Гуманистическая и авторитарная парадигмы воспитания: основные положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 22:12, доклад

Описание работы

Это самая старая парадигма, она отражает характер воспитания в традиционном обществе. Ее ведущая черта — односторонняя связь воспитателя и воспитуемого, где первый всегда прав, а второй всегда должен верить ему и слушаться его.
Здесь, в этой модели, реализуется важнейшая функция воспитания, состоящая в передаче от поколения к поколению накопленного знания, социальных ценностей и жизненного опыта. Хотя другие парадигмы воспитания сформировались в борьбе с парадигмой авторитарного воспитания, она живет, как и раньше, не столько в теории, сколько в нормативной организации жизни семьи и школы.

Файлы: 1 файл

Доклад.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 

Доклад

 

 

 

 

 

на тему

«Гуманистическая и авторитарная парадигмы воспитания: основные положения»

 

 

 

 

 

Выполнила: Гладуш Элина

 

 

 

 

 

 

 

Парадигма авторитарного воспитания.

Это самая старая парадигма, она отражает характер воспитания в традиционном обществе. Ее ведущая черта — односторонняя связь воспитателя и воспитуемого, где первый всегда прав, а второй всегда должен верить ему и слушаться его.

Здесь, в этой модели, реализуется важнейшая функция воспитания, состоящая в передаче от поколения к поколению накопленного знания, социальных ценностей и жизненного опыта. Хотя другие парадигмы воспитания сформировались в борьбе с парадигмой авторитарного воспитания, она живет, как и раньше, не столько в теории, сколько в нормативной организации жизни семьи и школы.

В теоретическом плане парадигма авторитарного воспитания последовательно реализована в трудах немецкого философа и педагога Иоганна Фридриха Гербарта, особенно в «Общей педагогике, выведенной из целей воспитания» («Allgemeine Paedagogik, aus dem Zweck der Erziehung abgeleitet», 1806).

По Гербарту, главная цель воспитания — гармония воли с этическими идеями и выработка многостороннего интереса. Путь к этой цели лежит через воспитывающее обучение, нравственное воспитание и управление ребенком. Для Гербарта такое управление значило подавление «дикой резвости» ребенка. Для этих целей были введены кондуит (журнал, в который заносились проступки учащихся. Впервые кондуиты были введены в середине XIX века в Германии по предложению И. Ф. Гербарта. Применялись также в Российской империи в гимназиях, духовных учебных заведениях и кадетских корпусах ), карцер, слежка за учащимися, телесные наказания.

Хотя времена, когда педагогика Гербарта выполняла роль официальной государственной доктрины в Германии, давно прошли, но парадигма авторитарного воспитания не исчерпана. Ее устойчивость имеет своим источником традиционный патернализм (система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим). Сильный и строгий отец учит сына правильно жить, и сын будет готов к встрече с жизнью — таков смысл патерналистской модели воспитания.

Тот факт, что авторитарному воспитанию был брошен вызов, свидетельствует о серьезных переменах в европейском обществе. Вызов соответствует становлению в Европе модернити как общества, основанного на рациональности, рыночной экономике, идее свободы личности.

Авторитарная педагогика

Главное в воспитании — осознание ребёнком абсолютных ценностей̆, образцов поведения.

Воспитательное взаимодействие должно каждый̆ раз завершаться конечным результатом. Основным воспитательным средством является «проповедь», декларирование норм поведения, тех правил, которые этот мир предлагает. Собственный̆ опыт ребёнка отбрасывается как ошибочный̆, неверный̆. Взрослые постоянно подчёркивают «несоответствие» ребёнка требованиям общества, несовершенство его личности. Взрослые всегда правы, их поступки и высказывания не подлежат сомнению. Для стимулирования желаемого поведения и поступков детей̆, взрослые применяют приказ, наказание. Самостоятельно ребенок не может делать ничего, его собственное мнение никого не интересует. Привычка послушно следовать внешнему авторитету формирует безынициативность, растерянность, ребенок стремится избежать ответственности. Ошибки, неуспеваемость имеют фатальный̆ оттенок — за каждую из них его ждёт наказание. На «тяжёлые» вопросы чаще всего ребенок получает ответ: «Тебе ещё рано это знать». Основное внимание в воспитании обращают на внешнюю линию поведения, на то, насколько она соответствует заданной̆ взрослыми норме. Развитие эмоциональной̆ сферы не получает должного внимания, главное — развитие познавательной̆.

