Группа сверстников в процессе социализации ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 13:38, реферат

Описание работы

Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути. Эти знания и навыки индивид получает в процессе общения с другими, что делает коммуникацию важным механизмом трансляции культуры. Этот процесс получил название социализации. По мнению Шибутани «социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются эффективно действовать в социальных группах... Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм».

Содержание работы

Введение…………..…………………………………………………………………… 3

Основная часть. Роль сверстников в процессе социализации ребенка……………….…………………………………...…………………..………... 4

Заключение………………………………………………………..………………..… 11
Библиографический список……………………………………………………......... 12

Файлы: 1 файл

реферат ГРУППА СВЕРСТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ .docx

— 42.34 Кб (Скачать файл)

В-пятых, группа сверстников — арена самореализации человека, особенно в подростковом и юношеском возрасте.

В группе растущий человек получает действительную или иллюзорную (что чаще всего не осознается) возможность реализовать себя и сущностно, и внешне.

Сущностно — потому что в компании сверстников он ощущает себя равным, принятым, а стало быть, ценным. Это крайне важное ощущение, без которого трудно расставаться с детством, рвать эмоциональную пуповину, связывающую с родителями. Оно, это ощущение, позволяет считать себя на каждом возрастном этапе «уже выросшим».

В то же время в группах сверстников идет и внешняя реализация себя: быть таким, как все, соответствовать стандартам моды, поведения. Уже младшего подростка начинает одолевать смутное беспокойство: «Такой ли я, как все?» Чем старше он становится, тем неотвязнее это сомнение. Наличие компании помогает убе­диться в том, что с этим все в порядке. (Другое дело, что уже в старшем подростковом возрасте параллельно возникает другое беспокойство: «Неужели я такой, как все?»)

В-шестых, группа сверстников играет ведущую роль в самоутверждении человека, особенно до наступления молодости.

Самое наличие группы помогает ощутить свою нужность кому-то, уверенность в себе и своих силах. Группа — источник высокого самоуважения, ибо от нее ждут (и часто получают) высокую оценку своих качеств, поступков, личности в целом, что намного важнее оценок всех остальных людей. Тот, кто не имеет приятелей, хотя бы иллюзии дружеской компании, ощущает свою жизнь неполной, себя — неудачником, свои возможности — нереализованными.

Позитивную роль в самоутверждении группа играет в том случае, если взаимодействие в ней не только интенсивно, но и содержательно, когда подросток, юноша или девушка не только чувствуют себя в ней принятыми на равных, но и имеют приятелей и друзей, когда их внегрупповые связи не воспринимаются товарищами и ими самими как нечто чуждое этой группе.

И наконец, еще одна социализирующая функция группы сверстников: взаимодействие в ней может стать стимулом самоизменения человека. Причем как позитивного — самосовершенствования и самостроительства, так и негативного — саморазрушительного поведения. Последнее особенно часто встречается в подростковых и юношеских группах.

Стимулом к самоизменению могут стать как характер занятий в группе, так и стремление походить на ее лидера.

Самоизменение в группе сверстников может иметь глубинный характер, а может быть сугубо приспособительного свойства.

Можно назвать огромное количество ролей и масок, которые исполняют и носят в группе ее члены. Это «шуты» (печальный, язвительный, беспечный, подобострастный), «Чайльд-Гарольды», «Печорины», «Татьяны», «Дон-Жуаны» (в различных ипостасях, от вульгарных до изысканнейших). Подросток может находиться в группе в позиции «паршивой овцы», «мальчика для битья» и во многих других, к чему вынуждает его обстановка, сложившаяся в группе.

Все эти роли и маски предполагают определенный стиль контактов с членами группы. В результате реализации подобного стиля происходит деформация личности, последствия которой могут сказаться на всей дальнейшей жизни человека. У некоторых ребят может и не происходить глубинных деформаций, а лишь развивается умение приспосабливаться к неблагоприятным обстоятельствам. У кого-то эти обстоятельства вызовут рано или поздно протест, бунт, в результате чего будут сломаны сложившиеся стереотипы отношений. Может даже случиться, что подросток, юноша, девушка уйдут из группы совсем, сохраняя себя как личность.

Все выделенные социализирующие функции группы сверстников реализуются по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности в зависимости от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенностей; от направленности группы и других ее характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современного человека. «Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4—5 лет (по некоторым данным - даже раньше) и с возрастом неуклонно усиливается». Особенно значимой группа сверстников становится в подростковом возрасте, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста. Группа сверстников приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы.

Группа сверстников существенно влияет на социальное и личностное развитие человека, создавая для этого благоприятные или неблагоприятные условия, стимулируя или тормозя решение возрастных задач — развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

 

  1. Т. Шибутани «Социальная психология», М., Прогресс, 1969.
  2. Б. Г. Ананьев «О психологических эффектах социализации», Человек и общество IX, Издательство ЛГУ, 1971.
  3. Т. Шибутани «Социальная психология».
  4. И. С. Кон, Психология старшеклассника: Пособие для учителей.— М., Просвещение, 1980.
  5. И. С. Кон, Открытие «Я», М., Политиздат, 1978.
  6. И. С. Кон, Психология старшеклассника: Пособие для учителей.
  7. Эрик Г. Эриксон «Детство и общество», СПб., 1996.
  8. И. С. Кон, Психология старшеклассника: Пособие для учителей.

 

 


Информация о работе Группа сверстников в процессе социализации ребенка