Художественно-эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить возможности художественно- эстетического развития дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития дошкольников.
Предмет исследования: художественно - эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни.

Файлы: 1 файл

музыка.docx

— 52.71 Кб (Скачать файл)

Дети (поют). До свидания! Под спокойную мелодию дети покидают зал.

  1. Занятие по слушанию пьесы П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»

Программное содержание:

-закрепить понятие о  музыкальном жанре марша, его  характерных особенностях;

рассказать о создании П. И. Чайковским «Детского альбома»;

учить дошкольников различать динамические оттенки музыки;

учить передавать характер музыки с помощью музыкально-ритмических движений.

Оборудование: портрет П. И. Чайковского (1840-1893), нотные записи произведений Р. Шумана «Солдатский марш» и П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», «Детский альбом».

Предварительная работа: познакомить детей с «Солдатским маршем» Р. Шумана.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, сегодня мы снова отправимся в волшебный мир музыки. Сейчас я исполню музыкальное произведение, с которым вы уже знакомы. Попробуйте назвать его и определить жанр. (Исполняет на фортепиано «Солдатский марш» Р. Шумана.)

Дети. Это «Солдатский марш» Р. Шумана.

По каким признакам вы узнали, что это марш?

Дети. Музыка четкая, громкая, бодрая, под нее можно маршировать.

Воспитатель. Правильно. Ритм марша четкий, под него удобно шагать и считать: раз-два, раз-два... Давайте попробуем маршировать под эту музыку.

(Выстраивает детей в  одну шеренгу и предлагает  им пройти по кругу под музыку  «Солдатского марша». Затем играет  произведение повторно.)

Сегодня мы послушаем еще один марш, который написал великий русский композитор П. И. Чайковский. (Показывает портрет.)

Чайковский очень любил детей. Он часто наблюдал, как они играют.

Композитор решил передать с помощью музыки не только детские игры, но и то, чем дети занимаются в течение дня. Он сочинил 24 музыкальные пьесы о жизни детей и объединил их в альбом.

Что такое альбом? Какие вы знаете альбомы?

Дети. Альбомы с фотографиями, с марками и т. д. Воспитатель. А у Чайковского получился музыкальный альбом. Он его назвал «Детский альбом» и посвятил своему племяннику Володе Давыдову. (Листает « Детский альбом», листает его и читает стихотворение.) Бом, бом, бом, бом! Открывается альбом. Не простой, а музыкальный: то веселый, то печальный, Сочиненный для ребят много-много лет назад.

Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с первым произведением П. И. Чайковского из «Детского альбома». Композитор наблюдал, как мальчики играют с игрушечными солдатиками, и написал «Марш деревянных солдатиков». А сейчас внимательно послушаем этот марш. (Включает фонограмму.)

Ребята, вы, вероятно, заметили, что этот марш отличается от «Солдатского марша» Р. Шумана. Как вы думаете, чем?

Дети. «Солдатский марш» Р. Шумана звучит громко, отчетливо, а «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского - тихо.

Воспитатель. Вы верно заменили, этот марш тихий. Ведь под него шагает войско игрушечных солдатиков. Деревянные солдатики маленькие и шагают легко, поэтому марш звучит тихо. Солдатики хотя и игрушечные, но очень смелые, храбрые и отважные. Они шагают все в ногу, чеканя шаг.

У солдатиков есть свой барабанщики, поэтому в музыке слышна дробь барабанов. Один играет на малом барабане (играет 8-й такт), другой - на большом (играет 16-й такт).

Ребята, прислушайтесь: везде ли марш звучит одинаково? (Играет марш повторно. Первая часть (1-8-й такты) марша исполняется тихо, вторая (9 - 16-й такты) звучит громче, затем (17- 24-й такты) - опять тихо.)

Дети. Вначале марш звучал тихо, затем - громче, потом снова тихо.

Воспитатель. Вы правильно сказали, в начале произведения марш звучит тихо, а затем, в середине, - громче. Солдатики будто перестраиваются, выполняют команды своего командира. В конце марш звучит все тише и тише - солдатики удаляются.

Ребята, давайте сейчас прошагаем под этот марш и прислушаемся к его звучанию. Попробуйте шагать так, как звучит музыка.

Когда музыка будет звучать тихо, как вы будете шагать?

Дети. Легко!

Воспитатель. А когда марш зазвучит громче?

Дети. Четко, бодро, уверенно!

Воспитатель включает фонограмму «Марш деревянных солдатиков». Дети шагают под музыку.

Примечание: на следующем занятии можно предложить детям оркестровать пьесу «Марш деревянных солдатиков», используя оборудование музыкального уголка: барабаны, погремушки, самодельные шумовые инструменты из природного материала (по концепции Карла Орфа).

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, на основании изученного теоретического, практического  материала можно сделать следующие выводы.

Художественно-эстетическое  воспитание —  это целенаправленный, систематический процесс воздействия  на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту  окружающего мира, искусства и создавать ее.  

Направление эстетического  воспитания подчинено  определенным требованиям в соответствии с общей целью воспитания и  обучения детей: 
       Первое требование связано с реализацией  задач всестороннего развития.  
       Второе  требование: решение задач художественно- эстетического воспитания должно осуществляться во всех видах и формах воспитания и обучения детей, в любой их деятельности. 

В дошкольном возрасте наблюдаются  ростки творчества, которые проявляются  в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. 

Дети  с самого раннего возраста проявляют интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам. Эти эстетические впечатления обогащают их эмоциональную сферу, ложатся в основу формирования художественного вкуса, стимулируют творческую  активность.  

