Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:30, доклад
Влияние присутствия других людей на психику и поведение отдельного человека является основополагающим феноменом социальной психологии и осуществляется бессознательно. Впервые этот эффект описали В. Мёде, Фл. Олпорт, В.М. Бехтерев в 20-х годах XX века. Люди не индефферентны по отношению друг к другу. Самыми разнообразными сторонами своей психики они реагируют на окружающих. Человек – существо общественное и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.
Групповые феномены
Понятие групповых феноменов
Влияние присутствия других людей на психику и поведение отдельного человека является основополагающим феноменом социальной психологии и осуществляется бессознательно. Впервые этот эффект описали В. Мёде, Фл. Олпорт, В.М. Бехтерев в 20-х годах XX века. Люди не индефферентны по отношению друг к другу. Самыми разнообразными сторонами своей психики они реагируют на окружающих. Человек – существо общественное и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.
Понятие групповых феноменов
Групповые эффекты – это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.
Базовые групповые эффекты
• Реакция человека на присутствие других людей
• Чувство принадлежности к группе
Групповые феномены (эффекты)
• Групповые эффекты
• Эффект социальной фасилитации
• Эффект принадлежности к группе
• Психофизиологический эффект
• Эффект группомыслия
• Эффект конформизма
• Эффект «ореола»
• Эффект подражания
• Эффект «бумеранга»
• Эффект «мы и они»
• Эффект группового эгоизма
• Эффект «маятника»
• Эффект «волны»
• Эффект «пульсара»
групповые феномены (эффекты)
Эффект социальной фасилитации и ингибиции
Эффект социальной фасилитации
Фасилитация социальная (от англ. facilitate — облегчать) — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.
Эффект социальной фасилитации
Открытие данного эффекта принадлежит Норману Триплетту в 1897 году. Ему же принадлежит и термин, которым он определил открытое явление «социальная фасилитация». Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Испытуемыми были 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.
Эффект социальной фасилитации
В 20-х годах эффект социальной фасилитации интерпретировался учеными (В. Мёде, Фл. Олпорт, В.М. Бехтерев) как изменение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него людей. Так, Н. Катрелл на основе своего исследования сделал вывод о том, что посторонние, случайные люди не влияют на успешность работы человека. В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в тех случаях, когда они воспринимаются человеком как значимые другие. Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность индивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации.
Эффект социальной фасилитации
В середине 60-х годов понимание термина «социальная фасилитация» изменилось. Ученые стали рассматривать ее как более широкое социально-психологическое явление. Так, Р. Зайенс изучал как присутствие других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает доминантные реакции. Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции, независимо от того, правильная она или нет. При решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, социальное возбуждение, т.е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.
Взаимосвязь фасилитации и ингибиции
Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане – это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном – он носит название «эффекта социальной ингибиции».
Социальная ингибиция (от лат. socialis - общественный и inhibere - сдерживать) - социально - психологический феномен, выражающийся в снижение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других людей. Может проявляться даже тогда, когда другие присутствуют не реально, а лишь в воображении.
Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.
Эффект социальной фасилитации
Люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно. Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реакции, являются:
• 1. Количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей. Массовидность повышает возбуждение, которое обостряет доминирующую реакцию.
• 2. Взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы.
• 3. Значимость окружающих людей для человека.
• 4. Степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.
Эффект социальной фасилитации
• Социальное возбуждение, т.е. возбуждение нервной системы от присутствия других людей, является врожденным и присуще большинству общественных животных.
• Боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают.
• Отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение.
Д. Майерс указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:
Эффект социальной фасилитации
Итак, социальную фасилитацию можно понимать в широком узком смыслах.
В широком смысле социальная фасилитация – усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других.
Социальная фасилитация в узком смысле понимается как усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уменьшение мотивации называется социальной ингибицией.
групповые феномены (эффекты)
Эффект принадлежности к группе
Эффект принадлежности к группе
Эффект принадлежности к группе – это второй базовый групповой эффект.
В истории социальной психологии разные ученые изучали этот эффект и обозначали его различными терминами.
Эффект принадлежности к группе
• М. Дауго
• В. Троттер. В. Парето
• З. Фрейд
• В это же время итaльянский социолог В. Парето обозначал инстинкт постоянства, как потребность в принадлежности к социальной группе.
• Э. Мейо
• Г. Тежфел и Дж. Тернер
• А. Маслоу. Г. Меррей
• В. Троттер в 1916 г. объяснил все психические феномены стадным инстинктом и понимал его как склонность всех однородных животных существ к объединению.
• В 30-х годах Э. Мейо экспериментально подтвердил наличие у людей потребности в принадлежности к группе, которую он назвал чувством «социобильности».
• Затем 3. Фрейд вводит понятие «идентификация», определяя ее как механизм эмоциональной привязанности к другим людям.
• Английский психолог М. Дауго – в 1908 году выделяет среди других инстинктов чувство принадлежности к массе людей.
• В 60-х годах А. Маслоу выделил потребность в принадлежности к группе и считал, что групповая принадлежность является доминирующей целью человека. Г Меррей обозначил эту потребность термином «аффилиация».
• Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация».
Эффект принадлежности к группе
В сущности групповая идентичность является диспозиционным образованием, то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов – когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе.
Эффект принадлежности к группе
Французский психолог С. Московичи
предложил гипотезу о том, что
сознание человека строится
Опираясь на идеи С. Московичи, можно разделить групповые идентичности на три группы.
• Объективные природные идентичности
• человек, пол, возраст
• Объективные социальные идентичности
• национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия
• Субъективные идентичности
• ролевые характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр.
Эффект принадлежности к группе
В определенное время в зависимости от обстоятельств одна из идентичностей становится ведущей, доминирующей и структурирует идентификационную иерархию. Человек воспринимает, классифицирует окружающий мир, отбирая необходимую информацию, принимая решения и совершая поступки в соответствии с доминирующей в данный момент идентификацией. Идентификация же определяет параметры сравнения собственной группы с другими группами и человек реагирует на мир и окружающих людей с позиций своей групповой принадлежности.
При изменении обстоятельств (внешних или внутренних) место доминирующей занимает другая идентификация, строится новая иерархия в сознании субъекта, восприятие окружающего мира и поведение человека изменяются. Необходимо отметить, что перестройка некоторых идентификационных иерархий может происходить довольно часто. Например, на работе преобладают профессиональны идентификации, дома - семейно-ролевые, в общении с друзьями половые и возрастные и пр. Таким образом группа, в которой в данный момент находится человек, предопределяет идентификационную иерархию.
Необходимо отметить, что в последние годы в научной литературе в качестве обозначения групповой принадлежности принят термин «групповая идентичность».
Эффект принадлежности к группе
Последствия эффектов социальной фасилитации и групповой идентичности проявляются в разнообразных социально-психологических эффектах. Они влияют на:
групповые феномены (эффекты)
Психофизиологический эффект
Психофизиологический эффект
Психофизиологический эффект – это изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей. Было экспериментально установлено, что усиливается потоотделение, учащается дыхание, усиливаются мышечные сокращения, повышается давление крови и частота пульса.
Причем, чем значимее ситуация группового взаимодействия и значимее окружающие люди, тем ярче выражен психофизиологический эффект.
групповые феномены (эффекты)
Эффект группомыслия
Эффект группомыслия
Эффект группомыслия – это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий.
Открытие этого феномена и изобретение термина «группомыслие» или «огруппление мышления» принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.
Эффект группомыслия