Художественно-эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить возможности художественно- эстетического развития дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития дошкольников.
Предмет исследования: художественно - эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.

Файлы: 1 файл

музыка.docx

— 52.71 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Художественно -  эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки имеет  огромное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ДОУ. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Е.М.Торошилова В.Н.Шацкая и другие.    Вопросами музыкального воспитания дошкольников занимались и занимаются ведущие  педагоги-музыканты Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, Г.П. Новикова, С. Бекман, Н.А. Метлов, О.П. Радынова и др. В .Н. Шацкая.

Роль художественно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

Цель исследования: выявить возможности художественно- эстетического развития дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.

Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития дошкольников.

Предмет исследования: художественно - эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.

Гипотеза исследования: если в повседневной жизни дошкольников целенаправленно использовать музыку, то процесс художественно- эстетического развития будет успешным.

Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1)  Изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по исследуемой теме;

2)  Охарактеризовать процесс художественно - эстетического развития дошкольников;

3)  Выявить методы и приемы художественно- эстетического развития в процессе использования музыки в повседневной жизни дошкольников;

4)  Разработать фрагмент режимных процессов с использование разных жанров музыки, направленные на художественно- эстетическое развитие дошкольников.

Методы исследования:

- теоретические методы (анализ, систематизация и обобщение информации  по проблеме исследования).

- эмпирические методы (анализ  педагогической документации).

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, трех параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

База практики: МАДОУ « Детский сад № 24» г. Стерлитамака Республики Башкортостан.

Глава I Теоретические основы художественно - эстетического развития дошкольников

 

    1. Характеристика процесса художественно-эстетического развития дошкольников

 

Художественно-эстетическое  воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия  на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту  окружающего мира, искусство и создавать ее [2, с.95].

Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дали основание считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.

Особенность детской исполнительской деятельности заключается в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей.  К.Д.Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общим переживанием в «одно сильно чувствующее сердце».

Художественно - эстетическое воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения [3, с.123].

Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»

Художественно  -  эстетическое   воспитание  —  важнейшая   сторона 

воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познания нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие [4,с.107].

Задачи  художественно - эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка — дошкольника.     Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок — это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

В  современных   условиях   в   детском саду  выдвигаются следующие 

задачи художественно - эстетического воспитания[13, с.62]:

           -  систематически   развивать  восприятие  прекрасного,  эстетические 

чувства представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствует этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

          -  приобщать   детей   к   деятельности  в  области   искусства,   обучая 

первоначальным,   художественным    знаниям,  практическим    умениям, 

воспитывая  у  них   потребность  и   привычку  посильно вносить элементы  

прекрасного в   окружающую среду, общественные отношения.

          -  формировать   основы   эстетического  вкуса   детей  и   способность 

самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

          - развивать художественно — творческие  способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.

В процессе художественно – эстетического воспитания у детей происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Художественно - эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры [6, с.113].

Единство  сформированных художественно - эстетических восприятий, знаний, суждений, оценок, идеалов, чувств, интересов, потребностей и вкусов подготавливает личность к полноценному проявлению эстетической активности. Эстетически воспитанный человек активно вносит прекрасное в жизнь и искореняет безобразное. Показателем эстетической воспитанности человека является его эстетическая активность.     Эстетическая активность проявляется в любой деятельности: в организации обстановки, жизни по законам красоты, в эстетических умениях, приобретенных человеком: красиво одеваться, культурно вести себя в обществе, создавать эстетическую обстановку дома, на работе.

Таким образом, художественно - эстетическое  воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия  на личность ребенка  с  целью  развития у него способностей видеть красоту  окружающего мира, искусство  и  создавать ее. Одним из ярких средств эстетического  воспитания является музыка.  

 

1.2 Методы и приемы художественно - эстетического развития в процессе использования музыки в повседневной жизни дошкольников

 

По  тому, как дети получают эстетическую информацию, методы и  приемы эстетического  воспитания можно  разделить  на наглядные  и словесные [23, с.101]. К ним предъявляются  определенные требования.          Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе тоже необходимо добивать яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей, почувствовали выразительность художественных средств.

Важнейшим условием полноценного эстетического  воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки и т.д. Своим внешним видом, гармонией форм, цветом они способствует формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса [16, с.76].

Средствами  эстетического  воспитания является все  то, что  педагог  сознательно  отбирает из окружающей среды  для  целенаправленного  воздействия  на эстетическое развитие детей  —  это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, поведение самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении.

          Гармоническое  сочетание  умственного  и  физического  развития, нравственной чистоты и  эстетического отношения к жизни  и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

         Одним из ярких средств эстетического  воспитания является музыка.   Чтобы  она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность.

          С развитием   общей  музыкальности  у  ребят  появляется эмоциональное  отношение  к  музыке, совершенствуется слух, рождается   творческое    воображение . Переживания   детей   приобретают 

своеобразную эстетическую окрашенность.

Музыка  должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей включаться в другие виды их деятельности, служить развлечением и отдыхом. Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. Песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх. Она сплачивает детей во время труда, делает труд радостным. Игры с пением и хороводы являются прекрасным материалом нравственно — эстетического воспитания детей. В хороводах и играх с пением дети учатся одновременно петь и двигаться. Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному «музицированию», подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах [26, с.51].

          В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей: занятия, художественно — дидактические игры, а также праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализованные зрелища, кино и телепередачи [3, с.124].

          Большое  значение в художественно -  эстетическом воспитании детей   имеют  общенародные   праздники.  Все они  в  яркой эмоциональной 

форме   знакомят   детей   с   различными   событиями   общественной  жизни

          Самым  простым зрелищем для дошкольников является театр игрушек, в которых игрушки движутся в сопровождении художественного слова, пения, как бы оживая и вызывая глубокое эмоционально — эстетическое восприятие. Участвуя в театрализованных играх и представлениях, дети развивают свои актерские способности, овладевают навыками выразительной речи, у них формируется и совершенствуется пластика движений и т.д.[1,с.151]

Большую роль в эстетическом воспитании детей играют музыкальные передачи для дошкольников. Факты действительности, интерпретированные телепередачей, воздействуют на мысли и чувства детей, формируя у них положительное или отрицательное к ним отношение, способствуют зарождению определенных мотивов художественной деятельности. У детей, например, появляется желание воссоздать увиденное на телеэкране, в своих рисунках, песнях, плясках, играх. Систематический просмотр телепередач углубляет восприятие детьми прекрасного в жизни и в искусстве, обеспечивает накопление художественного опыта, формирует эстетический вкус [8,с.94].

Методы  художественно - эстетического воспитания служат развитию у  детей  способности  видеть прекрасное в окружающем, переживать, воспринимая прекрасное. С этой целью применяются различные сочетания словесных и наглядных приемов в зависимости от того, с каким явлением эстетического характера мы знакомим детей. Методы и приемы воспитания эстетического отношения к окружающему отличаются яркой наглядностью: систематически организуются целенаправленные наблюдения с опорой на зрительные, слуховые, осязательные ощущения[10, с.116]. Использование наглядности сочетается с разъяснением, «что такое хорошо и что такое плохо». 
         Методы направлены также на приобщение детей к эстетической, и прежде всего к художественной практической деятельности, на развитие способности художественно воспроизводить, творчески видоизменять окружающее, а также искать и находить способы выражения и изображения впечатлений в словах, красках, звуках, движениях. С этой целью применяются метод упражнений в навыках и поисковый метод, стимулирующий внесение изменений, вариаций в  музыкальную игру, рассказывание и т. д. Используются также разъяснения, показ приемов исполнения и творческие задания.       Основные  методы относятся к эстетическому  воспитанию в целом. [11, с.83].

Информация о работе Художественно-эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни