Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 16:32, курсовая работа
Цель исследования: изучить формирование готовности к семейной жизни подростков.
Задачи исследования:
Проанализировать подходы к понятию «готовность к семейной жизни»
Выявить основные приоритеты и ценности подростков.
Проанализировать ролевые отношения в семье.
Введение
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогической подготовки молодежи к семейной жизни
Понятие и функции семьи как социальной единицы общества
1.2 Проблема подготовки к семейной жизни в психолого-педагогических исследованиях (подходы к проблеме)
1.3 Пути и средства подготовки молодежи к семейной жизни
Выводы по I главе
Глава 2. Характеристика отношений молодежи к будущей семейной жизни
2.1 Возрастные особенности подготовки к семейной жизни
Заключение
Список литературы
Второй блок – формирование педагогических знаний, умений и навыков воспитания детей. Дети являются неотъемлемой составляющей семьи. Большинство конфликтов в молодых семьях происходит по причине столкновения различных позиций и взглядов в воспитании детей.
Третий блок – половая ориентация и обучение половой гигиене, психология и физиология половых отношений. Многие ученые говорят о том, что разрушителем семей с полным правом можно назвать половую неграмотность, часто влекущую за собой невротические расстройства и болезни.
Являясь достаточно сложным направлением в социализации молодого поколения, подготовка к семейной жизни может быть подразделена на взаимодополняющие друг друга аспекты. В целом, можно выделить восемь аспектов:
Как показывает мировой опыт, вести такого рода программы могут учителя, медицинские работники, психологи, социальные работники - но обязательно получившие специальную подготовку. В отечественной практике преподавателем такого курса (также при наличии специальной подготовки) может быть школьный учитель: он имеет базовое педагогическое образование и знаком учащимся, что теоретически повышает шансы на должный методический уровень учебно-воспитательной работы, а также на доверительность отношений и психологическую безопасность для учащихся. Но, с другой стороны, у учителей отсутствует необходимая профессиональная подготовка для осуществления индивидуальной психоэмоциональной поддержки и психологического консультирования; кроме того, доверительность школьников может блокироваться возможностью утечки конфиденциальной информации от учителя к родителям, другим учителям либо учащимся.
О необходимости осознанного выбора партнера для будущей семейной жизни и подготовке молодежи к ней на современном этапе говорят и пишут много. Связано это, прежде всего с тем, что любое общество не мыслимо без своей социальной основы - т.е. семьи. По мнению Ф. Адлера, семья представляет собой общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. [17, 2]
Анализ литературы по исследуемому вопросу позволяет сделать вывод, что, по сути, в психологии практически не используется понятие, однако, как в зарубежной, так и в отечественной психологической практике существуют критерии определения готовности к семейной жизни и созданы те или иные возможности практической подготовки к ней.
Различные авторы включают в содержание понятия «готовность к семейной жизни» самые разнообразные компоненты, без рассмотрения которых, пожалуй, будет трудно сформулировать само понятие.
В отечественной психологии среди самых распространенных задач подготовки молодежи к созданию семей выделялись следующие направления:
- повышение ответственности молодежи перед брачной (семейной) жизнью;
- увеличение социальной
престижности отцовства и
- повышение психологической готовности к браку;
- формирование базы знаний
у будущих родителей по
- формирование и развитие сексуальной культуры молодежи;
- подготовка к ведению домашнего хозяйства; [17, 10-14]
Следовательно, под готовностью к семейной жизни в большинстве случаев речь идет о формировании теоретических знаний и практических умений по всем перечисленным направлениям.
Долгое время вопросами подготовки молодежи к семейной жизни занимались только специалисты школ в ракурсе дисциплины «Этика и психология семейной жизни». И не смотря на наработку достаточно качественного методического материала в рамках этой дисциплины, говорить о высоких достижениях этого направления социализации молодежи в нашей стране, как и в большинстве стран бывшего СССР, нельзя. Многие психологи объясняют это обстоятельство тем, что без полового воспитания как такового вообще невозможна качественная подготовка подрастающих поколений к самостоятельной дальнейшей жизни. Именно эта основа в нашей стране практически отсутствовала. Долгое время о воспитании сексуальной культуры взрослеющих детей не упоминали даже в психологической литературе.
По мнению А.И. Захарова, исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств, друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого далеко не всегда свойственно современным юношам и девушкам, отчего сплошь и рядом переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров, оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего психологическими трудностями. Часто вступившие в брак молодые люди страдают мучительным осознанием новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности. [21; 26, 34]
Как исходное, в этой связи, юноши и девушки должны знать, что семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, и малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсов. Кроме того, необходимо понимать, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся общественным отношениям (хотя и является при этом одним из наиболее устойчивых общественных институтов); что о системе взаимоотношений упоминается постольку, поскольку в семье их довольно много; что малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента социума, отличаясь, правда, характером объединения (очень личным). И наконец, едва ли не главное, что социальная необходимость семьи действительно налицо, так как исчезни она, само существование человечества окажется под угрозой. [28]
Выводы по главе I
Рассматривая в рамках теоретической части курсового исследования по теме «Факультативные занятия их особенности.», мы пришли к тому что
семья является малой группой, одним из важнейших социальных институтов, которые реализуют ряд социально-значимых функций (репродуктивную, воспитательную, функцию социализации, экономическую эмоциально - психологическую). Типология семей вариативна.
