Гигиеническое воспитание население в работе врача и среднего медицинского персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:12, реферат

Описание работы

Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы любого лечебно-профилактического учреждения и каждого медицинского работника. Оно направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
Гигиеническое обучение и воспитание включено в план-график работы медицинского сотрудника из расчета 4 часа в месяц.

Файлы: 1 файл

Гигиеническое обучение и воспитание населения в практике средних медицинских работников.docx

— 28.57 Кб (Скачать файл)

Гигиеническое обучение и  воспитание населения в практике средних медицинских работников.  

 

«Болезнь легче предупредить, чем лечить». 

 

Гигиеническое обучение и  воспитание населения является обязательным разделом работы любого лечебно-профилактического  учреждения и каждого медицинского работника. Оно направлено на повышение  санитарной культуры населения, профилактику заболеваний и распространение  знаний о здоровом образе жизни.

Гигиеническое обучение и  воспитание включено в план-график работы медицинского сотрудника из расчета 4 часа в месяц.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция  формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

= снижение распространенности  курения;

= улучшение качества питания;

=  увеличение физической активности;

= смягчение влияния повреждающих  психосоциальных факторов и повышение  качества жизни;

= соблюдение населением  мер личной и общественной  гигиены;

= снижение потребления  алкоголя;

= профилактика употребления  наркотиков;

= улучшение качества окружающей  среды. 

 

Пропаганда медицинских  и гигиенических знаний среди  населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать  здоровое, физически крепкое поколение.  

 

Профилактические мероприятия  бывают первичные и вторичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей.

При проведении первичной  профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических  и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения.

Вторичная профилактика –  это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний.

К вторичной профилактике относятся курсы профилактического  лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и  т.д.). 

 

И первичные и вторичные  меры профилактики направлены на формирование правильного восприятия и отношения  к изменившимся возможностям и потребностям организма. 

 

Виды медицинских профилактических услуг:

= профилактическое консультирование  отдельных пациентов;

= профилактическое консультирование  групповое;

= профилактические медицинские  осмотры;

= вакцинопрофилактика;

= диспансеризация;

= профилактические оздоровительные  услуги (физиотерапевтические, массаж, гимнастика, занятия различными  видами физической культуры, сан-кур  оздоровление и т д.); 

 

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения

и пропаганда здорового образа жизни: 

 

методы

средства

Устный

Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки  здоровья и т.д.

Печатный

Памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов.

Наглядный

ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени.

смешанный

Все средства вместе.


 

 

Гигиеническое обучение и  воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном  уровне с использованием различных  форм и методов обучения, не требует  значительных физических затрат. 

 

Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной  патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.  

 

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей. 

 

Доска вопросов и  ответов – это форма заочных консультаций.  

 

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья. 

 

Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.). 

 

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. 

 

Тематический  санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.  

 

Демонстрация  слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья. 

 

Массовая оздоровительная  компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной  проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением  специалистов общего и узкого профиля. 

 

Школы  и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. 

 

Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника  (специалиста) с присутствующими.  Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах. При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания,   практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.). 

 

Применяя различные средства гигиенического обучения  и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

= 5%    лекция;

= 10%  чтение;

= 20% аудиовизуальные средства;

= 30% использование наглядных  пособий;

= 50% обсуждение в группах;

= 70% обучение практикой  действия;

= 90% выступление в роли  обучающего (ведущего).

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов  обучения, что способствует повышению  степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование  наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала). 

 

Выбор методов и средств  гигиенического обучения  и воспитания  зависит от типа ситуации.

Возможные гигиенические  ситуации:

Признак ситуации

Градации признака

 

Количественный состав аудитории

= индивидуум

= группа менее 20 человек

= группа более 20 человек

 

Степень важности

(экстремальности)

Эпидемическая обстановка:

=экстремальная

= неэкстремальная

 

Степень однородности

По возрасту, полу, заболеваниям:

=однородная

=неоднородная

 

Уровень готовности лиц

выполнять гигиенические  правила

Желание познать (есть, нет)

Знание (есть, нет)

Умение выполнять (есть, нет)

Убеждение в готовности выполнять (есть, нет) 


 

 

Большое значение в основе формирования здорового образа жизни  занимают личностно-мотивационные  качества данного человека, его жизненные  ориентиры.

Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить  человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное  здоровье, если человек сам не будет  сознательно формировать собственный  стиль здорового поведения.

Для сохранения восстановления утраченного здоровья человек должен совершать действия. Для каждого  действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию.

/Что такое мотивация  – это побуждение, вызывающее  активность организма и определяющее  направленность этой активности/.

Какие же мотивации  лежат в основе

формирования  стиля здоровой жизни?

Самосохранения. Если человек знает, что какое-то действие угрожает жизни, он это действие не совершает (травма, аллергия и т.д.).

Мотивация: «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».

Подчинение этнокультурным требованиям (север – сырая рыба и т.д.). Мотивация: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни  зависит здоровье и благополучие других».

Получение удовольствия от самосовершенствования. Мотивация: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытывать это чувство. Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

Способность к  маневрам. Мотивация: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в обществе и свое местонахождение».

Сексуальная реализация. Мотивация: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии».

Достижение максимально  возможной комфортности. Мотивация: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство». 

 

«…Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные…» - академик Н.М. Амосов.  

 

Таким образом, здоровый образ  жизни должен целенаправленно и  постоянно формироваться в течение  жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. Только в этом случае он будет являться  рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные  возможности организма, обеспечивать успешное  выполнение социальных и профессиональных функций. 

 

При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует  учитывать, что здоровье человека более  чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, и настраивать пациентов  на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.  

 

Желательно здоровый образ  жизни соблюдать всем медицинским  работникам, так как пациенты, в  первую очередь, смотрят на выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.

 

Санитарно-гигиеническое  просвещение населения - обязательный раздел деятельности каждой лечебной организации, профессиональная обязанность  каждого медицинского работника.

Санитарно-гигиеническое  просвещение населения регламентировано статьей 79 ФЗ -323 « Об основах охраны здоровья граждан».

Приказом МЗ Российской Федерации  о санитарно-просветительской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени  с проведением планирования и  отчета по проделанной работе.

Службу санитарно-гигиенического просвещения населения возглавляет  Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем  формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский  институт санитарного просвещения  МЗ Российской Федерации.

Информация о работе Гигиеническое воспитание население в работе врача и среднего медицинского персонала