Гигиеническое воспитание население в работе врача и среднего медицинского персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:12, реферат

Описание работы

Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы любого лечебно-профилактического учреждения и каждого медицинского работника. Оно направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
Гигиеническое обучение и воспитание включено в план-график работы медицинского сотрудника из расчета 4 часа в месяц.

Файлы: 1 файл

Гигиеническое обучение и воспитание населения в практике средних медицинских работников.docx

— 28.57 Кб (Скачать файл)

Организационно-методическими  и координационными центрами в областях, городах, районах являются Дома санитарно-гигиенического просвещения населения. Они разрабатывают  планы санитарно-гигиенического просвещения  населения, координируют деятельность медицинских и других учреждений, учитывая важнейшие задачи здравоохранения, предложения и пожелания населения.

Санитарно-гигиеническое  просвещение населения в лечебной организации представляет собой  комплекс дифференцированного, целенаправленного  санитарно-гигиенического просвещения, предусматривающего гигиеническое  воспитание различных контингентов населения и органически связанного с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-гигиеническое  просвещение проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебных организаций.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-гигиенического просвещения осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.

В санитарно-гигиенического просвещения выделяют 3 основных звена: санитарное гигиеническое просвещение населения в поликлинике, стационаре и на участке.

Санитарно-гигиеническое  просвещение населения в поликлинике.

Цель данной работы - выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно  в них участвовать.

Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

В этой работе используются различные памятки о здоровом образе жизни, издаваемые ЦНИИ медицинских  проблем пропаганды здорового образа жизни, местными домами санитарно- гигиенического просвещения населения, а также  тематические брошюры.

В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает  гигиеническое воспитание групп  людей, имеющих повышенный риск возникновения  заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, неправильный режим и т.д.

Санитарно-гигиеническое  просвещение населения, находящегося под угрозой болезни, включает вопросы  первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные  признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать  человека, воздействовать на уже сложившиеся  привычки поведения и поэтому  Санитарно-гигиеническое просвещение  населения должно строиться таким  образом, чтобы была возможность  прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог взять  на себя определенные обязательства  по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник - контролировать выполнение этих обязательств.

Методика Санитарно-гигиеническое  просвещение населения с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением  памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся  неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой  беседы-дискуссии (группы подбирают  из лиц, имеющих одни и те же нарушения  или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых  занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в  гигиеническом воспитании имеет  особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать  психологическую установку на необходимость  коррекции гигиенического поведения  и мобилизовать их волевые усилия.

Санитарно-гигиеническое  просвещение больных имеет целью  выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению  или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени  зависят успех лечения и ускорение  выздоровления

Санитарно-гигиеническое  просвещение в стационаре.

Цель Санитарно-гигиенического просвещения в больнице - повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий привитием больному необходимых гигиенических навыков.

Санитарно-гигиеническое  просвещение в стационаре дает информацию:

о правильном гигиеническом  поведении во время пребывания в  больнице, особенно после выписки  для предупреждения прогрессирования заболевания, т. е. служит целью вторичной  профилактики заболеваний. При этом важно учитывать потребность  больного получить максимум информации о своем заболевании и состоянии;

дополнительную медико-гигиеническую  по общегигиеническим вопросам в  связи с тем, что у больного человека отмечается повышенный интерес  к медицинским вопросам, а в  стационаре имеются все условия  и время для получения необходимой  информации.

В соответствии с информативными задачами санитарно-гигиеническое  просвещение населения осуществляется на всех этапах пребывания больного в  стационаре:

в приемном отделении - индивидуальная беседа, с вручением памятки, содержащей сведения о внутрибольничном распорядке, о гигиенических требованиях  к поведению больных;

в палате - индивидуальная или  групповая беседа;

в холлах больничных отделении - групповая беседа с больными, дискуссия  в соответствии с нозологической формой заболевания с использованием тематических наглядных пособий - лекционных диапозитивов, лекторских папок и  др. С успехом применяется слайдоскоп с набором широкоформатных слайдов, иллюстрирующих основные медицинские сведения и гигиенические рекомендации, сообщаемые больным;

при выписке - индивидуальная беседа с вручением памятки, содержащей гигиенические рекомендации, выполнение которых строго необходимо для успешной реабилитации и в целях профилактики рецидивов заболевания.

Санитарно-гигиеническое  просвещение родственников и  близких больного включает: индивидуальную беседу в приемном отделении и  выдачу листовки-памятки с основными  требованиями и рекомендациями в  адрес лиц, посещающих больного, индивидуальные беседы лечащего врача в холле  для посетителей и самовоздействие средствами санитарно-гигиенического оформления этого помещения. Оформление поликлиники и стационара является дополнительным, но важным источником информации. Оно должно быть выполнено с учетом требований эстетики интерьера и необходимости стилевого единства и базироваться на принципе: формы стационарные, экспозиции сменные, врачу - контролировать их выполнение пациентом. В оформлении санитарно-гигиенического просвещения поликлиники целесообразно учитывать типовое размещение отделений и кабинетов поликлиники, которое содержит: справочно-информационные материалы; гигиеническую информацию общего характера - пропаганда здорового образа жизни, важность профилактических осмотров, сезонная информация (профилактика гриппа, острых желудочно-кишечных заболеваний и т. д.);

В стационаре должно предусматриваться  оформление санитарно-гигиенического просвещения приемного отделения, лечебных отделений и холлов для  посетителей. В приемном отделении  и холлах для посетителей должен экспонироваться информационно-справочный материал, касающийся правил внутреннего  распорядка для больных и посетителей. Помимо этого, в этих же холлах необходимо иметь материалы, освещающие роль членов семьи больного в создании его  адекватной психологической установки  на стационарное лечение и последующее  выполнение врачебных назначений в  условиях дома.

При отборе форм и средств  оформления санитарно- гигиенического просвещения населения лечебных отделений важно учитывать то обстоятельство, что больные в  них находятся длительный срок. Поэтому  настенные экспозиции здесь практически  неприемлемы, они могут даже вызывать отрицательный эффект. Целесообразно  использовать настольное оформление: альбомы, турникеты, картотеки, которые  представляют собой тематическую подборку иллюстраций с текстом.

Санитарное просвещение  на участке.

Эта работа складывается из санитарно-гигиенического просвещения  населения:

- больных и их родственников  при посещениях на дому, формы  и средства санитарно-гигиенического  просвещения населения аналогичны  гигиеническому воспитанию больных  с острыми заболеваниями;

- всего населения обслуживаемой  территории (информация населения  о профилактических и оздоровительных  мероприятиях, проводимых поликлиникой, и гигиеническое воспитание населения,  направленное на привитие навыков  здорового образа жизни).

Несомненно, значительный объем  санитарно-гигиенического просвещения  население обслуживаемой территории получает через радио, кино, телевидение, прессу. Именно в жилом квартале должна быть сконцентрирована значительная часть профилактического, в том  числе санитарно-гигиенического просвещения  населения.

Широко используются по месту  жительства традиционные формы массового  и группового санитарно-гигиенического просвещения населения: лекции, профилактические приемы, вечера вопросов и ответов  и тематические. Врачи лечебно-профилактических учреждений принимают участие в  народных университетах здоровья.

статьей 79 ФЗ -323 «  Об основах охраны здоровья граждан».


Информация о работе Гигиеническое воспитание население в работе врача и среднего медицинского персонала