Групповые феномены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:30, доклад

Описание работы

Влияние присутствия других людей на психику и поведение отдельного человека является основополагающим феноменом социальной психологии и осуществляется бессознательно. Впервые этот эффект описали В. Мёде, Фл. Олпорт, В.М. Бехтерев в 20-х годах XX века. Люди не индефферентны по отношению друг к другу. Самыми разнообразными сторонами своей психики они реагируют на окружающих. Человек – существо общественное и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.

Файлы: 1 файл

эффекты поведения группы.pptx

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Групповые феномены

Понятие групповых феноменов

 

Влияние присутствия других людей на психику и поведение отдельного человека является основополагающим феноменом социальной психологии и осуществляется бессознательно. Впервые этот эффект описали В. Мёде, Фл. Олпорт, В.М. Бехтерев в 20-х годах XX века. Люди не индефферентны по отношению друг к другу. Самыми разнообразными сторонами своей психики они реагируют на окружающих. Человек – существо общественное и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.

Понятие групповых феноменов

 

Групповые эффекты – это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.

 

Базовые групповые эффекты

• Реакция человека на присутствие других людей 

• Чувство принадлежности к группе

Групповые феномены (эффекты)

• Групповые эффекты

• Эффект социальной фасилитации

• Эффект принадлежности к группе

• Психофизиологический эффект

• Эффект группомыслия

• Эффект конформизма

• Эффект «ореола»

• Эффект подражания

• Эффект «бумеранга»

• Эффект «мы и они»

• Эффект группового эгоизма

• Эффект «маятника»

• Эффект «волны»

• Эффект «пульсара»

групповые феномены (эффекты)

 

Эффект социальной фасилитации и ингибиции

Эффект социальной фасилитации

 

Фасилитация социальная (от англ. facilitate — облегчать) — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Эффект социальной фасилитации

 

Открытие данного эффекта принадлежит Норману Триплетту в 1897 году. Ему же принадлежит и термин, которым он определил открытое явление «социальная фасилитация». Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Испытуемыми были 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Эффект социальной фасилитации

 

В 20-х годах эффект социальной фасилитации интерпретировался учеными (В. Мёде, Фл. Олпорт, В.М. Бехтерев) как изменение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него людей. Так, Н. Катрелл на основе своего исследования сделал вывод о том, что посторонние, случайные люди не влияют на успешность работы человека. В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в тех случаях, когда они воспринимаются человеком как значимые другие. Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность индивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации.

Эффект социальной фасилитации

 

В середине 60-х годов понимание термина «социальная фасилитация» изменилось. Ученые стали рассматривать ее как более широкое социально-психологическое явление. Так, Р. Зайенс изучал как присутствие других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает доминантные реакции. Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции, независимо от того, правильная она или нет. При решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, социальное возбуждение, т.е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

Взаимосвязь фасилитации и ингибиции

 

Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане – это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном – он носит название «эффекта социальной ингибиции».

Социальная ингибиция (от лат. socialis - общественный и inhibere - сдерживать) - социально - психологический феномен, выражающийся в снижение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других людей. Может проявляться даже тогда, когда другие присутствуют не реально, а лишь в воображении.

Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Эффект социальной фасилитации

 

Люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно. Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реакции, являются:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• 1. Количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей. Массовидность повышает возбуждение, которое обостряет доминирующую реакцию.

 

• 2. Взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы.

 

• 3. Значимость окружающих людей для человека.

 

• 4. Степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

 

Эффект социальной фасилитации

• Социальное возбуждение, т.е. возбуждение нервной системы от присутствия других людей, является врожденным и присуще большинству общественных животных.

 

• Боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают.

 

• Отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение.

 

Д. Майерс указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:

Эффект социальной фасилитации

 

Итак, социальную фасилитацию можно понимать в широком узком смыслах.

В широком смысле социальная фасилитация – усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других.

Социальная фасилитация в узком смысле понимается как усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уменьшение мотивации называется социальной ингибицией.

 

групповые феномены (эффекты)

 

Эффект принадлежности к группе

Эффект принадлежности к группе

 

Эффект принадлежности к группе – это второй базовый групповой эффект.

В истории социальной психологии разные ученые изучали этот эффект и обозначали его различными терминами.

