Характеристика детей с интеллектуальными отклонениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Цель: представить характеристику детей с интеллектуальными отклонениями
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «интеллектуальные отклонения».
2. Описать причины возникновения интеллектуальных отклонений у детей.
3. Представить классификацию детей с интеллектуальными отклонениями.

Файлы: 1 файл

Педагогика 1.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Оборудование. Кукла средних размеров.

Ход игры (проводится с подгруппой из 2—3 детей). Взрослый приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Педагог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Взрослый ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию (например,

5. Игра «Веселая дудочка» (М. Красева).

Вариант. Игра проводится с мишкой.

6. Игра «Догонялки»

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Ход игры (проводится с подгруппой из 2—3 детей). К детям приходит кукла, знакомая им по прошлой игре, и говорит, что хочет играть в догонялки. Взрослый побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, а кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!»

Вариант. Игра проводится с мишкой.

7. Игра «Пришел  Петрушка»

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Оборудование. Петрушка, погремушки.

Ход игры (проводится с подгруппой детей). Педагог приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

8. Игра «Идите  ко мне — бегите ко мне»

Цель: обратить внимание детей на значение глаголов «иди» и «беги», учить их слушать и понимать речевую инструкцию.

Оборудование. Кукла.

Ход игры. 1-й вариант. Игра с куклой. Дети сидят на стульях, стоящих полукругом перед столом педагога. Педагог ставит куклу на стол. Она здоровается с детьми. Педагог предлагает кукле поиграть с ним. Правой рукой берет куклу, ставит на правый край стола, левую руку располагает у левого края и манит ею, говоря:

«Иди ко мне». Когда кукла приблизится, обнимает, хвалит ее. Затем он берет куклу в левую руку, а правой манит и говорит: «Беги ко мне». Кукла снова идет, но педагог останавливает ее и говорит: «Слушай внимательно, я сказала беги». Кукла бежит и педагог хвалит ее. Игрушка снова переходит в правую руку и на сигнал «беги!» выполняет действие безошибочно. Перейдя в левую руку, кукла вновь пытается бежать по слову «иди», педагог останавливает ее: «Слушай внимательно, я сказала иди». Кукла правильно выполняет инструкцию.

2-й   вариант. Игра с детьми.

Взрослый располагает малышей около одной из стен комнаты, а сам отходит к противоположной стене и говорит: «Бегите ко мне», манит их руками. Если дети бегут, обнимает их, хвалит. Если же они идут, он останавливает их, повторяет инструкцию, побуждая каждого бежать. Потом он отходит к другой стене, и игра повторяется. В третий раз инструкция меняется («идите ко мне»).

9. Игра «Возьми, положи, брось»

Цель: обратить внимание на значение глаголов «возьми», «положи», «брось», учить слушать и понимать речевую инструкцию.

Оборудование. Два мяча, корзина.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Педагог кладет на стол два мяча и говорит: «Возьмите мячи». Двое детей берут мячи, третий, опоздавший, остается без мяча. Затем одному ребенку говорит: «Положи мяч» — и указывает на стол, другому с той же инструкцией указывает на корзину, помогая малышам выполнить задание. Дети садятся на стулья. Педагог вновь говорит: «Возьмите мячи», стараясь помочь тому, кто первый раз остался без мяча.

Теперь он говорит: «Брось мяч», одному ребенку указывая на корзинку, а другому — вкладывая мяч в руки.

10. Игра «Возьми, кати»

Цель: продолжать учить детей слушать и действовать по речевой   инструкции,  дифференцировать   глаголы   «возьми»,   «кати».

Оборудование. Воротца, шарик, машина, мяч.

Ход игры. Перед ребенком на стол ставят трое воротцев. Перед одним ставится машина, перед другим — шарик, перед третьим — мяч. Педагог указывает жестом на машину и говорит ребенку: «Кати», помогая ему выполнить задание, затем то же говорит, показывая на шарик. Затем, указывая на мяч, просит: «Возьми». Игра повторяется, а действия по тем же инструкциям варьируются. Например, показывая на машину, педагог говорит: «Возьми», на шарик — «Кати» и т. д., т. е. необходимо избегать ориентировки на порядок действий.

