Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили. Задачи:
- рассмотреть основные идеи гуманно-личностной педагогики;
- изучить исторические корни гуманной педагогики;
- рассмотреть Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики;
- рассмотреть сущность образования в «Школе жизни»;
- рассмотреть понятия - гуманность учителя, ученика. Идею гуманизации школ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. Основные идеи гуманно-личностной педагогики…………………………...……5
2. Исторические корни гуманной педагогики…………………………………...……7
3. Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики………….....13
4. О сущности образования в «Школе жизни»………………………………………17
5. Понятия - гуманность учителя, ученика. Идея гуманизации школ…..……..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..……25

Файлы: 1 файл

MVR.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Что касается педагогических средств, методов и форм организации  педагогического процесса, то каждая образовательная система ведет  творческий поиск и находит собственное  содержание, методы, средства воспитания и обучения. Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как учащихся, так и педагогов.

Общими требованиями ко всем гуманистическим моделям  выступают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой самореализации и ее культурное саморазвитие, и осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребенка в ее адаптации к социуму и жизненном самоопределении.

Очевидно, что  гуманистическая педагогика устремлена в будущее человека, утверждая, что все зависит от его собственных усилий и активности, опирается на силу разума, а не на сферу социального, внешнего по отношению к человеку. Тем самым гуманистическая педагогика утверждает приоритет сознания над бытием. В связи с этим гуманизация образования, как альтернатива, исключает статичный, безличностный подход к человеку.

Гуманистическое направление центрировано на человеке (главная ценность), культуре и социуме  как взаимосвязанных детерминантах образования, направленного на поддержку процессов индивидуального саморазвития и самоопределения ребенка. Эти особенности гуманистической парадигмы создали предпосылки для возникновения в ее контексте личностно ориентированных cтратегий и моделей образования.12

 

4. О  сущности образования в «Школе  жизни»

 

Для определения  целей образования «Школы жизни» следует пояснить содержание базисных понятий - Воспитание и Образование, так как бережное воспитание открывает  путь к правильному образованию. В теории гуманно-личностного подхода к детям содержание этих понятий подвергается обновлению: в них восстанавливаются их исторические семантические значения, которые более полно отражают теоретические аспекты гуманно-личностной педагогики, нежели ныне бытующие их смысловые содержания. Изначальный смысл слова Воспитание, по всей вероятности, заключен в синкретности его составных. В качестве составных выступают «ось» и «питание»: в-ос-питание; то есть, «воспитание» синкретизирует в себе целостную идею о питании оси. О какой оси идет речь? Если исходить из того, что школа есть скалистая лестница для восхождения (опять: в-ос-хождение) души и духовности человека, то самое фундаментальное понятие педагогики - Воспитание - должно означать: питание духовной оси, питание души. То есть, в школе через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности - души и духовности. Таким образом, Воспитание не есть понятие узкоматериального содержания о формировании отдельных внешних качеств нравственности; оно есть суть проявления, развития, восхождения внутреннего, духовно-душевного состояния личности, того состояния, которое есть источник и направляющая сила всей целостной жизни человека. Следует сожалеть, что этот глубокий смысл воспитания не находит должного отражения ни в сложившейся трактовке понятия «воспитание», ни в самой педагогической практике. Воспитание, эта главная часть образовательного процесса, вытеснено обучением. Фактически весь образовательный процесс сводится к обучению и заботам о нем, и направлен на узкую цель - вооружить учащихся прочными знаниями, умениями, навыками, дать им владение основами наук. Дело усугубляется еще и тем, что эти «основы наук» содержат в основном узкоматериалистические, отчасти и политизированные знания, и игнорируется их восприятие душой и сердцем, светом духа и духовности. Да еще ошибочно полагается, что знания сами по себе составляют духовность человека. В силу этого воспитания значимость самих знаний умаляется, а результат воспитания искажается. Следует ясно представить себе, насколько может быть опасным для общества давать высшие знания о законах мироздания, о законах природы, о составе веществ духовно малоразвитому и необлагороженному человеку, человеку искаженной души и озлобленного, огрубелого сердца. Все это есть качества сложившегося авторитарного образовательного (педагогического) процесса, который в действительности превращен в обучающий процесс. Знания, тем более высшие знания о строении мироздания, о законах природы и веществ, о силе психики могут облагораживать человека лишь в том случае, если он принимает, присваивает их через уже облагороженное сердце, этот дом духа. Ум, постигая знания через сердце и духовность, достигает того уровня просветления, к которому он и был готов. Ум, принявший знания непосредственно, минуя пути сердца и духовности, и тем более, имея под собою огрубленное, ожесточенное, озлобленное сердце и душу, способен направить человека на творение зла против людей, общества, государства, человечества, против прошлого, настоящего и будущего, против самого себя.

