Характеристика детей с интеллектуальными отклонениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Цель: представить характеристику детей с интеллектуальными отклонениями
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «интеллектуальные отклонения».
2. Описать причины возникновения интеллектуальных отклонений у детей.
3. Представить классификацию детей с интеллектуальными отклонениями.

Файлы: 1 файл

Педагогика 1.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

– группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.

В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-первых, организационные формы помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.

Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы: лекционно-просветителъскую, консультативно-рекомендательную, обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.

Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей с нарушениями интеллекта

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. Вопросы теории и методики дошкольного воспитания детей с нарушениями интеллекта рассматриваются в работах Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, Т.Н. Исаевой, А.А. Катаевой, Н.Д. Соколовой, Е.А. Стребелевой и др [2].

Е.А. Екжанова и Е.А. Стребелева рассматривают следующие блоки задач, которые реализуются в специальном дошкольном учреждении для умственно отсталых детей: диагностические, воспитательные, коррекционноразвивающие и образовательные [2].

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.

Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам.

Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Программа (авторы Е.А. Екжанова и Е.А. Стребелева) по своей структуре состоит из пояснительной записки и 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое воспитание и физическое развитие», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».

Охарактеризуем кратко эти разделы (табл.2) [2].

Таблица 2

Разделы программы для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Разделы программы

Задачи программы

Раздел «Здоровье»

Определены задачи и условия формирования предпосылок и конкретных способов здорового образа жизни ребенка.

Раздел «Социальное развитие»

Программа данного раздела охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:

– формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья представлений о самом себе, воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»);

– формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);

– формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»).

Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие»

Физическое воспитание и физическое развитие направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации.

Раздел «Познавательное развитие»

Данный раздел имеет несколько подразделов:

* Развитие внимания.

* Развитие тонкой ручной моторики  и совершенствование зрительно-двигательной  координации.

* Сенсорное воспитание и развитие  ориентировочной деятельности.

* Развитие различных видов памяти.

* Формирование мыслительной деятельности.

На занятиях по формированию мышления выделяются следующие направления:

– создание у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления;

– формирование целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания;

– формирование обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения; знакомство детей с проблемными практическими ситуациями;

– формирование навыков анализа этих ситуаций и обучение использованию предметов-заместителей;

– формирование способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способах ее выполнения;

– формирование метода проб как основного метода решения проблемно-практических задач и обобщение этого опыта в вербальном плане;

– формирование у детей наглядно-образного мышления;

– формирование у детей умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно;

– обучение детей решению элементарных логических задач.

• Ознакомление с окружающим миром

Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим направлениям: ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы.

• Формирование элементарных математических представлений

• Развитие основных компонентов речевой деятельности.

• Подготовка к обучению грамоте

Раздел «Формирование деятельности»

В данном разделе рассматриваются следующие направления:

• формирование предметной деятельности;

• становление игровой деятельности;

• формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);

• формирование элементов трудовой деятельности.

Раздел «Эстетическое развитие»

В данном разделе рассматриваются следующие виды эстетического воспитания:

• музыкальное воспитание и ритмика;

• изобразительное искусство;

• ознакомление с художественной литературой;

• театрализованная деятельность.


 

 

5. Диагностика детей с  интеллектуальными отклонениями в развитии

Диагностика личности детей с интеллектуальными отклонениями должна быть многосторонней, поэтому во избежание ошибок в ее осуществлении принимают участие разные специалисты [1]. Часть необходимых знаний о ребенке можно почерпнуть из повседневных наблюдений. Для того чтобы лучше узнать ребенка, нужны специально организованные, спланированные наблюдения, индивидуальное обследование. Индивидуальное обследование ребенка проводит учитель-дефектолог.

Целью диагностики детей с нарушением интеллекта является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации [1].

Цели, задачи и содержание:

- изучение качественных особенностей  психологического развития ребенка;

- выявление «уровня обучаемости» (степени владения знаниями, умениями  и навыками в соответствии с возрастными возможностями);

- определение характера динамики  обучаемости;

- дифференциация сходных состояний  на основе длительного психологического  наблюдения.

Для того чтобы правильно организовать коррекционно-воспитательную работу с ребенком, имеющим нарушения интеллекта учитель-дефектолог и воспитатель изучают:

  1. внешний вид ребенка;
  2. особенности развития моторики (крупной и мелкой), развитие основных движений (бег, ходьба, прыжки, ползание, лазание, метание);
  3. уровень развития всех видов детской деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, элементов трудовой (самообслуживание);
  4. уровень развития познавательной деятельности: восприятия, памяти, мышления;
  5. уровень представлений ребенка о себе и об окружающих людях;
  6. уровень представлений об окружающих предметах их качествах и свойствах, а также представления о природе;
  7. уровень развития количественных представлений;
  8. уровень развития речи;
  9. характер и способы общения (речевое, жестовое, деловое);
  10. личностные особенности ребенка: поведение, характер, привычки.

