность организма и
Какие же мотивации лежат в основе
формирования стиля здоровой жизни?
Самосохранения. Если человек знает, что какое-то действие угрожает жизни, он это действие не совершает (травма, аллергия и т.д.).
Мотивация: «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».
Подчинение этнокультурным требованиям (север – сырая рыба и т.д.). Мотивация: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависит здоровье и благополучие других».
Получение удовольствия
от самосовершенствования. Мотивац
Способность к маневрам. Мотивация: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в обществе и свое местонахождение».
Сексуальная реализация. Мотивация: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии».
Достижение максимально
возможной комфортности. Мотива
«…Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные…» - академик Н.М. Амосов.
Таким образом, здоровый образ
жизни должен целенаправленно и
постоянно формироваться в
При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, и настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.
Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят на выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.
Санитарно-гигиеническое просвещение населения - обязательный раздел деятельности каждой лечебной организации, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.
Санитарно-гигиеническое
просвещение населения
Приказом МЗ Российской Федерации
о санитарно-просветительской работе
для средних медицинских
Службу санитарно-