Гуманистическая педагогика

Основным в воспитании является не декларирование единственно возможного образца поведения, который̆ усваивается раз и на всю жизнь, а раскрытие творческих способностей̆ самого ребёнка. Основная цель воспитания — научить жить в меняющемся мире, помочь найти свой способ самореализации, воплощения идей, мыслей̆, чувств. Собственный̆ опыт, даже ошибочный̆, является важнейшим источником информации. Особое внимание уделяется привлечению детей̆ к совместной̆ с воспитателями деятельности. В воспитании от результата — переориентация на процесс: ребёнок не ждёт радости лишь в конечном результате, а находит её в самом процессе (познания, созидания, общения). Ребёнок признается уникальной̆, неповторимой̆ индивидуальностью. Педагог учитывает возрастные особенности и возможности ребёнка, побуждает к открытому проявлению чувств. Отношения взрослого и ребёнка обновлены взаимоуважением, ребёнок становится равноправным партнёром в любом взаимодействии.

Процесс воспитания основывается на реальных потребностях ребёнка и предполагает их развитие, коррекцию, направление. Очень важным моментом педагогического взаимодействия является учёт сложности и не одномерности процесса развития ребёнка, а значит, его сравнивают только с ним самим.

Методы гуманистической педагогики

Укажем на конкретные приемы и установки гуманистического воспитания:

· воспитание доверием, заботой и уважением;

· воспитание ответственностью;

· воспитание творчеством;

· воспитание через здравомыслие,

· воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;

· воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.

Общее во всех этих методах состоит в том, что педагог побуждает ребенка самому пережить эти чувства и состояния – доверия, ответственности, творчества, жизненных (этических и прочих) дилемм и коллизий, различных смысловых ситуаций. Мы не можем этому научить, психологически и морально ощущая себя «над» ребенком, но должны вместе с ним попытаться пережить эти состояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и свой внутренний мир.

Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркивают необходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя в атмосфере любви и благожелательности. Он должен ощущать, что окружающие его люди со всеми их требованиями – не враги ему, а, напротив, любящие и заботящиеся о его благополучии люди. Ему не собираются навязывать свое видение жизни, а лишь помогают найти свою дорогу. Однако при этом педагог должен постоянно давать понять воспитаннику, что при всем желании окружающих помочь встать ему на ноги, никто за него самого «ходить» (мыслить, чувствовать, принимать решения, выбирать свой путь) не будет.     Старая истина, что образование – двусторонний процесс, не должна предаваться забвению.

Приверженцы гуманизма – психологи, философы и педагоги – неоднократно подчеркивали, что именно в конкретных переживаниях формируются общие ценности нашей жизни. Так, например, Куртц утверждает, что ценности возникают там, где происходит сознательный процесс выбора, где люди живут и действуют.

Ценности суть то, что предпочтительно, т.е. глубоко уважается. О важности работы по формированию интересов и ценностей пишет теоретик и практик гуманистической психологии Маслоу. Он утверждает, что лучшим способом сподвигнуть человека к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать «лучшей особью», является удовлетворение базовых потребностей человека и его метапотребностей (потребность в правде, красоте, совершенстве, справедливости, порядке и т.д.). Помочь их осознать и сделать внутренними ценностями – задача гуманистической педагогики.

Если образование сумеет побудить человека к осознанию и актуализации своих высших нужд, оно тем самым послужит сохранению его психического здоровья, поможет ему уберечься от так называемых «болезней расчеловечивания».

Маслоу назвал такие «болезни» метапатологиями и составил их каталог. В него вошли отчужденность, бессмысленность, безразличие, скука, тоска, ноогенные неврозы, экзистенциальный вакуум, духовные кризисы, апатия, пораженчество, чувство бесполезности, отказ от жизни, бессилие, утрата свободы воли, цинизм, вандализм, бесцельная деструктивность и т.д.

Образование, построенное на принципах гуманизма, помогает уберечь человека от этих ошибок в личностном развитии и позволяет надеяться на расцвет цивилизации нового типа, цивилизации, достигшей существенной социальной гармонии. Таким образом, через формирование ценностных ориентиров гуманистическая педагогика пытается вернуть многими утрачиваемый вкус к жизни, остроту переживания – забытое искусство жизни.