Качественная реализация обозначенных функций требует целенаправленной подготовки подрастающего поколения. В целом под готовностью следует понимать способность к реализации всех функций. Подготовка к семейной жизни является важнейшим направлением психолого-педагогической деятельности.
Подготовка подростков к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ МОЛОДЕЖИ К БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
2.1 Возрастные особенности
Подготовка к семейной жизни разворачивается на ранних этапах жизни. Супружеская и родительская социализация, как отмечают Исаев Д.Н., Каган В.Е., начинается на 2-м году жизни, когда ребенок в семейном общении воспринимает первые образцы маскулинности и фемининности.
Супружеское и родительское поведение матери и отца остается еще в тени, не осознается ребенком, но именно они оказываются в роли проводников половых ролей. В 2-3 года, когда ребенок знает свой пол и начинает соотносить «свое «я» с представлениями о людях своего и другого пола, в ролевых играх он осуществляет маскулинное и фемининное поведение, как прежде всего супружеское и родительское (социосексуальные игры в «папу — маму», «дочки — матери» и др.). В этих играх отражается формирование первого, простейшего уровня семейных установок, которые соответствуют общим стереотипам семьи.
Уже в этих играх мальчики выполняют роли, связанные с выходом за пределы семьи и возвращением в нее (охота, война, работа и т. д.), а девочки — связанные с домом роли; мальчики в проявлениях стиля игры более эксцентричны и инструментальны в этих играх, а девочки — более концентричны и эмоциональны.
В З-5 лет в подобных детских играх уже нетрудно проследить имитацию жизни собственной семьи или других виденных семей. Девочка уже не просто укачивает куклу, но делает это точно копируя свою мать. Эти игровые перевоплощения — один из сильных путей формирования супружеских и родительских ролей. Основной механизм этого формирования — идентификация и имитация. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и имитирует его поведение в случаях, когда родитель холоден, груб, несправедлив, жесток.
Многие взрослые в своей семье воспроизводят «почерк» родительской семьи. Эти глубокие неосознаваемые или психологически конфликтно осознаваемые идентификационные установки, по мнению Исаева Д.Н. и Кагана В.Е., при всей трудности их коррекции должны все же контролироваться взрослыми, чтобы не быть вновь воспроизведенными у детей. В известной мере обретаемые в этом возрасте установки зависят и от структуры характера ребенка.
В этом же возрасте —3-5 лет — дети просят у родителей брата или сестру, бывают трогательно ласковы и заботливы с младшими. Появление еще одного ребенка в семье обычно не сопровождается детской ревностью. Не в каждой семье в это время появляется второй ребенок. Но существенную важность приобретает реакция родителей на детские просьбы — осуждающая, отталкивающая, запрещающая или мягко объясняющая. Иногда родители пытаются пойти обходным, заместительным путем обзаведения домашними животными. В таком случае лучше, если это будут котята, щенки, а не взрослые собаки или кошки. Это возраст интенсивной закладки основ чадолюбия. Для его формирования небезразличны способы разъяснения происхождения детей — в них не должно быть места пугающей или «грязной» информации, и они должны сигнализировать ребенку о том, что родительство — счастливое и необходимое человеку явление.
Младший школьник уже пытается разбираться в семейной ситуации, понимать и оценивать позиции родителей, вырабатывать собственные. При конфликтах с родителем уже может появляться осознаваемое желание «быть не таким». В периоде половой гомогенизации порой можно наблюдать, что, в то время как один ребенок сближается с родителем своего пола, другой ищет близости с взрослым своего пола вне семьи. Это серьезный сигнал для родителей, указывающий на их небольшие воспитательные потенции в будущем. Чем меньше ребенок эмоционально удовлетворен ситуацией в родительской семье, тем он, по-видимому, больше воспринимает внесемейные образцы — и тогда многое зависит от того, каковы эти образцы.
Подростковый возраст ставит перед воспитателями усложняющиеся задачи. Эмансипационные тенденции, высокая критичность подростка делают его строгим судьей отношений в родительской семье. Реальность часто воспринимается через призму собственной, склонной к наивной идеализации, романтической влюбленности. Многие это называют пустяками, хотя на самом деле это важнейшие проблемы, которые создают трудности и для подростка, и для взрослых.
Для подростка — потому, что он еще не готов к этому: влюбленность и собственная семья для него столь же близки, сколько далеки друг от друга. Понятие «иметь ребенка» связывается подростками в основном с беременностью и в лучшем случае с младенцем в коляске, но не с многолетними заботами о нем. Смерть ассоциируется с больницей и похоронами, но не с чувством утраты. Известная трудность состоит в том, что чувства подростков незрелы, представления наивны и контрастны, а открытость миру огромна. [2,168]
Очень важно, чтобы подросток мог вести себя и высказывать свое мнение, не опасаясь осуждающих реакций воспитателей. Исследователи Исаев Д.Н. и Каган В.Е. утверждают, что задача заключается в том, чтобы формировать такие навыки индивидуального преломления всеобщих и непреходящих ценностей, которые не противоречили бы ни этим ценностям, ни индивидуальным потребностям и особенностям. Семья располагает большими возможностями воспитания у юношей мужской чести, уважения к девушке, а у девушек гордости, скромности, чувства собственного достоинства; формирования у юношества самообладания, самодисциплины, выдержки и чувства ответственности.
Информация о работе Характеристика отношений молодежи к будущей семейной жизни