Гуманизация образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы – изучение гуманистических преобразований в современном Российском образовании.

Задачи:

- Изучить и проанализировать гуманизацию образования и образовательного пространства в России;

- Определить взаимосвязь между понятием «гуманизация образования» и современными законодательными программами в области образования.

Содержание работы

Ведение
Теоретический анализ литературы по проблеме гуманизация образования.
Общая характеристика понятия гуманизация образования

Заключение

Приложение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Гуманизация образования.docx

— 36.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

Ведение

  1. Теоретический анализ литературы по проблеме гуманизация образования.
  2. Общая характеристика понятия гуманизация образования

Заключение

Приложение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Гуманизм-это сложное, многоплановое  явление достаточно изученное в научной литературе. Основным понятием разрабатываемой теории является понятие гуманизации образования, под которым мы понимаем такую организацию учебного процесса, которая направлена на развитие личности, предполагающее формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе; в реализации своего творческого потенциала; в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стратегиями.

Современная  Россия берет  курс экономического, культурного и  социального развития основываясь  на Европейских законодательных  документах. Актуальность данной темы обусловлена подписанием Россией  Европейской социальной хартии, а следовательно вся образовательная система берет курс на данный документ, а именно на гуманизацию образования и образовательной среды.

Цель моей работы – изучение  гуманистических преобразований в  современном Российском образовании.

Задачи:

- Изучить и проанализировать  гуманизацию образования и образовательного пространства в России;

- Определить взаимосвязь  между понятием «гуманизация образования» и современными законодательными программами в области образования.

Анализируя нормативные  документы Российской Федерации, можно  констатировать, что в настоящее  время в нашей стране ведется  глобальная модернизация образования. Это можно заметить и по таким  образовательным программам  как  «Наша новая школа», программа «Образование-2020».  Все эт и программы основаны на таких документах как а Всеобщая деклорация прав человека; Конвенция ООН о правах ребенка; Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ; Закон РФ об образовании.

 По мимо того в своей работе я затрону труды таких авторов как           Ш.А. Амонашвили, В.Ф Шаталова, директора Научно-образовательного Центра РАО, академика Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессора М.Н. Берулава.

В ходе выполнения данной работы были использованы следующие методы:

- общелогические (анализ, обобщение, сравнение);

- общенаучные (анализ литературных источников);

- исторические (выявление  происхождения изучаемого явления)

На сегодняшний день, когда в  социально-экономической жизни страны происходят небывалые перемены, когда  все мы думаем о путях преобразования общественного воспитания и образования, возникает необходимость решения  стоящих перед нами новых задач. Одна из них та же что стоит перед  обществом в целом: переход от командно-бюрократической к демократической  организации жизни. Обновленный  социум должен явить свое лицо, прежде всего детям. Применительно к  образованию это означает гуманизацию (предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие в обучении и воспитании)-ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретический анализ педагогической литературы по проблеме гуманизации образования.

 

 

«Все люди рождаются  свободными и равными в своем  достоинстве и правах.  Они  наделены разумом и совесть и  должны поступать в отношении  друг друга в духе братства»

       Всеобщая  декларация прав человека

   

 

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

XX век дал огромный толчок для развития образования в XXI веке. Это можно проследить в ряде нормативно-правовых актов и программ. Они издаются на мировых, европейских, федеральных, региональных и локальных уровнях [1].

4 сентября 2000 года правительство  России подписало Европейскую социальную хартию. Это событие дало толчок для развития образования на всех уровнях, а также определило и его вектор развития.   Европейская социальная хартия состоит из преамбулы и 6 частей, в которых освещается  подробный перечень социально-экономических прав, а также предусматривает механизм контроля за выполнением положений. Основное внимание образованию и социальной политике уделяется в Части II. В связи с принятием данного Европейского документа Россия вынуждена модернизировать все образование в соответствии с положениями изложенными в Хартии, а они направлены прежде всего на гуманизацию образования.

Помимо модернизации  и гуманизации образования на Европейском уровне Россия постоянно делает шаги на пути гуманизации. Это принятие программ и их реализация. Одной из таких программ является образовательная программа   «Образование 2020». Еще одним направлением в развитии образования является Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

Основные характеристики этих программ изложены в Таблице 1

 

 

 

Программа  «Образование-2020»

Национальная образовательная  инициатива "Наша новая школа"

Основные характеристики

Составлена рядом авторов  Состоит из  7 глав, в которых рассматриваются механизмы реализации программы образования до 2020 года. В Главе 6 авторы раскрываю каким будет выглядеть школьное образование в 2020 году и какие этапы реализации программы оно пройдет.

Документ состоит из общей  характеристики, а также выделены основные направления развития общего образования, их шесть:

1. Переход на новые  образовательные стандарты

2. Развитие системы поддержки  талантливых детей

3. Совершенствование учительского  корпуса

4. Изменение школьной  инфраструктуры

. Сохранение и укрепление  здоровья школьников

6. Расширение самостоятельности  школ

Цель

Модернизация образования

Модернизация и инновационное  развитие образования

Задачи

Предложить видение российского  образования — каким оно должно стать, чтобы соответствовать:

– инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России;

– социальным запросам населения  России и задаче консолидации российского  общества;

– требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда  и образования.

-раскрытие способностей каждого ученика,

-воспитание порядочного  и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,  конкурентном мире.

Положительное

- Программа представлена  в виде доклада, и написана  коллективом авторов.

