Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:30, доклад
Влияние присутствия других людей на психику и поведение отдельного человека является основополагающим феноменом социальной психологии и осуществляется бессознательно. Впервые этот эффект описали В. Мёде, Фл. Олпорт, В.М. Бехтерев в 20-х годах XX века. Люди не индефферентны по отношению друг к другу. Самыми разнообразными сторонами своей психики они реагируют на окружающих. Человек – существо общественное и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.
Эффект «группомыслия» возникает как противоположность эффекту «синергии», при котором предлагаются, а затем и обсуждаются различные варианты решения задачи. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.
Эффект группомыслия
Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, не традиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в своеобразных «стражей мысли» – быстро фиксирующих и жестко наказывающих любое инакомыслие.
Эффект группомыслия
• Стереотипизация: в ситуации группомыслия проявляется стереотипность мышления, склонность выбирать стандартные, уже знакомые решения, приводившие ранее, возможно в иных ситуациях, к успеху.
• Конформизм: в подобных группах эффект конформизма проявляется в наибольшей степени. Группа быстро и эффективно подавляет мнения и предложения, отличающиеся от общепринятого.
• Самоцензура; поскольку главная цель членов группы состоит в достижении консенсуса, они сознательно отбрасывают, скывают свои опасения, подавляют в себе желание идти наперекор мнению группы.
• Иллюзия единодушия: конформизм и самоцензура не дают разрушиться консенсусу. У каждого члена группы возникает иллюзия единодушия, правильности группового решения.
• Оптимизм: в поисках консенсуса группы проявляют излишний оптимизм, который мешает им увидеть признаки опасности в достижении всеобщего единодушия, согласия и безальтернативного выбора. Подобное может произойти и с членами группы, жертвующими истиной во имя консенсуса, они становятся «интеллектуально слепыми».
• Рационализация: группа тратит гораздо больше времени на объяснение и оправдание своих решений, чем на их обдумывание и обсуждение различных вариантов. Члены группы становятся «эмоционально бесчувственными», стремясь рационализировать свои действия и решения.
• Вера в этичность группы, правильность ее мнения, выбора, морали. Считается, что группа не только всегда права, но и никогда не погрешит против общепринятой морали и нравственности. Единожды нарушив общепринятую мораль, члены группы могут позволить себе нарушать и внутригрупповую мораль. Члены группы, попавшие в ловушку «группомыслия», становятся «нравственно глухими».
Эффект группомыслия
Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.
групповые феномены (эффекты)
Эффект конформизма
Эффект конформизма
Эффект конформизма – это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.
История изучения Эффекта конформизма
В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Он впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.
В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым.
В 1965 году Стенли Милграм начинает серию своих известных экспериментов по изучению когнитивного диссонанса, возникающего в случае давления авторитетного мнения на совесть и мораль пытуемых.
Условия возникновения конформизма
• Сложность испытания
• Степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность
• Тип личности
• Люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной сам оценкой
• Численность группы
• Наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек
• Если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает
• Состав группы
• Конформность повышается, если, во-первых группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде
• Сплоченность
• Чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами
• Люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются
• Статус, авторитет
• Наличие союзника
• Публичный ответ
• Более высокий уровень конформизма люди показывают, когда они должны выступить перед окружающими, а не когда они записывают свои ответы в тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться
Эффект конформизма
С. Аш определял конформизм как «отказ индивида от дорогих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизировать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений». Конформизм или конформное поведение показывает меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценностей, ценностных ориентации группы.
Эффект конформизма
Противоположным конформизму является поведение самостоятельное, устойчивое к групповому давлению. В отношении к давлению группы мы различаем четыре типа поведения
• Внешний конформизм
• Внутренний конформизм
• человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека. Это тип приспосабливающегося к группе человека.
• Негативизм
• человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе.
• Нонконформизм
• мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека.
• независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.
групповые феномены (эффекты)
Эффект подражания
Эффект подражания
Эффект подражания – это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе.
Подражание – один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например, форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение.
Эффект подражания
Первый принцип
Второй принцип
Р. Чалдини вводит два принципа для объяснения эффекта подражания.
То есть, когда люди не чувствуют себя уверенно, они в большей степени ориентируются на действия других, чтобы решить, как действовать им самим. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.
Эффект подражания близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным.
групповые феномены (эффекты)
Эффект «ореола»
Эффект «ореола»
Эффект «ореола», или «гало-эффект» - это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому.
Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информации или на основе искажения информации о статусе, репутации, профессиональных качествах или личностных характеристиках другого человека.
Э. Аронсон отмечает, что то, что мы узнаем о человеке в первую очередь имеет решающее значение на наше суждение о нем. Сформировавшаяся специфическая установка служит «ореолом», мешающим видеть субъекту реальные черты, достоинства и недостатка объекта восприятия.
Условия возникновения Эффекта «ореола»
• Дефицит времени.
• У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его качества личности или ситуацию, в которую он попал.
• Незначимость другого человека.
• Соответственно возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол».
• Стереотип восприятия,
• возникший на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит.
• Перегруженность информацией.
• Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности.
• Яркость, неординарность личности.
• Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттеняет на задний план все его другие качества. Физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.
групповые феномены (эффекты)
Эффект «бумеранга»
Эффект «бумеранга»
Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации. Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.
Этот эффект проявляется и в непосредственном общении и взаимодействии людей. Социально-психологические исследования показывают, что агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнес эти слова. Окружающие люди, как правило, рано или поздно устанавливают истину, и тогда агрессивные действия бумерангом возвращаются к совершившему их человеку. Например, в ситуации возникновения конфликта более вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного, уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника. Так случается в большинстве ситуаций, когда группа выбирает себе козла отпущения и единодушно проявляет агрессивность в отношении его. Но наличие козла отпущения говорит о низком психологическом уровне развития этой группы. Здесь «бумеранг» оборачивается против всей группы, поскольку разрушает ее единство, целостность, нормальные человеческие отношения, что препятствует эффективности групповой деятельности.
групповые феномены (эффекты)
Эффект «мы и они»
Эффект «мы и они»
Эффект «мы и они» - это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»).
Эффект принадлежности к группе включает в себя два более частных эффекта: