Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили. Задачи:
- рассмотреть основные идеи гуманно-личностной педагогики;
- изучить исторические корни гуманной педагогики;
- рассмотреть Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики;
- рассмотреть сущность образования в «Школе жизни»;
- рассмотреть понятия - гуманность учителя, ученика. Идею гуманизации школ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. Основные идеи гуманно-личностной педагогики…………………………...……5
2. Исторические корни гуманной педагогики…………………………………...……7
3. Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики………….....13
4. О сущности образования в «Школе жизни»………………………………………17
5. Понятия - гуманность учителя, ученика. Идея гуманизации школ…..……..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..……25

Файлы: 1 файл

MVR.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«

»

Факультет

Кафедра «

и»

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Методика воспитательной работы»

 

 

На  тему:  «Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014год

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

1. Основные идеи  гуманно-личностной педагогики…………………………...……5

2. Исторические  корни гуманной педагогики…………………………………...……7

3. Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики………….....13

4. О сущности  образования в «Школе жизни»………………………………………17

5. Понятия - гуманность  учителя, ученика. Идея гуманизации  школ…..……..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..….24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..……25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее  время современное российское начальное  образование приобретает развивающий  характер. Гуманизация образования  – процесс долгий и трудный. Для  него характерны принципиальные изменения  в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде.

Начальная школа  является исходным звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. В современных условиях при переходе начальной школы на четырехлетний срок обучения возрастают требования к учителю в реализации этого перехода. Без осознанного и грамотного понимания этой проблемы невозможно освоение новых ценностей педагогической деятельности, главная из которых – помощь ребенку в развитии его личности: приобщение к кругу общечеловеческих ценностей.

Для освоения гуманистических  ценностей личностно ориентированного образования педагогу необходимо глубокое проникновение в психологические и медико – физиологические особенности детей младшего школьного возраста, лежащие в основе теорий, разрабатывающих проблемы связи обучения и развития детей.

Ознакомление  с основными тенденциями развития начального образования, проблемами преемственности дошкольного и начального образования и подготовкой детей к школе, с разработанными учебно – методическими комплектами для начальной школы – одна из важных задач в системе повышения квалификации.

Как утверждает Ш.А. Амонашвили, гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогическая система

выступают антиподом  традиционно утвердившейся в  советской школе (и господствующей в российской школе поныне) авторитарно-императивной педагогики.

Цель данной работы: рассмотреть гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.

Задачи:

- рассмотреть  основные идеи гуманно-личностной  педагогики;

- изучить исторические корни гуманной педагогики;

- рассмотреть  Ш.А. Амонашвили – продолжатель  идей гуманной педагогики;

- рассмотреть  сущность образования в «Школе  жизни»;

- рассмотреть  понятия - гуманность учителя,  ученика. Идею гуманизации школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  идеи гуманно-личностной педагогики

 

Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:

1. Гуманное педагогическое  мышление не есть открытие  современной теории и практики. Оно основано на классическом  наследии и находит истоки  в ведущих религиозных, философских  и педагогических учениях. 

2. Педагогика  по сути своей есть общечеловеческая  форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.

3. Гуманно-личностная  педагогика во главу угла ставит  воспитание личности через развитие  ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

4. Гуманно-личностная  педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.

5. Гуманно-личностный  образовательный процесс строится  на понимании целостности природы  ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

6. Суть гуманно-личностного  образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).

Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты:

Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:

1. Уроки познавательного  чтения.

2. Уроки письменноречевой  деятельности.

3. Уроки родного  языка. 

4. Уроки математических  воображений.

5. Уроки духовной  жизни. 

6. Уроки постижения  красоты. 

7. Уроки планирования  и деятельности.

8. Уроки смелости  и выносливости.

9. Уроки о  природе. 

10. Уроки о  мире наук.

11. Уроки общения. 

12. Уроки иностранной  речи.

13. Уроки игры  в шахматы. 

14. Уроки компьютерной  грамотности.1

Очевидно, что  работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий  в идеи гуманной педагогики, но и  целенаправленно подготовленный учитель.

7. Гуманное педагогическое  мышление требует адекватных  понятий, оно непосредственно связано с убеждениями личности, занимающейся его теоретическим обогащением или практическим осуществлением. Вот почему переориентация учителей от традиционно-авторитарных подходов на гуманное педагогическое мышление есть важнейшая проблема дела развития образования в современных условиях.

8. Гуманно-личностный  подход к воспитанию в современной  российской школе опирается на  глубинную мудрость российского  менталитета от Сергия Радонежского  до В.И. Вернадского; он питается  жизненным источником мировой педагогической мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л.С.Выготского и Д.Н. Узнадзе до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.

Овладение основами гуманного педагогического мышления — непреложная часть формирования учителя третьего тысячелетия.

 

2. Исторические  корни гуманной педагогики

 

Гуманное педагогическое мышление строится на фундаментальных  допущениях составляющих истину для  мировых религий и предмет  для многих духовно-философских учений. Суть этих допущений в признании реальности существования души человека в ее устремлении к вечному восхождению и совершенствованию.

«Мир человека — это неразрывная связь рационального  и иррационального: интуиции, инстинктов, непредсказуемости или нелогичности поведения и т.д. Этот духовный мир, иррациональная сущность человека, принципиально необъяснимы. Можно лишь говорить о том, что влияет на его формирование. И она — иррациональность человека — крайне индивидуальна, несмотря на большое количество общих черт у людей, — писал Н.Н. Моисеев: «Но мир иррационального не в меньшей степени влияет на поступки человека, чем его суждения, основанные на принципах рационализма. И что, может быть, самое главное — наибольшую радость человеку, ощущение полноты и прелести жизни дает как раз иррациональная составляющая его миропредставления, его жизни. И эта важнейшая компонента бытия человека не может не быть в центре внимания образовательной и воспитательной деятельности общества. И мы должны учиться на нее влиять так, чтобы уберечь человечество от деградации»... И отсюда Н.Н. Моисеев делает вывод «...Ключ, способный открыть дверь в будущее человека, окажется синтезом разума и иррационального начала заложенного в людях».2

В своём трактате «Школа Жизни» Ш.А.Амонашвили утверждает, что из этих допущений, вытекают три постулата Веры Учителя в ребенка:

1. Ребенок есть  явление в нашей земной жизни,  а не случайность. 

2. Ребенок несет  в себе жизненную задачу —  миссию.

3. Ребенок несет  в себе неограниченную Энергию Духа.3

«Ты все можешь», утверждает педагог, глядя в глаза  ребенка. Вот удивительно четко  сформулированная позиция учителя  «Если Вселенная действительно  беспредельна, а природа не имеет  исчисления в своем творчестве, то единственная модель этой беспредельности и этих богатств есть ребенок».4

Ребенок живой  организм, он природоцелостен. Прежде чем говорить об особенностях ребенка  необходимо обратиться к его единству.

Гуманно-личностный процесс образования строится на понимании целостности природы  в ребенке.

Внутренняя  Космическая энергия — Природа  — реализуется в ребенке по трем направлениям в трех его устремлениях, страстях.

1. Страсть к  развитию в процессе преодоления  трудностей. Это закон природы.  Он неумолимо действует особенно  в младшем возрасте. Вот почему так важна педагогическая организация процесса «календарного плана» развития ребенка соответственно с его возрастом «сейчас или никогда».

«Основной факт, с которым встречаемся мы при  подходе к ребенку, это — развитие. Ребенок есть существо растущее и развивающееся. Он находится в непрерывном процессе изменения. Поэтому процесс развития есть первое, что приходится понять, когда начинаешь изучать ребенка».5

2. Страсть к  взрослению. «Ты уже взрослый»,  — хочет слышать от нас ребенок.  А слышит: «Ты еще маленький»! «Способствовать взрослению Ребенка с его развивающимися силами — значит делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным. И наоборот: замедлять это движение путем предоставления ребенку полной свободы с той мнимой логикой, что нельзя отнимать у него детство, — значит лишать его истинного чувства переживания радости детства».6

3. Страсть к  свободе. 

Великое утверждение  ребенка «Я сам». И тут надо иметь  в виду, что если процесс взросления происходит в прямом взаимодействии ребенка со взрослым, то страсть к свободе несет за собой естественное удаление от взрослого. И с этим необходимо считаться. Помня, что: «Только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовить к социальной гармонии и сотрудничеству, только с помощью демократии можно подготовить к демократии» (Френе С.).

Страсть к свободе  имеет свое уникальное свойство, которое  зачастую остается без педагогического  осмысления. Дело в том, что свобода  для ребенка не мыслится как хаотическая вседозволенность. Сами духовные и природные субстанции в ребенке стремятся к «свободной несвободе». Это видно на примере ролевой игры: — Ты свободен выбрать свою роль, но, выбрав — играй по правилам.

Страсть к свободе  заложенная в ребенке, — это основа всей жизни общества. «Действительное и радикальное освобождение человечества, общества, народа, взрослой индивидуальной личности может быть проведено только через полное и всеобщее освобождение ребенка или вообще молодого поколения. Ребенок или молодое поколение — это путь к грядущей свободе всех. Это естественный зародыш и зерно всех свобод» (Вентцель К.Н.).

Идеи свободного воспитания К.Н. Вентцель впервые в  России пытался реализовать в 1905 г., создав семейные «Школы Жизни». «Ребенок должен получить знания в таком количестве, как он пожелает, и тогда, когда почувствует в этом потребность», — утверждал педагог-гуманист.

Информация о работе Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили