Группа сверстников в процессе социализации ребенка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 13:38, реферат
Описание работы
Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути. Эти знания и навыки индивид получает в процессе общения с другими, что делает коммуникацию важным механизмом трансляции культуры. Этот процесс получил название социализации. По мнению Шибутани «социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются эффективно действовать в социальных группах... Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм».
Содержание работы
Введение…………..…………………………………………………………………… 3
Основная часть. Роль сверстников в процессе социализации ребенка……………….…………………………………...…………………..………... 4
В-пятых, группа сверстников
— арена самореализации человека, особенно
в подростковом и юношеском возрасте.
В группе растущий человек получает
действительную или иллюзорную (что чаще
всего не осознается) возможность реализовать
себя и сущностно, и внешне.
Сущностно — потому что в компании
сверстников он ощущает себя равным, принятым,
а стало быть, ценным. Это крайне важное
ощущение, без которого трудно расставаться
с детством, рвать эмоциональную пуповину,
связывающую с родителями. Оно, это ощущение,
позволяет считать себя на каждом возрастном
этапе «уже выросшим».
В то же время в группах сверстников
идет и внешняя реализация себя: быть таким,
как все, соответствовать стандартам моды,
поведения. Уже младшего подростка начинает
одолевать смутное беспокойство: «Такой
ли я, как все?» Чем старше он становится,
тем неотвязнее это сомнение. Наличие
компании помогает убедиться в том, что
с этим все в порядке. (Другое дело, что
уже в старшем подростковом возрасте параллельно
возникает другое беспокойство: «Неужели
я такой, как все?»)
В-шестых, группа сверстников
играет ведущую роль в самоутверждении
человека, особенно до наступления молодости.
Самое наличие группы помогает
ощутить свою нужность кому-то, уверенность
в себе и своих силах. Группа — источник
высокого самоуважения, ибо от нее ждут
(и часто получают) высокую оценку своих
качеств, поступков, личности в целом,
что намного важнее оценок всех остальных
людей. Тот, кто не имеет приятелей, хотя
бы иллюзии дружеской компании, ощущает
свою жизнь неполной, себя — неудачником,
свои возможности — нереализованными.
Позитивную роль в самоутверждении
группа играет в том случае, если взаимодействие
в ней не только интенсивно, но и содержательно,
когда подросток, юноша или девушка не
только чувствуют себя в ней принятыми
на равных, но и имеют приятелей и друзей,
когда их внегрупповые связи не воспринимаются
товарищами и ими самими как нечто чуждое
этой группе.
И наконец, еще одна социализирующая
функция группы сверстников: взаимодействие
в ней может стать стимулом самоизменения
человека. Причем как позитивного — самосовершенствования
и самостроительства, так и негативного
— саморазрушительного поведения. Последнее
особенно часто встречается в подростковых
и юношеских группах.
Стимулом к самоизменению могут
стать как характер занятий в группе, так
и стремление походить на ее лидера.
Самоизменение в группе сверстников
может иметь глубинный характер, а может
быть сугубо приспособительного свойства.
Можно назвать огромное количество
ролей и масок, которые исполняют и носят
в группе ее члены. Это «шуты» (печальный,
язвительный, беспечный, подобострастный),
«Чайльд-Гарольды», «Печорины», «Татьяны»,
«Дон-Жуаны» (в различных ипостасях, от
вульгарных до изысканнейших). Подросток
может находиться в группе в позиции «паршивой
овцы», «мальчика для битья» и во многих
других, к чему вынуждает его обстановка,
сложившаяся в группе.
Все эти роли и маски предполагают
определенный стиль контактов с членами
группы. В результате реализации подобного
стиля происходит деформация личности,
последствия которой могут сказаться
на всей дальнейшей жизни человека. У некоторых
ребят может и не происходить глубинных
деформаций, а лишь развивается умение
приспосабливаться к неблагоприятным
обстоятельствам. У кого-то эти обстоятельства
вызовут рано или поздно протест, бунт,
в результате чего будут сломаны сложившиеся
стереотипы отношений. Может даже случиться,
что подросток, юноша, девушка уйдут из
группы совсем, сохраняя себя как личность.
Все выделенные социализирующие
функции группы сверстников реализуются
по-разному и по степени эффективности,
и по содержательной направленности в
зависимости от пола и возраста членов
группы и их индивидуальных особенностей;
от направленности группы и других ее
характеристик.
Заключение.
Группа сверстников оказывает
значительное влияние на социализацию
современного человека. «Потребность
в общении со сверстниками, которых не
могут заменить родители, возникает у
ребенка уже в 4—5 лет (по некоторым данным
- даже раньше) и с возрастом неуклонно
усиливается». Особенно значимой группа
сверстников становится в подростковом
возрасте, так как помогает разрешить
многие психологические проблемы, связанные
с трудностями переходного возраста. Группа
сверстников приобщает своих членов к
культуре данного общества, научая поведению,
соответствующему этнической, религиозной,
региональной, социальной принадлежности
членов группы.
Группа сверстников существенно
влияет на социальное и личностное развитие
человека, создавая для этого благоприятные
или неблагоприятные условия, стимулируя
или тормозя решение возрастных задач
— развития самосознания, самоопределения,
самореализации и самоутверждения.
Используемая литература.
Т. Шибутани «Социальная психология», М., Прогресс, 1969.
Б. Г. Ананьев «О психологических
эффектах социализации», Человек и общество
IX, Издательство ЛГУ, 1971.
Т. Шибутани «Социальная психология».
И. С. Кон, Психология старшеклассника:
Пособие для учителей.— М., Просвещение, 1980.
И. С. Кон, Открытие «Я», М., Политиздат,
1978.
И. С. Кон, Психология старшеклассника:
Пособие для учителей.
Эрик Г. Эриксон «Детство и общество», СПб., 1996.
И. С. Кон, Психология старшеклассника:
Пособие для учителей.