Таким образом, в-ос-питание, питание духовной оси  человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение знаниям, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум. Знания действительно есть сила, но добрая или злая - это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

Как можно осмыслить  понятие Образование? Воспитание, как  процесс питания духовной оси, требует  своих питательных ферментов. Естественно, для питания духовной оси нужны будут не обычные, скажем, биологические вещества, а именно духовные ферменты. Такими могут стать:

- образцы любви,  красоты, устремленности, доброты,  преданности, творчества, мужества, мастерства, созидания, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия, нравственности;

- знания, озаренные  сердцем и духом; 

- стремление  к благу с помощью знаний, стремление  к углублению в знаниях; 

- знания в  виде высших законов природы,  Вселенной, веществ, Гармонии;

- высшие творения  разных искусств;

- образы человеческих  общений; 

- образы добромыслия,  ясномыслия, благомыслия, ответственности  за свои мысли; 

- образы словесности  и речи;

- образы расширенного  сознания, образы целенаправленной  деятельности;

- образы, рожденные  в процессе саморазвития, самопознания, самосовершенствования; 

- образы материального  и духовного плана; образы, рожденные  мировоззрением и верой.13

Трудно перечислить  все возможные источники, которые  рождают одухотворенные образы, тем более невозможно перечислить сами образы.

Образование потому и есть процесс образования, что  он полностью пропитан возвышенными и утонченными образами, питающими  душу и сердце ребенка. Образование  не есть лепка человека с определенными  качествами без участия самого человека, устремленного по пути развития, взросления и свободы. Образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами цивилизации. Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в ребенке, как необходим воздух для жизни того же ребенка.

Для полного  понимания той сути понятия Образование, которую вкладывает в него теория гуманно-личностной педагогики, следует воспользоваться еще одним штрихом от понятия Просвещение. Это понятие тоже всецело принадлежит становлению духовной сферы человека, помогать человеку воспринимать мир более широким спектром, радоваться и восхищаться явлениями жизни. Понятия Образование и Просвещение в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просвещения, система образования, система просвещения и т.д.). Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть теорию гуманно-личностной педагогики, определить принципиальную направленность образовательного процесса, принципиальное содержание образования.

Образование есть более широкое и многогранное явление, чем Воспитание, Просвещение, Обучение, Учение. Хотя каждое из них может функционировать в большей или меньшей степени автономно друг от друга, тем не менее, все они по сути своей являются составными процесса образования (образовательного процесса). Внутри процесса образования содержание их как бы растворяется, автономия исчезает, и возникает качественно иное педагогическое явление.

С процессом  образования может быть сопоставлен  существующий в научной терминологии Педагогический процесс. Процесс образования и Педагогический процесс практически несут в себе одно и то же содержание. Однако безликость и абстрактность формулировки «Педагогический процесс» преодолевается формулировкой «Процесс образования», или же «Образовательный процесс».

Исходя из правил стилистики, в тексте данного Трактата наряду с превалирующим применением термина «Процесс образования» («Образовательный процесс») применяется в качестве эквивалента термин «Педагогический процесс».

«Школа жизни» есть пространство, насыщенное процессом образования. Он так же прозрачен, как воздух, но так же необходим для ее жильцов, устремленных к развитию, взрослению и свободе, как воздух.

 

5. Понятия  - гуманность учителя, ученика.  Идея гуманизации школ

 

Во-первых, гуманность учителя - позиция, которая выражается в умении видеть за любыми внешними проявлениями ребенка черты живого, но сложного человека, имеющего право на индивидуальность, в умении не подавить человеческое профессиональным, проявить и понять настроение детей, ребенка, коллег, родителей, а также соотносить свое душевное состояние с конкретными обстоятельствами.