В период пребывания ребенка в детском саду параллельно с индивидуальным обследованием, которое проводит дефектолог, воспитатели также ведут целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, как в повседневной жизни, так и на занятиях, не проводят индивидуального обследования, а планируют на определенный период (2—3 дня) наблюдение за двумя детьми, поведение которых они подробно записывают.

Воспитатели наблюдают ребенка во всех его проявлениях и, прежде всего, могут увидеть его личностные особенности, уровень сформированности поведения. Они обращают внимание на то, как ребенок реагирует на поступление в детский сад, на расставание с родителями. Затем они наблюдают и записывают, как ребенок ведет себя в группе, как контактирует с детьми и со взрослыми, подчиняется ли требованиям взрослых. Они отмечают его характер: добрый, ласковый, застенчивый или, напротив, раздражительный, склонный к вспышкам агрессии, к злобе, страху, подозрительности и т.д.; как ведет себя ребенок в организованной ситуации (на занятиях) и во время свободной игры, рядом с другими детьми (на прогулке, в кукольном уголке, во время одевания на прогулку и др.). При этом одни дети могут быть абсолютно инертными, пассивными — не брать игрушки, не двигаться, не менять даже позы; другие же, наоборот, могут хватать все игрушки по очереди, вырывать их у других детей, проявлять агрессию — бить, кусать; третьи — производят адекватные манипуляции с игрушками. Очень важно обратить внимание на наличие неадекватных поступков или привычек (грызет ногти, сосет пальцы, рвет или сосет одежду и т.д.).

Огромное значение не только в организации всей жизни группы, но и в оценке уровня развития ребенка имеет состояние навыков самообслуживания и опрятности. Воспитатели записывают, просится ли, ребенок на горшок, умеет ли сам садиться на него, что из одежды может снять, надеть самостоятельно, как умывается, вытирает руки полотенцем, как ест. Во время еды нужно обратить внимание на то, как ребенок держит ложку и как жует пишу.

Полное обследование детей с отклонениями в умственном развитии включает несколько этапов:

1. Сбор анамнеза заболевания. Здесь  уделяется внимание данным о  семье ребенка, что позволяет  предположить наличие возможного  наследственного заболевания, а  также сведения о патологии  беременности, осложнениях в родах и установления сроков прохождения основных этапов развития ребенка.

2. Соматический осмотр, который  включает в себя и тщательное  обследование у педиатра, а при  необходимости и в других специалистов.

3. Оценка умственных способностей и интеллекта. Эта оценка базируется на сопоставлении клинического опыта и стандартизированных методов измерения уровня интеллектуальных способностей, речевых, двигательных и социальных навыков.

При проведении обследования необходимо учитывать следующие показатели:

1. эмоциональную реакцию ребенка на сам факт обследования. Волнение - естественная реакция на новую обстановку, на незнакомых людей. При этом должна настораживать чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами консультации, неадекватность поведения;

2. понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять её, прежде чем приступить к работе? Какая инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

3. характер деятельности. Необходимо обратить внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы. Учитывается общая работоспособность ребенка. Очень важным качеством ребенка является наличие самоконтроля, саморегуляции. Одним из главных показателей является возможность использовать помощь. Чем выраженнее эта способность, тем выше обучаемость ребенка. Важно учитывать меру и характер учитываемой помощи. Показателем обучаемости является и способность ребенка делать задание по аналогии;

4. реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.

 

6. Серия коррекционно-развивающих  игр для детей, имеющих интеллектуальные отклонения в развитии

Серия игр, направленных на формирование эмоционального контакта со взрослым детей младшего дошкольного возраста:

1. Игра «Ладушки»

Цель:  формирование эмоционального  контакта  со  взрослым.

Ход игры (проводится индивидуально или с небольшой группой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2—3 раза.

2. Игра «Иди  ко мне»

Цель: формирование эмоционального  контакта  со  взрослым.

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел». Игра повторяется.

3. Игра «Возьми  шарик»

Цель: формирование эмоционального  контакта  со  взрослым.

Оборудование. Три воздушных шара.

Ход игры. Взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На возьми». Когде ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши.

4. Игра «Хоровод  с куклой»

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Информация о работе Характеристика детей с интеллектуальными отклонениями