- Поэтапное модернизация образования

- Включает модернизацию  профессионального, дошкольного  и школьного образования.

-Рассмотрены механизмы  модернизации

-Программа направлена прежде всего на гуманизацию образования «… В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни…»

Отрицательное

Данные документы являются идеальными моделями модернизации образования, не всегда учитывая интересы  учеников. Их цели идеальны и не всегда достижимы  за данный промежуток времени




Таблица 1 Анализ программ «Образование-2020»  и «Наша новая школа»

 

 

Понятие «личностно-ориентированное  обучение», вошедшее в 90-е годы в  педагогический арсенал  без своей  четкой дефиниции, по-нашему мнению, может  быть определено при рассмотрении таких  категорий, как: индивид, индивидуальность (индивидуальный подход), личность. При  этом в конкретных исторических условиях  педагогика и психология эти понятия  использовали с различным значением, часто смешивая и употребляя как  синонимы. Однако в связи с тем, что обучение является сущностно-человеческим видом деятельности и практика всегда богаче теории, понятие «индивидуальный подход» вошло в педагогику  значительно раньше сущностного трактования таких понятий, как «индивидуальность» и «личность». Так, например, уже в педагогической системе великого чешского педагога Я. А. Коменского явно обозначены положения о том, что процесс обучения и воспитания необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, используя при этом систему педагогических наблюдений [3]. Помимо Я.А Коменского проблемой гуманизации занимались такие великие педагоги как Макаренко «Педагогическая поэма», В.А Сухомлинский «Сердце отдаю детям», Ш. А. Амонашвили «Размышления о гуманной педагогике» и т.д.

 Среди зарубежных педагогов  гуманисто можно выделить такого педагога-новатора как Дж. Дьюи (1859—1952).  Научно-педагогическая деятельность Дьюи начиналась с резкой, основательно аргументированной критики традиционной школы учебы и требования реформ. В книге «Школа и общество» (1899) он выступил как социолог воспитания, доказывавший несоответствие традиционной образовательной системы требованиям социального прогресса, ее изолированность от жизни общества, узость ее социальных функций. В работе «Школа и ребенок» (1902) он показал антигуманность всего уклада школьной жизни, обрекавшего ученика на пассивность в противовес природной активности, на механическое запоминание, вместо удовлетворения его инстинкта исследователя, на «однообразие программ и методов [5].

В современной  России проблемами гуманизации образования занимается не только государство, но религия. Ярким примером является выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании президиума Российской академии образования 11 ноября 2009г  «Педагог — это человек, который делится или должен делиться с учениками собственным опытом жизни. Я говорю это к тому, чтобы сформулировать самое важное, о чем следует сказать в отношении образования: школа есть не только место передачи знаний, это место воспитания личности. Так было всегда. Если мы отказываемся от того, что школа является механизмом, инструментом воспитания человека, то мы обрекаем общество на очень неясное существование в будущем…»[6]. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл активно печатается со своими идеями о гуманизации образования и в педагогических журналах.

Современными  проблемами гуманизации образования занимаются также В.В. Сериков он разработал дидактическую модель личностно-ориентированного образования.

Современное образование  претерпевает глобальные перемены и  модернизацию. Взаимодействие государственных  структур и педагогов-практиков  должны явить нам школу, которая  повернется «лицом к ученикам»  и  учителям, школу-терпения и понимания, школу гуманную.

 

 

 

 

 

 

 

2. Общая характеристика понятия гуманизация образования

Направления гуманизации образования

...вечно предшествующий

идеал искусства есть

совершенный человек.

К.Ушинский

Гуманизация школы предусматривает изменение всех структурных компонентов педагогического процесса: целей, содержания, методов.

ГУМАНИЗАЦИЯ  ЦЕЛЕЙ. Сегодня  еще нельзя дать строгих формулировок новых целей, можно наметить только их контуры. Личность выпускника в них предстает теперь не "идейно убежденным борцом за...", а является эстетически развитым, гуманным интеллектом, интеллигентом, способным ставить перед собой и решать благородные человеческие цели и задачи, выбирая адекватные пути для их достижения.

Главной целью всей учебно-воспитательной работы гуманитарной школы становится личность ребенка, развитие всей целостной  совокупности ее духовной культуры. Духовная культура понимается как интегрированное  свойство личности, проявляющееся в  потребности жить, творчески созидать в соответствии с идеалами истины, добра и красоты. Духовность выступает  как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической гражданской позиции, способности  к сопереживанию, состраданию и  милосердию.

ИЗМЕНЕНИЕ  СОДЕРЖАНИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ. Прежде всего, здесь требуется  устранение той диспропорции в учебном  плане, которая делает школу технократической. Необходима гармонизация учебного плана - обеспечение оптимального соотношения  умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического  воспитания.

Часть учебного плана, которая  представляет непосредственное воспитание гуманизма, нравственности и эстетики, должна быть усилена. Это и традиционные предметы общественного цикла, и новые, успешно экспериментируемые в ряде школ нравственные дисциплины: этика, человековедение, семьеведение. Оправдано включение в учебный план религии как феномена общественной культуры и кладезя общечеловеческих нравственных ценностей.

Предстоит перестроить ту часть учебного плана, которую составляют учебные предметы, основанные на "образном видении мира", т.е. художественно-эстетический цикл. Должны получить достаточное  место базовые виды искусства - музыка, изобразительное искусство, художественная литература, хореография. Их включение  в учебный план подразумевает  соблюдение следующих принципов:

Информация о работе Гуманизация образования