 

Заключение

Недоразвитие интеллектуальных функций может возникнуть вследствие множества самых разнообразных явлений, влияющих на созревание мозга ребенка:

Наследственные факторы, в том числе неполноценность генеративных клеток родителей (умственная отсталость родителей, нарушения хромосомного набора, алкоголизм, наркомания);

Патология внутриутробного развития (различные инфекционные, гормональные заболевания матери в период беременности, интоксикации, травмы);

Патологические факторы, действующие во время родов и в раннем возрасте ребенка:

- родовая травма и асфиксия;

- нейроинфекции и различные  соматические заболевания ребенка (особенно первых месяцев жизни, сопровождающиеся обезвоживанием  и дистрофией, что наиболее патогенно  для мозга ребенка);

- травмы мозга.

Характер образовательного процесса для детей с нарушен» интеллекта (умственно отсталых) — коррекционно-развивающий.

Обучение и воспитание детей с легкими формами умственно отсталости направлены на максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной сферы.

Основные особенности образовательного процесса:

- создание наиболее благоприятного  гигиенического и охран* тельного  режима;

- индивидуальный и дифференцированный  подход;

- единство и постоянство требований  школы (детского сада семьи);

- приобщение детей к организованному, посильному для их здоровья и возраста труду;

- расширение чувственного опыта  ребенка;

- развитие его речи и познавательных  интересов;

- организация предметно-практической (рисование, лепка, конструирование  и т. п.) и трудовой деятельности;

- рациональное использование словесных, наглядных, практических методов;

- на ранних этапах обучения  — значительная по времени  проперевтическая (подготовительная) работы (для развития у детей  внимания, обогащения чувственного  познания, формирован» фонематического слуха, исправления недостатков произвольных движений и т. д. — дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работ в коллективе);

- сочетание упражнений, развивающих  сенсорную и двигательную сферу  ребенка, с остальными звеньями учебно-воспитательного процесса.

Цель дошкольного коррекционного воспитания — создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирования его позитивных личностных качеств.

Программа «Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» (Е.А. Стребелева) предназначена для решения диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач

Разделы программы: здоровье (защита, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка); социальное развитие («Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир»; подготовка ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, становление навыков поведения); физическое воспитание и физическое развитие (совершенствование функций организма, полноценное развитие основных движений, двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики, развитие зрительно-двигательной координации); познавательное развитие (подразделы: развитие внимания; развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации; сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности; развитие различных видов памяти, формирование мыслительной деятельности; ознакомление с окружающим; формирование элементарных математических представления; развитие основных компонентов речевой деятельности; подготовка к обучению грамоте); формирование деятельности (предметная деятельность; игровая деятельность, продуктивные виды детской деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд; элементы трудовой деятельности); эстетическое развитие (музыкальное воспитание и ритмика; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованная деятельность).

 

Список литературы

  1. Азбукина, Е.Ю., Михайлова, Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Е.Ю. Азбукина, Е.Н. Михайлова. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. - 335с.
  2. Баряева, Л.Б., Гаврилушкина, О.П., Зарин, А.П., Соколова, Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. - СПб: СОЮЗ, 2001. - 320 с.
  3. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 208 с.
  4. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: БУК-МАСТЕР, 1993. – 191 с.
  5. Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев. - М.: Права человека, 2001. – 30 с.
  6. Морозов, Г. В., Шуйский, Н. Г. Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии) [Текст] / Г.В. Морозов, Н.Г. Шуйский. — Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 1998. — 426 с.
  7. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / под ред. В.В. Лебединского. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 176 с.
  8. Основы коррекционной педагогики [Текст] / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
  9. Основы специальной психологии [Текст] / под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003. – 479 с.
  10. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / под ред. Л.М. Шипицыной. — М.: Академия, 2014. - 224 с.
  11. Психологический словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
  12. Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии: учебные материалы [Текст] / сост. Т.М. Ташина. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2010. - 57 с.
  13. Шалимов, В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст] / В.Ф, Шалимов. - М.: Академия, 2002. - 112 с.
  14. Шаповал, И. А. Специальная психология [Текст]  / И. А. Шаповал. – М.: Сфера, 2005. - 224 с.

 

 


 



Информация о работе Характеристика детей с интеллектуальными отклонениями