Группа сверстников в процессе социализации ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 13:38, реферат

Описание работы

Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути. Эти знания и навыки индивид получает в процессе общения с другими, что делает коммуникацию важным механизмом трансляции культуры. Этот процесс получил название социализации. По мнению Шибутани «социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются эффективно действовать в социальных группах... Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм».

Содержание работы

Введение…………..…………………………………………………………………… 3

Основная часть. Роль сверстников в процессе социализации ребенка……………….…………………………………...…………………..………... 4

Заключение………………………………………………………..………………..… 11
Библиографический список……………………………………………………......... 12

Файлы: 1 файл

реферат ГРУППА СВЕРСТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ .docx

— 42.34 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

Пензенский государственный университет

 

 

 

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

 

«Группа сверстников в процессе социализации ребенка»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка ИФФ, гр. 11ИПЛ1

Меньшакова Ирина

Проверил: Дунаева Ольга Викторовна

 

 

 

Пенза, 2014

Содержание

 

Введение…………..…………………………………………………………………… 3

 

Основная часть. Роль сверстников в процессе  социализации ребенка……………….…………………………………...…………………..………... 4

 

Заключение………………………………………………………..………………..… 11

Библиографический список……………………………………………………......... 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути. Эти знания и навыки индивид получает в процессе общения с другими, что делает коммуникацию важным механизмом трансляции культуры. Этот процесс получил название социализации. По мнению Шибутани «социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются эффективно действовать в социальных группах... Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм». В процессе социализации человек должен приспособиться к условиям своего существования, и другие люди выступают для него «как инструкторы, как модели для подражания и как источники подкрепления».

В ходе социализации человек усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и «вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой». Это облегчает ему участие в жизни коллектива.

Нельзя игнорировать большее значение тех или иных социальных институтов в определенном возрасте. Безусловно, то, какие институты оказывают влияние на социализацию, во многом зависит от типа общества, его культурных особенностей. Но каждое общество готовит для своих членов более или менее схожий путь социализации. Так в определенном возрасте большинство детей в нашем обществе идут в детский сад, а затем в школу, и их социализация проходит под влиянием этих институтов. Сто лет назад на социализацию в том же возрасте больше влиял институт церкви. Такой институт как группа сверстников существовал всегда, но на протяжении истории, очевидно, оказывал различное влияние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть. Роль сверстников в процессе социализации ребенка.

В литературе обычно говорится о влиянии группы сверстников на социализацию подростков, хотя этот институт оказывает влияние как до, так и после подросткового возраста. Почему же группа сверстников столь важна для подростков?

Есть ряд причин делающих группу сверстников особенно важной именно для подростков. Потребность в общении со сверстниками не могут заменить родители или другие взрослые люди. Контакты детей в начальной школе возникает преимущественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость (место жительства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники ступают в общение тогда, когда для этого есть конкретные предметно-практические основания. Общение подростков по большей части является коллективно-групповым. Важность общения в этом возрасте: общение со сверстниками:

  1. Важный канал специфической информации;
  2. Во время общения подростки вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Ценной жизненной школой служат и соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в общении со взрослыми.
  3. Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Функции группы сверстников в процессе социализации, имея определенную возрастную специфику, в общем виде могут быть определены следующим образом: приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам; научение полоролевому поведению (через предъявление образцов поведения, при­личествующего представителю каждого пола того или иного воз­раста и осуждения неодобряемого поведения); научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной, профессиональной принадлежности членов группы; помощь членам в достижении автономии от общества, от возрастных и социальных страт; создание условий своим членам для развития самосознания, для самоопределения, для самореализации и самоутверждения.

Эти функции реализуются по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности в зависимости: от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенностей; от направленности группы и других ее характеристик, о которых шла речь выше; от этнических, региональных и социокультурных условий, в которых существует группа.

В последние десятилетия группы сверстников стали одним из важнейших микрофакторов социализации подрастающих поколений. Их роль значительно возросла по сравнению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоятельств.

Урбанизация ведет к тому, что все большее число детей, подростков, юношей и девушек живут в городах, Где имеют возможность общаться с большим числом сверстников; это общение, как правило, неподконтрольно взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для младших ее членов искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. Всеобщее среднее образование, общедоступный источник знаний — средства массовой коммуникации — привели к тому, что подрастающие поколения стали более однородными по среднему уровню образованности и вообще культурного развития. На консолидацию подростков, юношей и девушек в группах сверстников существенно влияет мода, которая задает эталоны не только одежды и причесок, но и всего стиля жизни.

Дети, подростки, юноши и девушки одновременно входят в несколько групп, общение в которых может иметь существенные различия.

Неформальные группы влияют на социализацию детей, подростков, юношей и девушек в зависимости от их состава, направленности, стиля лидерства, а главное — от меры значимости для того или иного их члена.

Кратко раскроем ряд основных и несколько специфических социализирующих функций группы сверстников в детском, подростковом и юношеском возрастах.

Во-первых, группа сверстников помогает своим членам обособиться в социуме, создавая условия для автономизации от взрослых и родительской семьи, с одной стороны, и от общества сверстников и возрастной субкультуры — с другой.

Автономизация от взрослых и от родительской семьи в группах сверстников начинается уже в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется стремление играть со сверстниками, обмениваться с ними «секретами» и т.д. С возрастом роль группы сверстников в автономизации от взрослых и семьи увеличивается, дос­тигая пика в юности.

Автономизация в составе приятельской и/или дружеской группы от общества сверстников и возрастной субкультуры проявляется по-разному.

Приятельские и дружеские группы, стремясь соответствовать эталонам общества сверстников в одежде, стиле поведения, в то же время могут тщательно оберегать свою автономию, ограничивая возможности присоединения к их группам другим ребятам и подчеркивая непохожесть своей компании на другие (свои секреты, условные слова, способы времяпрепровождения, маршруты прогулок, особые элементы одежды, свои музыкальные и иные увлечения и т.д.).

В процессе общения со сверстниками у ребенка, а особенно у подростка, юноши и девушки складываются определенные взгля­ды, или усваиваются те или иные нормы и ценности. Это происходит вследствие идентификации (отождествления) себя с группой и некритического восприятия доминирующих в ней взглядов, отношений, норм.

Если группа подвергает сомнению важность или достоверность каких-либо сведений, полученных одним из ее членов даже из компетентного источника, то очень часто этот человек может согласиться с мнением группы. В результате даже сведения, источником которых является учебно-воспитательный процесс и средства массовой коммуникации, воспринимаются и усваиваются ребятами не в «чистом», а в той или иной степени трансформированном виде.

Группа сверстников представляет собой специфическую (неофициальную, неформальную) социальную организацию, которая воспринимается ее членами как экологическая ниша.

Во-вторых, важнейшей функцией группы сверстников является научение детей, подростков, юношей, девушек полоролевому поведению.

  • В группе сверстников познается, осваивается и проигрывается:
  • как принято вести себя со сверстниками своего пола;
  • как принято вести себя со сверстниками противоположного пола;
  • как следует вести себя со старшими, младшими и взрослыми в зависимости от своей и их половой принадлежности.

Наконец, именно в группе сверстников в подростковом и юношеском возрастах, как правило, происходит сексуальный дебют и приобретается первоначальный сексуальный опыт.

В группе сверстников научение полоролевому поведению происходит через предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличествующих в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению.

Это тем более существенно, что сверстники учат сверстников многим нормам жизни и общения, скрываемым от них взрослы­ми, компенсируя тем самым пробелы в познании жизни. Так, повторим, что, по зарубежным данным, независимо от социального происхождения, расы, религии, наличия или отсутствия в школе курса полового воспитания, 90 % школьников наиболее достоверной информацией о различиях полов и сексуальности считают ту, которая получена ими от друзей (И. С. Кон).

