Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 16:32, курсовая работа
Цель исследования: изучить формирование готовности к семейной жизни подростков.
Задачи исследования:
Проанализировать подходы к понятию «готовность к семейной жизни»
Выявить основные приоритеты и ценности подростков.
Проанализировать ролевые отношения в семье.
Введение
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогической подготовки молодежи к семейной жизни
Понятие и функции семьи как социальной единицы общества
1.2 Проблема подготовки к семейной жизни в психолого-педагогических исследованиях (подходы к проблеме)
1.3 Пути и средства подготовки молодежи к семейной жизни
Выводы по I главе
Глава 2. Характеристика отношений молодежи к будущей семейной жизни
2.1 Возрастные особенности подготовки к семейной жизни
Заключение
Список литературы
Однако многое при создании семьи зависит от того, какой является подготовка к совместной жизни молодых людей. Поэтому вопрос готовности к семейной жизни нуждается в особом внимании со стороны специалистов.
1.2 Проблема подготовки
к семейной жизни в психолого-
Социологи и социальные психологи относят семью к типу малых групп, характеризующихся тем, что все ее члены находятся в непосредственном общении и взаимодействии [28, 23].
Проблема подготовки молодого поколения к семейной жизни является достаточно актуальной, о чем свидетельствует многочисленные исследования в современной научной психолого-педагогической литературе. Среди авторов, занимающихся этой проблемой можно назвать Т.И. Дымкову, М. Кле, С.Ю. Мещерякову, Т.И. Пухову, Д.В. Ярцева и других.
Ретроспектива рассмотрения проблемы подготовки подрастающего поколения к семейной жизни показала, что она не является новым направлением в психолого-педагогических исследованиях. Как показывает анализ литературы, различные аспекты подготовки к семейной жизни всегда так или иначе были представлены в практике семейного воспитания.
Семья как древнейшее образование, представляет собой продукт социальной эволюции. Изначально в понятие «семья» включались не только ее представители (отец, мать и дети), но и ведение домашнего хозяйства, функционирующего как единое целое, а также процесс воспитания подрастающего поколения [16, 10].
Перспектива самостоятельной жизни молодежи определяла актуальность ее подготовки, что прослеживается практически во всех мировых культурных традициях. Сценарии личной жизни молодых и неопытных людей по разным причинам не всегда складываются в варианте, позитивном как для самого человека, так и для его микросоциального окружения или общества в целом. В этой связи человечество издавна пыталось направить развитие этих элементов бытия человека в "правильную", с точки зрения господствующих в каждой конкретной эпохе и сообществе, сторону, при помощи законодательства, религиозных конфессий, нормативных механизмов общественной морали и этики, а также через основные институты социализации, главным образом такие, как семья и воспитательно-образовательные учреждения.
О необходимости целенаправленной работы с молодежью говорилось в «Домострое». Поучения юношам можно встретить у Василия Кесарийского, изложенные в форме заповедей, которые готовили молодежь к предстоящей семейной жизни в соответствии с духом того времени [47, 271-275]. Среди ключевых правил, которые нужно было усвоить молодежи, главное, заключалась в беспрекословном почитании главы семейства, которой имел полную власть над домочадцами и назывался «государем дома» [52, 26-27].
С начала XYIII в. в России усиливается государственный контроль за заключением браков. И одно из первых распоряжений Петра I запрещало венчать против воли жениха и невесту, поскольку прочность будущей семьи, по его мнению, зависела от степени эмоционального сближения молодоженов. В тоже время государственная политика поддерживала идею получения достойного образования для юношей, в соответствии с потребностями строящегося государства. Это явилось положительной тенденцией в подготовке молодежи к семейной жизни, поскольку получение образования и профессии обеспечивало основу ее экономического уклада.
Особую значимость подготовки к семейной жизни обозначала Екатерина II, которая считала, что воспитание детей в семье «заражает» их большим количеством предрассудков, формирует косность мышления. Поэтому, соглашаясь со взглядами И.И. Бецкого, она настаивает на раннем включении государственных образовательных учреждений в подготовку детей к предстоящей жизни, передавая их в подобные учреждения с 5 лет.
