Характеристики воспитательных систем: В.А. Сухомлинского, М. Монтессори, А.Ш. Амонашвили, Вальдорфская школа, Фребелевские сады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:07, реферат

Описание работы

В педагогике трудно найти более многозначное понятие, чем воспитание. С одной стороны, его общий смысл ясен любому человеку. Ещё К.Д. Ушинский замечал, что в этой области все считают себя специалистами, а если не воспитывали своих детей, то помнят, как воспитывали их самих в детстве. Такое житейское представление о воспитании содержит устойчивые стереотипы: воспитание-это воздействие, влияние взрослого на ребенка, воспитание-это подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни. В советской педагогике вплоть до 80-х годов прошедшего столетия господствовало понятие «формирование», которое было синонимом понятия «воспитание» и являлось более употребительным в педагогическом обиходе. «Воспитание как и формирование» полагается, в первую очередь, на яркие впечатляющие примеры, образы поведения, воспитывающие мероприятия, на дисциплину с хорошо отлаженной системой контроля за поведением воспитанников, на обдуманную практику поощрений и наказаний.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ТЕОРИИ ПЕДАГОГИКИ.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО Российский государственный педагогический университет  им. Герцена

 

Институт детства

 

Кафедра педагогики и психологии

 

РЕФЕРАТ

 

По учебной  дисциплине

 

«Теоретическая  педагогика»

 

 

«Характеристики воспитательных систем: В.А. Сухомлинского,

М. Монтессори, А.Ш. Амонашвили, Вальдорфская школа, Фребелевские сады»

 

 

 

 

Выполнена:

Студенткой 3 курса  группы Н 5-09

Михайловой  Ириной

Александровной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

 

Если педагогика хочет воспитывать

  человека во всех отношениях,

то  она должна прежде узнать

  его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

 

 

 

 

Введение

В педагогике трудно найти  более многозначное понятие, чем  воспитание. С одной стороны, его  общий смысл ясен любому человеку. Ещё К.Д. Ушинский замечал, что в этой области все считают себя специалистами, а если не воспитывали своих детей, то помнят, как воспитывали их самих в детстве. Такое житейское представление о воспитании содержит устойчивые стереотипы: воспитание-это воздействие, влияние взрослого на ребенка, воспитание-это подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни. В советской педагогике вплоть до 80-х годов прошедшего столетия господствовало понятие «формирование», которое было синонимом понятия «воспитание» и являлось более употребительным в педагогическом обиходе. «Воспитание как и формирование» полагается, в первую очередь, на яркие впечатляющие примеры, образы поведения, воспитывающие мероприятия, на дисциплину с хорошо отлаженной системой контроля за поведением воспитанников, на обдуманную практику поощрений и наказаний.

Воспитание как педагогический процесс (от лат. processus - движение) предполагает определённым образом педагогически организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника, их совместное  движение в системе социальной жизни, событий, явлений, переживаний и опыта.

Воспитание и обучение рассматриваются как основные факторы  формирования общества и государства, науки и культуры и являются качественными  характеристиками образования, включающими  в себя результаты педагогического процесса, которые отражают степень реализации целей образования.

В рамках системного подхода  воспитательный процесс представляет собой некую систему, которая  включает в себя средства, содержание, методы и формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых. Понятие «воспитательный процесс» определяется в узком и широком смысле. В первом случае имеется в виду то, что в процессе воспитания сосредоточиваются содержание обучения, средства, методы формы его организации на различных всевозможных задачах, т. е. он может обусловливать, например, различные виды воспитания (нравственное, трудовое, эстетическое, этическое и т. п.). Воспитательный процесс представляет собой целостную, общую и единую систему. В широком же смысле воспитательный процесс понимается как совокупность, общность различных средств, условий, методов, обусловливающих организацию решения разнообразных задач, а также и общей глобальной задачи. Между понятиями "воспитательная система" и "воспитательный процесс" четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательная система, с другой - эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.

А.С. Макаренко писал, что никакое средство нельзя рассматривать  как отдельно взятое от системы; никакое  средство вообще не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается  отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний.

А теперь немного о  воспитательных системах некоторых выдающихся педагогов.

 

 

Василий Александрович Сухомлинский

 

«Верьте в талант и  творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных  педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского – можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что “сила и возможности воспитания неисчерпаемы.” Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.

Творчество Сухомлинского  с каждым годом привлекает все  более пристальное внимание мировой  научной и педагогической общественности как в нашей стране, так и за рубежом.

Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство  и юность.