Во-вторых, гуманность ученика - внутренняя установка на доброе начало, преимущественно выражающаяся в зависимости от возраста ребенка  сначала в умении жалеть, сопереживать, помогать, у подростков - в пестрой смеси порой противоречивых, как и сами ребята, ценностей в желании общаться со старшими, в оформлении личных интересов и занятий, у старших - в уважении к суждениям и образу жизни сверстников, в порядочности, уважении душевного мира - своего и других, самостоятельности принимаемых решений, чувств собственного достоинства и достоинств других, в жизненном самоопределении (выборе решений).

В тоже время  известно: все прогрессивные образовательные  системы прошлого и настоящего неизменно строились и строятся на признании прав ученика быть личностью и развиваться, в первую очередь, духовно. Духовно - значить гуманно. Ведь сама гуманизация не что иное, как возрастание веры педагога в потенциалы личности и возможности их раскрытия, обогащения.

Гуманистическая концепция видит главный резерв влияния на развитие личности не в  совершенствовании, возрастании внешних  на нее влияний, но в поиске и реализации внутренних потенциалов, заданных природой и благоприобретенных в ходе социализации в процессе обучения и воспитания.14 При этом следует заметить: никто, конечно, не может отрицать того лучшего, что накопила прежняя школа, чаще вопреки господствовавшим идеологическим схемам, как никто не может отрицать, что это лучшее стало золотым фондом нашей педагогики и школы.

Идеи гуманизации  затронула школы, вызвав в ней  существенные изменения, которые можно  оценивать как тенденции, способные  придать школе новый облик. Их объединяют общие черты: уважение к  ребенку и его собственному “Я”, признание права ученика быть активным субъектом учебного и воспитательного процесса.

Наряду с  этим принцип открытости придает  школе новый облик и, зачастую, новую структуру. В этом случае исчезает жесткость структуры школы, программа  становится более гибкой, разнообразной и адаптированной к потребностям детей.

Одним из наиболее авторитетных лидеров свободного воспитания была М.Монтессори, которая считала, что ребенок обладает потенциалом  саморазвития, причем потенциал этот безразмерен и каждый может достичь  в жизни любой цели и осуществить любой жизненный проект.15

Гуманистический климат школы - важный и самый трудный  для реализации. Он требует от педагогов  и других специалистов, работающих с детьми, компетентности, преданности  детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии. С. Френе отмечает, что необходимо “понять душу ребенка, его психологию. Каждый выберет свою дорогу, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Очевидно, что  гуманно-личностный подход к детям в общеобразовательном процессе, изложенный как система академиком РАО Ш.А. Амонашвили в трактате «Школа Жизни», есть один из возможных вариантов реализации гуманного педагогического мышления в практике школы XXI века.

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики» (Амонашвили Ш.А.).

Именно на грани  тысячелетий в России наступили  эти исторические условия, настал «Момент  истины». И именно сейчас наступило  время подлинно Великой дидактики, время торжества мудрости классики.

Безусловно, найдется немало учителей, осознающих сегодня, что это единственный путь сохранения главного достояния России — ее подрастающих поколений.

Понятия Образование  и Просвещение в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просвещения, система образования, система просвещения и т.д.). Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть теорию гуманно-личностной педагогики, определить принципиальную направленность образовательного процесса, принципиальное содержание образования.

 

Список  литературы

 

1 Амонашвили  Ш.А. Школа жизни. - М., 2000. - с. 46.

2 Моисеев Н.Н. // Экология и Жизнь. - 1998. № 1. - с. 8.

3 Амонашвили  Ш.А. Школа Жизни. - М., 2000. - с. 15.

4 Амонашвили  Ш.А. Размышления о гуманной  педагогике. – М., 2001. – с. 41

5 Выготский  А.С.: Антология гуманной педагогики. М., 1996. - с. 19.

6 Амонашвили  Ш.А. Школа Жизни. - М., 2000. - с. 20.

7 Вентцель К.Н.  Антология гуманной педагогики. - М., 1999. - с. 195.

8 Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия//Советская педагогика. - N9, 1991.

9 Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - М., Просвещение 1980. – с. 61

10 Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000. – с. 37

11 Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001. – с. 42

12 Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М., 2000. – с. 37.

13 Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001. – с. 21

14 Выготский А.С.: Антология гуманной педагогики. - М., 1996. - с. 19.

 


Информация о работе Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили