Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 11:05, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности художественно- эстетического развития дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития дошкольников.
Предмет исследования: художественно - эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.
Введение
Художественно - эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки имеет огромное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ДОУ. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Е.М.Торошилова В.Н.Шацкая и другие. Вопросами музыкального воспитания дошкольников занимались и занимаются ведущие педагоги-музыканты Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, Г.П. Новикова, С. Бекман, Н.А. Метлов, О.П. Радынова и др. В .Н. Шацкая.
Роль художественно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Цель исследования: выявить возможности художественно- эстетического развития дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития дошкольников.
Предмет исследования: художественно - эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.
Гипотеза исследования: если в повседневной жизни дошкольников целенаправленно использовать музыку, то процесс художественно- эстетического развития будет успешным.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по исследуемой теме;
2) Охарактеризовать процесс художественно - эстетического развития дошкольников;
3) Выявить методы и приемы художественно- эстетического развития в процессе использования музыки в повседневной жизни дошкольников;
4) Разработать фрагмент режимных процессов с использование разных жанров музыки, направленные на художественно- эстетическое развитие дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ,
систематизация и обобщение
- эмпирические методы (анализ педагогической документации).
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, трех параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
База практики: МАДОУ « Детский сад № 24» г. Стерлитамака Республики Башкортостан.
Глава I Теоретические основы художественно - эстетического развития дошкольников
Художественно-эстетическое воспитание
— это целенаправленный, систематический процесс
Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дали основание считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.
Особенность детской исполнительской деятельности заключается в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей. К.Д.Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общим переживанием в «одно сильно чувствующее сердце».
Художественно - эстетическое воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения [3, с.123].
Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»
Художественно - эстетическое воспитание — важнейшая сторона
воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познания нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие [4,с.107].
Задачи художественно - эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка — дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок — это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.
В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие
задачи художественно - эстетического воспитания[13, с.62]:
- систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические
чувства представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствует этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
- приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая
первоначальным, художественным знаниям, практическим умениям,
воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы
прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.
- формировать основы эстетического вкуса детей и способность
самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
- развивать художественно —
В процессе художественно – эстетического воспитания у детей происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Художественно - эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры [6, с.113].
Единство сформированных художественно - эстетических восприятий, знаний, суждений, оценок, идеалов, чувств, интересов, потребностей и вкусов подготавливает личность к полноценному проявлению эстетической активности. Эстетически воспитанный человек активно вносит прекрасное в жизнь и искореняет безобразное. Показателем эстетической воспитанности человека является его эстетическая активность. Эстетическая активность проявляется в любой деятельности: в организации обстановки, жизни по законам красоты, в эстетических умениях, приобретенных человеком: красиво одеваться, культурно вести себя в обществе, создавать эстетическую обстановку дома, на работе.
Таким образом, художественно - эстетическое
воспитание — это целенаправленный, систематический процесс
1.2 Методы и приемы художественно - эстетического развития в процессе использования музыки в повседневной жизни дошкольников
По тому, как дети получают эстетическую информацию, методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные [23, с.101]. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе тоже необходимо добивать яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей, почувствовали выразительность художественных средств.
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки и т.д. Своим внешним видом, гармонией форм, цветом они способствует формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса [16, с.76].
Средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей — это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, поведение самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении.
Гармоническое
сочетание умственного и физического
развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность.
С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение . Переживания детей приобретают
своеобразную эстетическую окрашенность.
Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей включаться в другие виды их деятельности, служить развлечением и отдыхом. Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. Песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх. Она сплачивает детей во время труда, делает труд радостным. Игры с пением и хороводы являются прекрасным материалом нравственно — эстетического воспитания детей. В хороводах и играх с пением дети учатся одновременно петь и двигаться. Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному «музицированию», подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах [26, с.51].
В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей: занятия, художественно — дидактические игры, а также праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализованные зрелища, кино и телепередачи [3, с.124].
Большое значение в художественно - эстетическом воспитании детей имеют общенародные праздники. Все они в яркой эмоциональной
форме знакомят детей с различными событиями общественной жизни
Самым простым зрелищем для дошкольников является театр игрушек, в которых игрушки движутся в сопровождении художественного слова, пения, как бы оживая и вызывая глубокое эмоционально — эстетическое восприятие. Участвуя в театрализованных играх и представлениях, дети развивают свои актерские способности, овладевают навыками выразительной речи, у них формируется и совершенствуется пластика движений и т.д.[1,с.151]
Большую роль в эстетическом воспитании детей играют музыкальные передачи для дошкольников. Факты действительности, интерпретированные телепередачей, воздействуют на мысли и чувства детей, формируя у них положительное или отрицательное к ним отношение, способствуют зарождению определенных мотивов художественной деятельности. У детей, например, появляется желание воссоздать увиденное на телеэкране, в своих рисунках, песнях, плясках, играх. Систематический просмотр телепередач углубляет восприятие детьми прекрасного в жизни и в искусстве, обеспечивает накопление художественного опыта, формирует эстетический вкус [8,с.94].
Методы художественно
- эстетического воспитания служат развитию
у детей способности видеть прекрасное
в окружающем, переживать, воспринимая
прекрасное. С этой целью применяются
различные сочетания словесных и наглядных
приемов в зависимости от того, с каким
явлением эстетического характера мы
знакомим детей. Методы и приемы воспитания
эстетического отношения к окружающему
отличаются яркой наглядностью: систематически
организуются целенаправленные наблюдения
с опорой на зрительные, слуховые, осязательные
ощущения[10, с.116]. Использование наглядности
сочетается с разъяснением, «что такое
хорошо и что такое плохо».
Методы направлены
также на приобщение детей к эстетической,
и прежде всего к художественной практической
деятельности, на развитие способности
художественно воспроизводить, творчески
видоизменять окружающее, а также искать
и находить способы выражения и изображения
впечатлений в словах, красках, звуках,
движениях. С этой целью применяются метод
упражнений в навыках и поисковый метод,
стимулирующий внесение изменений, вариаций
в музыкальную игру, рассказывание
и т. д. Используются также разъяснения,
показ приемов исполнения и творческие
задания. Основные методы относятся к эстетическому
воспитанию в целом. [11, с.83].