Сначала Сухомлинский подался  было в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года, в 1935 г., 17 лет от роду, он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. В стенах этого института он останется навсегда. Одна из самых светлых, уютных аудиторий в  старом корпусе института, в том самом, где когда-то учился скромный юноша Василий Сухомлинский, носит теперь его имя. Здесь же открыт небольшой мемориальный музей, освещающий его жизнь и деятельность. В 1982 году на здании института им. В.Г.Короленко установлена мемориальная доска памяти В.А,Сухомлинского.

Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и  работает преподавателем украинского  языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе.

Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в  школу. В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы  и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.

Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А.Сухомлинского не стало.

За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года  Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В.А.Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

Василий Александрович Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Ведь творчество – это незримые ниточки, соединяющие сердца. Чтобы человек благотворно влиял на человека, нужно утверждать в духовной жизни коллектива и личности творчество. В.А. Сухомлинский придавал чрезвычайно важное значение семейному воспитанию, соединению усилий семьи и школы в деле формирования личности подрастающего человека. «Общественное воспитание, - подчеркивал он, - это семейно-школьное воспитание ». «Пора и родителям и учителям глубоко осознать, то ни школа без семьи, ни семья без школы не могут справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека».

 Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. “В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка”.

Во-первых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.

Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с “помощью” учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей.

Оценка у В.А.Сухомлинского  всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал “детское незнание”. Месяц, полгода, год у ребенка “может что-то не получаться, но придет время - научиться”. Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. В. А. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники “не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности”.

Василий Александрович рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть не- значительный на первый на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике.

Система воспитания, в  основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению “трудных” подростков.

 

 

 В. А. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся. Важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Он разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его идеи воплощены в практике многих школ. В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Учение – это прежде всего взаимоотношения между людьми, обмен духовными ценностями, взаимная отдача сердечной доброты, участливости. Вся школьная жизнь должна быть проникнута духом гуманности. Чтобы быть гуманным, надо знать душу ребёнка. Гуманность не создаётся какими-то специальными приёмами. Подлинной гуманности чужда снисходительность. Сюсюканье и подделка под детский лепет рождает день, нерадивость, капризы. Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость как сочетание уважения с требовательностью. Требовательность, по мнению Василия Александровича, начинается с глубокого уважения сил и возможностей ребёнка. По-настоящему требовать – это значит уметь понять и почувствовать сердцем, что ученику посильно и что непосильно. К тому потолку, до которого ребёнок может подняться при максимальном напряжении своих сил, ему надо помочь подняться. Убедить человека, что намеченная цель достижима, - это и означает по-настоящему требовать и в то же время по-настоящему уважать.

Гуманное отношение  к ребенку означает понимание  учителем той простой и мудрой истины, что без внутренних духовных усилий ребёнка, без его желания  быть хорошим немыслима школа, немыслимо воспитание. Настоящий мастер воспитания и понукает, и заставляет, и принуждает, но всё делает так, что в детском сердце никогда не угасает этот драгоценный огонёк – желание быть хорошим.

 

В. А. Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974 посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

 

 

Методика Марии  Монтессори, или «Помоги мне это  сделать самому».

Метод Марии  Монтессори – это педагогика без  наказаний.

На Западе, в Азии, Америке были созданы целые институты для изучения педагогических и дидактических идей Монтессори, создавались школы, в которых учились миллионы детей.

Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Она была единственным ребёнком в семье. Её отец высокопоставленный государственный чиновник – и мать, происходившая из старейшего итальянского рода Стопани, в котором было немало учёных, делали всё, чтобы дочь могла реализовать себя как личность. Не стоит забывать, что в строгой католической Италии 19 века такое желание не соответствовало традиционному положению женщины.

Учёбы давалась Марии  легко, а настойчивость помогла  преодолеть все преграды: в 13 лет  её приняли в техническую школу  для юношей, в которую девушек  не принимали. Возможно, после этой первой победы Монтессори решила, что сделает всё от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

Основным предметом, которым  увлекалась Мария, был естествознание. Это и предопределило последующий выбор Монтессори – медицина. В своей стране она стала первой женщиной-врачом. Марии пришлось лечить детей, страдающих слабоумием. Чтобы помочь своим маленьким пациентам адаптироваться, Монтессори создала специальную школу.

Ещё в студенческие годы, работая в университетской клинике, она не раз наблюдала за умственно отсталыми детьми. Они были лишены не только книжек и игрушек, но и элементарного человеческого тепла.

Мария Монтессори не раз  задавалась вопросом, что было бы, если бы дети с ограниченными возможностями, дети которых отвергло общество, оказались в иной среде? Быть может, если бы они не были заперты в стенах больницы, имели игрушки и книжки, если бы им уделяли внимание взрослые, родители, педагоги, они смогли бы догнать в развитии своих здоровых сверстников?

Информация о работе Характеристики воспитательных систем: В.А. Сухомлинского, М. Монтессори, А.Ш. Амонашвили, Вальдорфская школа, Фребелевские сады