Способность радоваться жизни является очень важным фактором совершенствования личности. Жизнь, как писал Ф. Достоевский, нужно любить сильнее, чем ее смысл. Это – условие успеха в деле поиска и созидания смысла жизни. Вот почему гуманисты-психологи как знатоки парадоксов чувственной жизни человека часто подчеркивают, что чем напряженнее готовишься стать счастливым, тем меньше оставляешь себе шансов на счастье. Так, В. Франкл любил повторять, что успех и счастье должны придти к человеку сами, и чем меньше о них думать, тем вероятнее они придут. «Непосредственное» стремление к счастью или погоня за его «гарантиями» – деньгами, славой, властью – само по себе не может быть ни основным принципом, ни высшей целью человеческой жизни. Когда неудачных попыток «поймать птицу счастья» становится слишком много, мир привлекательный становится миром отталкивающим. Спешка порождает скуку, так как в психологическом плане эти два состояния имеют очень много общего: люди пользуются жизнью для того, чтобы испытать что-то в будущем, а потому время настоящего становится для них только помехой. Именно так и утрачивается вкус к жизни.

Постигая в процессе воспитания ценности конструктивной деятельности (творчество), переживания (доверие) и отношений (ответственность), становящаяся личность начинает «ваять» свою судьбу из высококачественного в гуманистическом отношении «материала», созидать собственную жизнь, начиная с высоких стартовых позиций.

Первые три метода позволяют осуществить воспитание через чувства, вторые три – через разум. Эмоциональная сфера в человеке если не преобладает, то спонтанно (самопроизвольно) стремится быть первой, т.е. идти впереди разума. Она относительно автономна от интеллектуальной и волевой. Это и составляет так называемый парадокс иррациональности человека: наделенный разумом, он часто поступает вопреки его велениям. Привести к согласованности эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы, гармонизировать внешний и внутренний миры человека – значит способствовать его (само)воспитанию в духе гуманизма.

Еще в эпоху Возрождения сложился гуманистический идеал – творчески активная и душевно спокойная, мудрая и величественная личность. Однако задачи нравственной и творческой реализации личности замыкались, по большей части, на преобразовании внешней среды. Теперь, спустя несколько столетий, можно говорить о реальном воплощении гуманистических идей методами гуманистической педагогики и психологии.

Побуждая человека к установлению смысла жизни и его осуществлению, гуманистическая педагогика стимулирует в нем здравомыслие и реалистичность – качества, столь необходимые для того, чтобы научиться отличать хорошее от плохого, желательное от нежелательного, достойное от недостойного. Именно разум, как высший дар человека, должен участвовать в принятии решений и поведении личности.

Если постижение собственной идентичности наиболее полно осуществляется через переживание, то самосовершенствование – через здравомыслие и осознанное предпочтение гуманистических ценностей. И все-таки, процесс морального обучения не является исключительно интеллектуальным, в нем также участвуют и воспитываются чувства.

МОДЕЛИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (ПО В. С. КУКУШИНУ)

 

Авторитарная модель

Цели:

Вооружить знаниями, умениями и навыками.

Формировать личность с типичными характеристиками.

Сформировать послушание и бесспорное выполнение требований.

Принципы:

Когнитивный̆ диктат.

«Я знаю, каким ты должен быть, и я сделаю всё возможное, чтобы ты стал таким». Воспитание типичного человека.

Тактика:

Диктат, опека. Ребёнок — объект воспитательного воздействия. Позиция взрослого — выше.

Средства общения:

Монологический̆: приказы, команды, требования, угрозы, упрёки, критика, нотации, наказания и т. д.

Позиция учителя:

Реализация заданной̆ программы, использование общей̆ методики (рекомендаций), попытки соответствовать требованиям контролирующих инстанций.

Результаты:

Расхождение знаний и убеждений, мировоззрения и жизненных ценностей̆. Раздвоение личности и поведения. Появление бездуховности, инфантильности, цинизма и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

Гуманистическая модель

Цели:

Становление личности, способной̆ к творческой̆ самореализации, духовно богатой̆, активной̆.

Личность каждого ребёнка — самоценность, неповторимая индивидуальность.

Информация о работе Гуманистическая и авторитарная парадигмы воспитания: основные положения