Эффект принадлежности к группе

• М. Дауго

• В. Троттер. В. Парето

• З. Фрейд

• В это же время итaльянский социолог В. Парето обозначал инстинкт постоянства, как потребность в принадлежности к социальной группе.

• Э. Мейо

• Г. Тежфел и Дж. Тернер

• А. Маслоу. Г. Меррей

• В. Троттер в 1916 г. объяснил все психические феномены стадным инстинктом и понимал его как склонность всех однородных животных существ к объединению.

• В 30-х годах Э. Мейо экспериментально подтвердил наличие у людей потребности в принадлежности к группе, которую он назвал чувством «социобильности».

• Затем 3. Фрейд вводит понятие «идентификация», определяя ее как механизм эмоциональной привязанности к другим людям.

• Английский психолог М. Дауго – в 1908 году выделяет среди других инстинктов чувство принадлежности к массе людей.

• В 60-х годах А. Маслоу выделил потребность в принадлежности к группе и считал, что групповая принадлежность является доминирующей целью человека. Г Меррей обозначил эту потребность термином «аффилиация».

• Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация».

Эффект принадлежности к группе

 

В сущности групповая идентичность является диспозиционным образованием, то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов – когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе.

Эффект принадлежности к группе

 

                  Французский психолог С. Московичи  предложил гипотезу о том, что  сознание человека строится как  идентификационная матрица, в основе  которой лежат множество групповых  идентичностей.

Опираясь на идеи С. Московичи, можно разделить групповые идентичности на три группы.

• Объективные природные идентичности

• человек, пол, возраст

 

• Объективные социальные идентичности

• национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия

 

• Субъективные идентичности

• ролевые характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр.

Эффект принадлежности к группе

 

В определенное время в зависимости от обстоятельств одна из идентичностей становится ведущей, доминирующей и структурирует идентификационную иерархию. Человек воспринимает, классифицирует окружающий мир, отбирая необходимую информацию, принимая решения и совершая поступки в соответствии с доминирующей в данный момент идентификацией. Идентификация же определяет параметры сравнения собственной группы с другими группами и человек реагирует на мир и окружающих людей с позиций своей групповой принадлежности.

При изменении обстоятельств (внешних или внутренних) место доминирующей занимает другая идентификация, строится новая иерархия в сознании субъекта, восприятие окружающего мира и поведение человека изменяются. Необходимо отметить, что перестройка некоторых идентификационных иерархий может происходить довольно часто. Например, на работе преобладают профессиональны идентификации, дома - семейно-ролевые, в общении с друзьями половые и возрастные и пр. Таким образом группа, в которой в данный момент находится человек, предопределяет идентификационную иерархию.

Необходимо отметить, что в последние годы в научной литературе в качестве обозначения групповой принадлежности принят термин «групповая идентичность».

Эффект принадлежности к группе

 

Последствия эффектов социальной фасилитации и групповой идентичности проявляются в разнообразных социально-психологических эффектах. Они влияют на:

    •     психофизиологию человека (психофизиологический эффект);
    •     деятельность человека (эффект социальной лени);
    •     мышление человека (эффект синергии и эффект группомыслия)
    •     поведение человека и его мнения (эффект конформизма, эффект подражания);
    •     восприятие окружающих людей (эффект ореола и эффект бумеранга);
    •     общение и взаимодействие с другими людьми (эффекты «мы и они», группового фаворитизма и группового эгоизма);
    •     эмоционально-волевую сферу человека (эффекты маятника, волны и пульсара).

групповые феномены (эффекты)

 

Психофизиологический эффект

Психофизиологический эффект

 

Психофизиологический эффект – это изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей. Было экспериментально установлено, что усиливается потоотделение, учащается дыхание, усиливаются мышечные сокращения, повышается давление крови и частота пульса.

Причем, чем значимее ситуация группового взаимодействия и значимее окружающие люди, тем ярче выражен психофизиологический эффект.

групповые феномены (эффекты)

 

Эффект группомыслия

Эффект группомыслия

 

Эффект группомыслия – это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий.

Открытие этого феномена и изобретение термина «группомыслие» или «огруппление мышления» принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.

Эффект группомыслия

Информация о работе Групповые феномены