В детстве, отрочестве, юности идет интенсивный процесс становления мужественности и женственности как характеристик личности и поведения человека. И становление это во многом зависит от реального общения со сверстниками своего и противоположного пола, от того опыта, который ребята из него вы­носят. Быть увлеченным, интересоваться лицами другого пола — с одной стороны, в этом раскрывается предвкушение еще не наступившей взрослости. А с другой стороны — к этому побуждают товарищи. Нормы, господствующие в среде старших подростков и старшеклассников, например, предписывают необходимость общения с лицами другого пола, считают его высокопрестижным. Поэтому даже когда семиклассники или десятиклассники и не стремятся к такому общению субъективно или боятся его, они вынуждены его искать, нередко просто выдумывать его, чтобы «соответствовать». Причем эта тенденция захватывает все более младшие возрастные группы. (Дописывая незаконченное предложение «Когда я вижу мальчика и девочку моего возраста, гуляющих вместе...», уже довольно давно около 7% третьеклассников отвечали «завидую им», а 4 % — «наводит на воспоминания». К девятому классу процент «завистников» возрастал до 25 % у девушек и 33 % — у юношей, а «обуреваемых воспоминаниями» — до 20 % среди юношей.)

Общение со сверстниками своего пола существенно влияет на общение с лицами противоположного пола и оказывается очень важным для психосексуального развития вообще, в частности — эмоционального восприятия сферы сексуальных отношений. Разговоры с приятелями и друзьями (часто довольно грубые) помогают ребенку, подростку, юноше, девушке адаптироваться к тем изменениям, которые происходят в их организме и физическом облике, освоить и изжить в определенной мере те волнующие переживания, которые связаны с пробуждающейся сексуальностью. Невозможность выразить свои эмоциональные переживания, связанные с психосексуальным развитием, нередко приводит к тяжелым душевным переживаниям и травмам, особенно в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах.

Начиная, очевидно, со старшего дошкольного возраста, груп­па сверстников дополняет влияние семьи на полоролевую социализацию детей. А в подростковом и юношеском возрастах — периоде половой идентификации — группа сверстников во многом заменяет семью (хотя роль последней остается значительной).

В-третьих, группа сверстников, с одной стороны, среда самоопределения в актуальной жизни детей, подростков, юношей, девушек, а с другой — источник влияния на выбор аспектов и способов их самоопределения «здесь и теперь».

В группе сверстников самоопределение в актуальной жизни ее членов происходит, как минимум, благодаря:

  • освоению социальных реалий конкретного микросоциума, поселения, этноконфессионального ареала, региона проживания;
  • научению способам приспособления к социуму и избегания его некоторых реалий;
  • овладению и использованию определенных форм рекреатив­ного поведения.

Влияние группы на самоопределение в актуальной жизни может проявиться по-разному. Так, член группы может проявлять свои интересы и, встречая понимание со стороны приятелей, друзей, укрепляться в своих склонностях. Обогащая друг друга различными сведениями, члены группы могут дать толчок возникновению у одного из них интереса к той сфере, которая раньше не привлекала его внимания.

В-четвертых, взаимодействие в группе сверстников играет немалую роль в развитии самосознания человека. Естественно, что эта роль различна в связи с половозрастными, социокультурными и индивидуальными характеристиками человека.

Весьма существенно взаимодействие в группе сверстников влияет на формирование образа Я ребенка, подростка, юноши, девушки, ибо группа для них своеобразное зеркало, которое с той или иной мерой адекватности или искажения отражает их свойства, проявляющиеся в процессе взаимодействия или ощущаемые членами группы. Таким образом, растущий человек получает определенную информацию о самом себе (она складывается из результатов его действий, из реального и предполагаемого им от­ношения к нему других людей). На основе этой информации у ребенка, подростка, юноши или девушки формируется определенный образ самого себя. Попадая в самые различные ситуации общения в группе, пользуясь нормами и характеристиками, воспринятыми от ее членов и из практики жизни группы, дети, подростки, юноши и девушки познают те или иные стороны своей личности. Общаясь в группе, они нередко получают о себе информацию в оценочных терминах.

Информация о работе Группа сверстников в процессе социализации ребенка