К сожалению, как отмечают современные историки педагогики (П.А. Лебедев, А. Н. Джулинский), именно с этого момента произошел своеобразный надлом в преемственности передачи социально значимой информации от одного поколения к другому, поскольку с семьи в определенной степени снималась ответственность за воспитание детей, в том числе и в аспекте готовности к семейной жизни. Все большая институциализация воспитания отрывала детей от обычного семейного быта, участие в котором и формирует готовность к выполнению семейных обязанностей.
Современные родители, начиная еще с периода дошкольного детства в котором у детей формируются базовые представления о семье и предстоящей семейной жизни, больше озабочены тем, как пораньше научить детей считать и писать. Вопрос о том, как ребенок представляет себе свою семью и насколько это важно для будущего личного счастья, в обычной ситуации часто упускается из виду и родителями, и детскими специалистами. От степени и содержания качеств женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца). Подготовка к семейной жизни не возможна без полоролевой социализации, в ходе которой ребенок следует примеру родителей, «впитывает» стиль их взаимоотношения, отношения трудового сотрудничества друг с другом, с детьми [33, 225].
В условиях урбанизации, либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, наконец, при фактическом отсутствии воспитательно-образовательных программ по вопросам пола и сексуального поведения, полоролевая социализация детей и подростков превратилась в стихийный и плохо управляемый процесс [58].
Низкое качество работы по подготовке к семейной жизни подростков стало одной из причин того, что в последнее время по мнению Е.Г. Силяевой многими современными девушками материнство не воспринимается как исключительный атрибут семьи и брака. На каждое рождение в Хабаровском крае за период 2003 приходится 2,5 аборта. При этом в два раза возросло число абортов у первобеременных, и соответственно, до 10 % от всего числа абортов приходится на девушек 15-19 лет. Самым печальным итогом отсутствия качественной подготовки к семейной жизни является подавляющая половая безграмотность, имеющая самое прямое отношение к репродуктивному здоровью. Женское бесплодие составляет 15-20% от числа женщин детородного возраста. Около 25% новорожденных детей имеют патологи, отчасти обусловленные неправильным образом жизни самих родителей, ожидающих ребенка. Одна треть семей (или говоря точнее семейных пар) склонны считать рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно 36 и 29 %). В последнее время значительное распространение получила такая социокультурная нормативная система как прокреативная этика: иметь детей желательно, но их отсутствие не аномалия, сексуальная жизнь вне брака не смертный грех [49, 11-12].
Относительно подготовки школьников к семейной жизни вне специальных курсов и факультативов можно сказать, что наиболее успешно, хотя и не совсем полно, система образования готовит молодежь к экономической функции семьи, поскольку уроки труда как для мальчиков, так и для девочек в основном ориентированы на деятельность в хозяйственно-бытовой сфере семьи. Подготовка к реализации репродуктивной, воспитательной, регулятивной, сексуальной и фелицитологической функций ограничивается лишь предметами гуманитарного цикла, где подготовка эта не носит целенаправленного характера и поэтому не может быть высокорезультативной.
Среди учителей, администрации школ, родителей существуют достаточно противоречивые взгляды на необходимость подготовки молодежи к семейной жизни в общеобразовательной школе вообще и к некоторым социальным функциям семьи в частности, например, сексуальной. Значительное число родителей высказались против полового воспитания в школе, мотивируя это тем, что школа только развратит их детей, и предпочитают заниматься этим сами, в семье. Многие учителя достаточно скептически относятся к самой возможности системы образования успешно готовить молодежь к семейной жизни, утверждая, что все ранее не удавшиеся попытки объясняются специфической психосексуальной культурой населения нашей страны. При этом надо отметить, что интерес у самих учащихся к подобным занятиям есть.
В результате изучения проблемы подготовки молодежи к семейной жизни в школе, определились основные пути совершенствования подготовки будущего семьянина, и они заключаются в следующем:
- в системном подходе
к подготовке семьянина в
- в введении в базисную учебную программу специальной дисциплины, ориентированной на ознакомление с основами этики, сексологии и психологии
направлениям видов;
- в введении в базисную
учебную программу специальной
дисциплины, ориентированной на
ознакомление с основами этики,
сексологии и психологии
- в обеспечении подготовки
квалифицированных
- в выделении аспектов,
направленных на подготовку
- в изучении объекта
воспитания в условиях
- в работе с родителями,
включающей в том числе их
психолого-педагогическое
Все эти меры будут способствовать более успешной реализации функции системы образования по подготовке молодежи к семейной жизни.
1.3 Пути и средства подготовки молодежи к семейной жизни
Подготовка к семейной жизни, по мнению Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, И.В. Дорно, всегда была одной из главных задач подросткового (юношеского) возраста.
Этот возраст всегда рассматривался как один из самых и наиболее важных, и ответственных в плане формирования личностных новообразований.
Согласно классификации, В. Бунак, В. Гинзбурга возрастные рамки юности разных полов несколько различны: это 16-24 лет у мужчин и 15-20 лет у женщин. В международной периодизации возрастов эти границы для мужчин определены интервалом от 17 до 21 года и 16-20 годами для женщин.
Характеризуя этот период как молодежный О.В. Хухлаева относит к нему интервал от 16-17 до 24-25 лет. [55, 9-10]
Характеризуя юность как «завершающий этап подготовки к вступлению в самостоятельную, трудовую и общественную деятельность» (С.В. Черенкова), «важнейший этап развития личности как субъекта труда, познания и общения» (А.В. Иващенко, В.П. Ижицкий, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик), «период самоопределения, решения вопросов кем быть и каким быть, тревожного поиска гражданского идеала и спутника жизни» (Е.А. Михайлычев) и т.д.
В этот период времени происходит становление психологических механизмов регуляции жизнедеятельности человека, поэтому формирование представлений о непреходящей ценности семейной жизни особенно велико. (Г.Е. Залесский, А.Г. Здравомыслов, Б.С. Круглов, д.А. Леонтьев, В.Д. Бойко, Ю.М. Жуков, В.Е. Семенов, Л.М. Смирнов, Ч.А. Шакеева, Ю.И. Шайгородский, М.С. Яницкий и др) [57].
Всесторонне рассмотрение проблем подготовки к семейной жизни нацеливает на поиск эффективных путей ее решения.
В различных авторских концепциях и программах предлагается использование разнообразных средств, методов и приемов, способствующих формированию готовности к семейной жизни.
В работах Г.С.Абрамовой выделяются следующие структурные компоненты подготовки молодежи к семейной жизни. Рассмотрим их подробнее.
Содержание первого физиологического компонента подразумевает освоение пространства своего тела и тела другого человека. О том, на сколько это непросто, говорят работы не только врачей сексологов и сексопатологов, но и психологические исследования. Необходимым условием для освоения физической стороны жизни является не только изучение своего партнера, но и самого себя, в том числе истории своего тела. Известно, что сексуальные трудности женщин чаще всего связаны с деформированным восприятием своего тела (боязнь прикоснуться к себе, негативные последствия секса и т.д.).
Второй компонент – социальный. Его особенность заключается в том, что, формируя собственные семейные отношения молодые люди, чаще всего ориентируются на существующий в обществе идеал семьи и копируют его. Однако, этот идеал часто воспроизводит такие стереотипы поведения, которые являются ошибочными для решения собственной личной задачи в реалиях семейной жизни.
Третий – психологический компонент, специфичен, поскольку требует творчества совместной общности: творчества друг для друга, общего дома, разных, но единых душ. Познания другого и себя, проявление в другом и себе лучшего – это постоянное экзистенциальное содержание семейной жизни. Если оно таково, то семейная жизнь становится полной.
По утверждению И.В.Дорно, существует три распространенных дефекта, преодоление которых необходимо в подготовке к семейной жизни: психологическая неграмотность, половое невежество и педагогическая малограмотность. По нашему мнению, позиции последних двух авторов созвучны. Исходя из этого, Р.В.Беледа рассуждает о прямой взаимосвязи между уровнем этического развития нашего общества и качеством подготовки к семейной жизни юношей и девушек. Автор предлагает четко сформулировать задачи подготовки к семейной жизни. В целом, эти задачи представлены тремя блоками.
Первый блок - психологическая и практическая подготовка молодого поколения к семейной жизни. Она включает в себя освещение нравственно-психологической стороны семейных отношений: мотивов вступления в брак и создания семьи, ответственного отношения к женитьбе и замужеству, осознанный выбор партнера. Особым аспектом является формирование таким личностных качеств, как тактичность, чуткость, верность, чувство долга перед семьей. Умение стойко переносить жизненные невзгоды, взаимовыручка и другие.
Информация о работе Характеристика отношений молодежи к будущей семейной жизни