Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:01, контрольная работа
Цель моей работы – изучение гуманистических преобразований в современном Российском образовании.
Задачи:
- Изучить и проанализировать гуманизацию образования и образовательного пространства в России;
- Определить взаимосвязь между понятием «гуманизация образования» и современными законодательными программами в области образования.
Ведение
Теоретический анализ литературы по проблеме гуманизация образования.
Общая характеристика понятия гуманизация образования
Заключение
Приложение
Список литературы
•непрерывность (с I по XI класс);
•комплексное освоение, которое может осуществляться как по линии интеграции, так и обобщающих курсов (МХК, этика, эстетика, религия);
•обеспечение возможности перехода к синтетическим видам искусства (театр, кино, телевидение, цирк); •опора на народную национальную культуру.
Требуют своего места в учебном плане трудовое и физическое воспитание, перестроенные на гуманистической основе.
Можно многому научить ребенка, но не развить у него чувства доброты, человечности, красоты. Поэтому перестройка образования должна включать гуманизацию содержания и традиционных курсов. Здесь можно выделить следующие задачи:
а) деидеологизация - замена мнимых ценностей вечными, классовых подходов - общечеловеческими; такая задача актуальна для предметов историко-филологического цикла;
б) национализация и интернационализация содержания обучения и воспитания: глубокое усвоение национальной культуры и на этой базе постижение культуры других народов;
в) экологизация учебных дисциплин, восприятие и осознание драмы и трагедии взаимодействия человека с природой, обретение учащимися планетарного сознания;
г) эстетизация (эмоционализация) учебных предметов, каждый из которых несет в себе какое-то эмоциональное восприятие мира.
Гуманизация содержания образования предполагает также отказ от единообразия, шаблона, уравниловки. Огромные возможности заключены в дифференциации учебного плана (углубленное изучение, курсы по выбору, факультативы, профильные предметы и др.).
Наконец, большую роль в гуманизации образования должна сыграть клубная деятельность школы, призванная удовлетворить разнообразные дополнительные интересы и склонности детей и подростков, предоставить им дополнительные возможности для выбора и самоопределения. Воспитательная работа школы также должна быть ориентирована на построение целостной системы гуманитарного образования, связывающей урочное и внеурочное время учащихся.
ГУМАНИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. Если взять известные классификации методов (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, поисковые, творческие, методы формирования сознания, отношения, поведения, убеждения, приучения, стимулирования), то они в явном виде не содержат в себе гуманности или антигуманности. По-видимому, все здесь зависит от характера их применения, от позиции педагога, от подхода к ученику и атмосферы педагогического взаимодействия. Все это формирует в методе то, что в настоящее время получило название гуманно-личностного подхода.
Центральным положением гуманно-личностного подхода является новый взгляд на личность ребенка, подростка. Он включает следующие основные позиции:
•личность ребенка есть уникальное явление, поэтому она достойна уважения (даже если не является примерной);
•личность, ее развитие является целью воспитательной системы школы;
•личность есть не объект, а субъект воспитания;
•у каждой личности есть
свой "колокольчик", свой талант,
который воспитатель школы
Новые отношения учителя с учеником, воспитателя с воспитуемым состоят в переносе акцента с формальных педагогических отношений на личностные. По данным психолого-педагогической науки и практики, в настоящее время личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. В основе этих отношений должны лежать такие принципы, как:
•педагогическая любовь к детям;
•оптимистическая вера в ребенка;
•мастерство общения, сотрудничество, сотворчество;
•отсутствие принуждения, ставка на положительное стимулирование личности.
Главный тезис гуманно-личностного подхода - идти не от учебного предмета к ребенку, а с ребенком к учебному предмету, идти от тех возможностей и способностей, которыми располагает ребенок, развивая и совершенствуя их потенциал[7].
Гуманизация образования, как научная проблема, обусловлена насущными потребностями практики обучения. Все чаще специалисты подчеркивают что современный кризис образования имеет внутренние причины обусловленные несовершенством существующей концепции образования Безусловно, кризис образования не лежит на поверхности явлений он имеет внутренний характер связанный с утратой смыслов для образования человека [4].
Литература
Нормативные документы:
Заключение
В результате анализа литературы мы пришли к выводу что Российское образование только начинает претерпевать перемены, модернизация образования только сейчас определило вектор своего развития.
Слово гуманизм для системы
образования обозначает тенденцию
в развитии науки как социального
института и личности как субъекта
воспитательного воздействия
Пафос гуманистического направления состоит в том, что оно устремлено в будущее человека которое связывается с его собственными усилиями собственной активностью, с разумом, а не сферой иррационального. И хотя большинство программ носят, так называемый, идеальный характер, идеальную модель образовательной среды в результате перемен ожидается увидеть гуманную школу не только с точки зрения образовательной среды, но и воспитывающую школу. А для этого правительство Российской Федерации, педагоги, ученики и родители должны вместе не только воплотить задуманное авторами программ, но решить для себя какую школу они хотят для себя, для своих детей, для своих учеников.