Важнейшая роль в  художественно - эстетическом развитии ребенка принадлежит взрослым. Педагоги привлекают внимание детей к красоте окружающего мира, в доступной форме знакомят их с произведениями литературы и искусства, пробуждают и поддерживают интерес к разным видам художественно-эстетической деятельности, знакомят их с разнообразными материалами, средствами, используют множество игровых приемов для стимуляции детского воображения, вовлекают в разные виды деятельности (рисование, лепка, изготовление аппликаций). 
        Педагоги  поддерживают интерес детей к  музыке: предоставляют возможность слушать фрагменты классических и народных музыкальных произведений, экспериментировать с разнообразными музыкальными игрушками и инструментами; побуждают их отображать музыкальные образы в движениях, пении; создают условия для приобщения детей к театрализованной деятельности; организуют просмотр спектаклей,   инсценировок,   используя   разные   виды   театра (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и др.), привлекают малышей к посильному участию в разыгрывании сказок, потешек, стишков. 
       Музыкальное воспитание ребенка  как  важнейшая  составляющая его духовного развития может стать системообразующим  фактором организации жизнедеятельности детей. 

Мое представление об основных условиях художественно-эстетического образования связано с основными компонентами художественно-эстетической культуры: изобразительная деятельность детей дошкольного возраста, музыка и музыкальная деятельность, театрализованная деятельность в детском саду.

Система деятельности МДОУ по художественно-эстетическому развитию воспитанников включает в себя следующие направления работы: организация предметно-развивающей среды и условий для художественно-эстетического развития детей; организация деятельности детей; организация работы с педагогами; взаимодействие с родителями.

          Художественно-эстетическое воспитание имеет огромное значение в эстетическом и нравственном становлений личности ребенка.  

Комплексный подход к  решению  задач  художественно-эстетического  воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка. Гармоничность  музыкально-эстетического  воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности.

В результате нашего исследования мы установили роль художественно - эстетического воспитания дошкольников на основе использования музыки в развитии детей. Полученные нами выводы полностью подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что если в повседневной жизни дошкольников целенаправленно использовать музыку, то процесс художественно- эстетического развития будет успешным.

          Подводя итог можно сказать, что  использование  музыки в повседневной жизни дошкольников способствует  художественно – эстетическому   формированию   личности   ребенка   путем    воздействия 

музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Бекина С.И. Музыка и  движение. - М.: Просвещение - 2008.

2. Богуславская Э. Музыкальное  воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. - 284 с.

3. И.А. Выродова «Музыкальные игры для самых маленьких» М.: Школьная пресса, 2007.

4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд. - М.: Академия, 2007.- 320 с.

5. Дубровина И.В. Психология: учебник. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2001. - 464 с

          6 . М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2006.

          7. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду» М.: Мозаика- Синтез, 2006. 3. Комплект Музыкальная минутка

          8.М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2006.

9. Зеньковский В.В. Психология  детства. - М.: Академия, 2005. - 346 с.

10. Кабалевский Д.Б. Воспитание  ума и сердца. - М., 2005.

11. Ковальчук Я.И. Индивидуальный  подход в воспитании ребенка. - М., 2006.

12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров  А.Ю. Педагогический энциклопедический  словарь. - М.: Академия, 2001. - 76 с.

          13.    Э.П. Костина программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Москва, 2006г.

14. Лисина М.И. Общение, личность  и психика ребенка. - М.: Воронеж, 2007.

15. Маклаков А.Г. Общая  психология. - СПб.: Питер, 2005. - 592 с.

16.  Метлов Н.А. Музыка - детям. - М.: Просвещение - 2005.

17. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М., 2006.

18. Матвеева Р.А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. // Музыкальный руководитель. - 2009. - №2 - 2 с.

19. Мухина В.С. Детская психология / под. ред. Л.А. Венгера. - М., 2008.

20. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М., 2005.

21. Основы эстетического воспитания / под. ред. М.А. Кушвеава. - М., 2005.

22. Педагогический словарь под редакцией Б.М. Бим - Бад. - М.: Большая российская энциклопедия. Просвещение, 2003. - 312 с.

23. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2005. - 322 с.

24. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др; под. ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2006. - 303 с.

25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

26.  Улашенко Н.Б. «Музыка. Старшая группа. Нестандартные занятия» - Волгоград. ИТД «Корифей». 2008. - 128 с.

27. Учите детей петь/ Сост. Орова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 2009. - 144 с.

28. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 2007. - 507 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение  

 

Праздничное мероприятие «Весенняя радость»

для детей  подготовительной к школе группы.      

Цель: Обогащать мировосприятие детей красотой и лиризмом музыки Чайковского. Развить творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой Чайковского посредством рисунка, танцевального движения, проникновенного слова.    

Дети входят в зал под пение птиц (фонограмма). Воспитатель загадывает им незнакомую загадку о весне. Дети отгадывают.     

Музыкальный руководитель: Есть и музыкальная загадка для вас. Послушайте ее! (Исполняет пьесу «Песнь жаворонка» из «Детского альбома».) Можно ли отгадать, о чем рассказала музыка? (Ответ детей.) А как вы догадались, что это музыка о весне? (Ответы детей, характеризующие настроение пьесы, особенности ее звучания, высказывания о своих музыкальных впечатлениях.) Прозвучала «Песнь жаворонка» Чайковского... Петр Ильич очень любил весну. Он говорил, что нет для него большей радости, чем встречать ее не в городе, а в сельской местности, на природе. Как вы думаете почему? (Ответы детей.)    

«Весенняя радость» - так называется наше занятие. О весенней радости можно рассказать, песенку спеть, музыку послушать. А  можно весеннюю радость передать в движении?    

Представим  себе нежный голубой подснежник, который  пробился из-под снега и тянется к солнышку. Кто из девочек потанцует под весеннюю музыку Чайковского?    

Информация о работе Художественно-эстетическое развитие дошкольников на основе использования музыки в повседневной жизни