Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:49, курсовая работа
Задачи работы:
изучение теоретической и практической литературы по проблеме исследования;
создание вариативной программы по художественно-эстетическому воспитанию детей (в рамках программы «Лингва»);
разработка технологии обучения детей ручному творчеству;
определение критериев и механизмов диагностирования динамики исследуемых качеств;
В сценарий часто включаются зрелищные и сюрпризные номера которые проходят весело, непринужденно, перемежаясь играми и аттракционами. Однако они также должны быть хорошо продуманы, выразительно исполнены, со вкусом оформлены.
Деятельность
детей на празднике разнообразна.
Они принимают участие в
Выразительность
достигается на основе приобретения
ребенком необходимых навыков к
разным видам художественной деятельности,
в результате появившегося у него
умения передать определенное настроение,
свое отношение к содержанию песни,
стихотворения, которое он исполняет.
В пении выразительность
Эстетическое
воспитание предполагает развитие художественно-творческих
способностей. На празднике могут
иметь место придуманные
В группе
всегда есть дети, которые быстрее
других усваивают программный
Желательно с каждым ребенком подготовить
выступление в соответствии с его способностями,
которое доставит ему удовольствие. Это
может быть не только участие в массовых
играх, танцах, пении, но и индивидуальные
выступления в составе небольшой группы
детей: поочередное чтение стихотворения,
несложная роль в театрализованном представлении,
исполнение на металлофоне простой песенки
и т. д.
Праздничный утренник обогащает детей разнообразными художественными впечатлениями. В зависимости от возраста ребенок по-разному выражает свое отношение к ним. Малыши радуются флажкам, воздушным шарам, находящимся у них в руках, и почти не обращают внимания на окружающую обстановку. Поэтому к оформлению зала необходимо специально привлекать их внимание. Педагог рассматривает с детьми убранство комнаты, показывая наиболее яркие, понятные им детали. В зале при большом количестве гостей дети (особенно в начале праздника) сдержанны. Они с интересом смотрят вокруг, но особенно активно своих чувств не выражают. Веселая музыка, движения с цветными платочками, флажками, погремушками вызывают у ребенка улыбку, желание двигаться. Однако слишком много ярких впечатлений иногда вызывает у детей заторможенность. Педагог своим вниманием, ласковым тоном ободряет малыша, создает радостное настроение, приглашает петь и играть на празднике.
Дети постарше сами замечают красочные детали оформления, воспринимают его в целом. Выразительность исполнения, вызывая у них чувство восхищения, отражается на их лицах. Они более самостоятельны в своих действиях, знают и помнят, как надо стать на пляску, сами занимают свои места. Обычно большое оживление и восхищение вызывают у них внешнее оформление номера, световые эффекты, яркие костюмы персонажей. Здесь чувства детей выражаются бурно и непосредственно в веселом смехе, репликах, аплодисментах.
Хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация - все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.
Праздничные
сценарии не надо перегружать большим
количеством номеров. Материал лучше
распределить так, чтобы правильно
чередовались деятельность и отдых.
Например, после общих хороводов
вокруг елки можно дать инсценировку
или индивидуальные выступления.
Для того чтобы праздник был эффективной
формой организации художественной деятельности
детей, необходимо вести с ними повседневную
систематическую работу, развивая их способности,
вкус, творческую активность в музыкальной,
художественно-речевой, изобразительной
деятельности, обеспечивая приобретение
ими определенных навыков.
Воспитателям следует помнить, что праздничный утренник - это прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.
Выводы по первой главе
Воспитание – это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.
Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Приобщение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.
Азы художественно-эстетического
воспитания закладываются при участии
взрослых уже сразу после рождения
ребенка и продолжают свое становление
долгие годы, поэтому родителям и
воспитателям надо постараться создать
такую атмосферу, чтобы у ребенка
быстрее развились такие
Глава II. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества
2.1 Цель и условия эксперимента
Целью эксперимента
является проверка выдвинутой нами гипотезы,
суть которой в том, что процесс
художественно-эстетического
- эстетическое осознание прекрасного;
- художественный вкус;
- умение творчески создавать продукты ручного творчества;
Для проверки гипотезы в детском саду «Ромашка» провели эксперимент в два этапа констатирующий и контрольный, в составе 9 человек.
Основными задачами воспитания детей дошкольного возраста, согласно примерному Положению, являются:
Несмотря
на это в педагогической практике
до сих пор не изжита недооценка
роли художественно-творческих видов
деятельности как одного из направлений
эстетического цикла (системы) в
создании гармоничного, эстетического
отношения ребёнка к внешнему
окружению. Преобразование модели воспитания,
реализация личностно-ориентированного
подхода в организации
Исследования
показывают, что многие дети, владеющие
основами изобразительной деятельности,
не обладают достаточно осознанными образными
представлениями о явлениях действительности.
"Констатирующее обследование детей
6-8 лет показало, что только 24% диагностируемых
проявляют способность чувствовать эмоциональный
характер явлений действительности и
выделять "выразительное" в окружающем
мире (любоваться миром); 88% детей не оценивают
адекватно свои творческие возможности.
У этой же группы отсутствует социальная
мотивация реализовать себя, недостаточно
развита творческая инициатива. Они не
умеют занять достойное место в коллективе,
раскрыть другим ценность замысла и исполнения
своей работы, не уверены, застенчивы,
внутренне "зажаты" [36, 54].
Проанализировав
возможности эстетического
• отсутствие
принципа комплексности в использовании
всех возможных средств
• отсутствие
вариативных методик
• недоучет психолого-педагогических условий в организации и руководстве воспитательной работой по эстетическому и художественному восприятию дошкольниками окружающего мира и произведений искусства;
• низкий качественный уровень подготовки воспитателей по данному направлению работы;
По этому поводу следует заметить, что занятия ручного творчества предполагают не просто овладение ребенком технической стороной творчества, но и осознание ребенком его деятельности. А каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности: так познавательная – детерминирует гностическое отношение к миру; преобразовательная – порождает творческое отношение к предметной среде и людям; ценностно-ориентационная – направляет сознание ребенка к уважению гуманистических основ жизни в структуре эмоционально-ценностных отношений. Творческая же деятельность, объединяющая все перечисленные виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребенка к окружающему миру. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической и органической мотивацией поведения как изначальный стимул освоения подобных отношений и одновременно как их результат, реализованный в продуктах художественного творчества.
Рассмотрим пример занятия по изобразительной деятельности, который мы провели в детском саду № 16 г. Бирск, в подготовительной группе «Муравьишки»:
Целями данного занятия являются:
- развитие чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя, любоваться природой;
- развитие воображения, фантазии;
- развитие чувства цвета, восприятия цвета;
- знакомство с техникой рисования акварелью;
Дидактические материалы к занятию:
- картинки с изображением радуги;
- акварельные краски, листы бумаги, кисти;
Предварительная работа. Дидактические игры и упражнения по развитию восприятия цвета, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Воспитатель: Я сейчас расскажу вам сказку про волшебную страну, в которой живут маленькие феи. Называется эта страна – Красиндия, а маленькие феи – это краски, у каждой из которой свой цвет.
(Воспитатель показывает детям коробочку с красками и просит, чтобы дети назвали цвета красок).
Это красный цвет – что вы знаете красного цвета? (Ответ). Это зеленый
(Затем воспитатель просит детей принести из уголка кубики разного цвета и назвать их цвет. Можно называть цвет, а дети будут приносить кубики).
Вот про этих фей я и буду вам рассказывать сказку, но я не просто буду вам рассказывать, я буду еще и рисовать сказку.
«Однажды решили маленькие феи пойти погулять, а разрешения не спросили, и никому не сказали, куда они отправились. А вы знаете, что бывает, когда маленькие уходят из дома одни – они могут заблудиться и потеряться. Именно это и случилось с маленькими феями. Они долго веселились на лужайке, кувыркались в траве, порхали с цветочка на цветочек (воспитатель рисует травку, цветочки, облака, солнышко), ведь феи очень маленькие и легонькие, как бабочки. Вдруг налетел ветер, подхватил наших фей и понес их с собой, долго кружил их, а потом утих и отпустил фей. Они опустились на траву, но в совершенно незнакомом месте. Недалеко от этого места протекала речка, а там, где жили феи, речки не было, и они поняли, что заблудились. Что им теперь делать и как им попасть домой, где их волшебная страна, в какой стороне? Вдруг они увидели божью коровку и решили спросить у нее, не знает ли она, как им найти дорогу домой. Она, конечно, знала, где находится Красиндия, так как бывала в этой стране, когда подкрашивала свои крылышки. Но дело в том, что попасть туда можно только перейдя по волшебному мосту, а зовется этот мост радугой. Феи обрадовались, поблагодарили божью коровку и уже хотели спросить, где же этот мост, но божья коровка улетела. Что же делать, как теперь узнать, где этот мост».
Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста