Художественный руководитель – балетмейстер и его воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 03:22, реферат

Описание работы

Художественный руководитель должен обладать организаторскими способностями, от его уровня профессионализма и эстетического вкуса зависит подбор репертуара, музыки костюмов, а от качеств личности – будет ли он воспитателем коллектива и сможет ли осуществлять учебно-воспитательную работу.
Он должен разбираться в сложных явлениях современного искусства, отличать прогрессивные тенденции от ошибочных, вредных. Должен уметь мыслить хореографическими образами, быть мыслителем, психологом и педагогом.

Содержание работы

Введение
1. Требования к художественному руководителю хореографического творческого коллектива.
2. Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в хореографическом коллективе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

организационная работа руководителя хор. кол..doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное Государственное  Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального  Образования

Арктический Государственный  Институт Искусств и Культуры

Факультет фольклора  и этнокультуры народов Арктики

Кафедра хореографии 

 

 

Реферат

по дисциплине: « Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом»

на тему: «Художественный руководитель – балетмейстер и его воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в хореографическом коллективе»

 

Выполнила: Бутакова Е.Е.

студентка 5 курса,  заочно – ускор.

З года обучения

Проверила: Заведующая кафедрой хореографии,

Доктор Искусствоведения, профессор,

Заслуженный деятель  искусств РФ,

Заслуженный работник культуры РС (Я)

Лукина Ангелина Григорьевна

 

Якутск 

2013

Содержание

Введение

1. Требования  к художественному руководителю хореографического творческого коллектива.

2. Воспитательная  работа в процессе репетиционных  занятий в хореографическом коллективе

Заключение

Список литературы

 

Введение

Курс «Искусство балетмейстера» является основной дисциплиной в воспитании молодых кадров балетмейстеров – руководителей балетных трупп театров оперы и балета и музыкальных театров нашей страны, руководителей ансамблей народного танца, постановщиков танцев в драматическом театре, в кинематографе и на телевидении, на эстраде, в цирке, танцев на льду.

Слово «балетмейстер» означает «мастер балетного спектакля». Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, а также в музыкальной  комедии, на эстраде, в ансамблях  классического и народного танца, сочинят бальные танцы. Они создают большие балеты, другие их репетируют, ведут педагогическую работу.

Профессия балетмейстера  сложна и ответственна. Он не только должен знать в совершенстве все, что относится к искусству  танца, его технологии, но и обладать основательными познаниями в области режиссуры, литературы, музыки, живописи.

Еще Новерр писал: « Широко распространенное ошибочное  мнение, будто балетмейстер может  сочинять балеты сидя, и письменно  или устно указывать па, фигуры, группы, действие, выражение и жесты. Нет более утомительной в физическом и умственном отношении профессии, нежели профессия балетмейстера: он должен ставить, и сочинять па, и их показывать; если артисты их не воспринимают сразу, то он обязан начинать сначала несколько раз подряд…»

По моему  мнению, самым главным и первоочередным для создания плодотворной работы коллектива является наличие:

- во-первых, организатора, идейного лидера, сильной творческой  личности, художественного руководителя, который будет определять идейно-эстетическое  направление всей художественной жизни коллектива;

- а во-вторых, наличие материальной базы (танцевального  зала или сценической площадки, музыкальной аппаратуры, концертмейстера).

Танец – это  искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передаёт без помощи речи, средствами движения и мимики.

Художественный  руководитель – это передовой  человек своего времени, человек  высокой культуры и глубоких знаний, в совершенстве владеющий основами профессионального мастерства. От его мировоззрения и эстетических позиций зависят направления творчества и гражданско-идейные устремления всего творческого коллектива.

 Самым первоочередным является наличие художественного руководителя, который должен быть идейным лидером, сильной творческой личностью определяющей идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива.

Художественный  руководитель должен обладать организаторскими способностями, от его уровня профессионализма и эстетического вкуса зависит подбор репертуара, музыки костюмов, а от качеств личности – будет ли он воспитателем коллектива и сможет ли осуществлять учебно-воспитательную работу.

Он должен разбираться  в сложных явлениях современного искусства, отличать прогрессивные тенденции от ошибочных, вредных. Должен уметь мыслить хореографическими образами, быть мыслителем, психологом и педагогом.

Большинство художественных руководителей сами являются постановщиками номеров в своих коллективах, но есть и такие кто приглашает постановщиков и использует работы других хореографов, но и те и другие должны обладать знаниями и навыками балетмейстера.

 

1. Требования к  художественному руководителю хореографического  творческого коллектива

Слово «балетмейстер» означает «мастер балетного спектакля». Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, а так же в музыкальной комедии, на эстраде, в ансамблях классического, народного, современного танца, сочиняют бальные танцы. Одни создают большие балеты, другие их репетируют, ведут педагогическую работу.

Значит, мы должны разделить балетмейстеров на 4 типа: сочинитель, постановщик, репетитор  и танцмейстер.

1.Балетмейстер-сочинитель, создатель новых хореографических  произведений. Его можно сравнивать  с композитором, создающим музыкальные произведения большой формы. Но композитор будит воображение слушателей, создавая музыкальные образы, а балетмейстер для достижения той же цели создаёт образы пластические, зримые. «… для того чтобы наполнить танцевальный образ внутренним содержанием, чтобы придать ему жизненное правдоподобие, нужно в равной мере знать психологию и характерные черты как Принца из сказки, так и римского патриция с его вспышками ярости. Их нужно одинаково понимать и любить».

Как уже было сказано, чтобы стать балетмейстером, нужно иметь не только специальное хореографическое образование, но и способности к этому виду творческой деятельности. Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: это, прежде всего, отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять несчётное число разнообразнейших танцевальных композиций.

 

Балетмейстер должен уметь  понимать, чувствовать и воспроизводить всевозможные движения, жесты, позы, присущие людям самых разных характеров и  национальностей, как бы эти движения не были сложны.

Балетмейстер должен иметь  выразительное тело и лицо. Кроме  того, ему необходимо обладать прекрасной зрительной памятью и острым взором. «Нужно накапливать в себе самый  разносторонний опыт в познании людей, эпох, культур, держать всё это в памяти. Наша эмоциональная память – это то же, что записные книжки писателя, наброски и этюды художника. Вот ты подметил красивую усмешку на лице знакомого – запомни её, вот врезался в память выразительный поворот головы – и он пригодится, а вот по твоим щекам в горькую минуту текут слёзы – подойди к зеркалу, посмотри и запомни, как плачут мужчины. Придёт время, и это станет дополнительным штрихом к образу». Должен замечать исполнительскую погрешность в массе танцовщиков. Глаз балетмейстера, подобно объективу фотокамеры, должен точно фиксировать сцену или танец, так же как ухо композитора или дирижёра контролирует игру оркестра.  Музыкальный слух, безупречное чувство ритма дают балетмейстеру возможность, работая над музыкальным произведением, запомнить его так, чтоб при сочинении хореографии он смог его мысленно пропеть. В связи с этим наличие начального музыкального образования необходимо для балетмейстера, так как идеал балетного спектакля или отдельного танцевального номера – это полная органическая взаимосвязь между музыкальным произведением и танцевальным. Знание законов изобразительного искусства для балетмейстера очень важно, так как неотъемлемой частью его работы является рисунок в танцевальной композиции, подбор красочной гаммы костюмов и декораций.

2.Балетмейстер-постановщик  – это тот, кто ставит артистам  уже сочинённые произведения.

3.Репетитор – это тот,  кто репетирует сочинённый и  поставленный спектакль или отдельный  танец. Часто занимается возобновлением  старых танцевальных номеров,  вводом в них новых исполнителей, в его обязанности входит работа по показу и отделке танцев и мизансцен, как сольных, так и массовых. «Передача опыта и традиций из рук в руки, из поколения в поколение, непрерывность этой цепочки преемственности обеспечивается в первую очередь трудом балетмейстеров-репетиторов – педагогов. Марина Тимофеевна Семёнова как балетмейстер-репетитор практически не знает себе равных. Она обладает удивительной способностью превращать мучительные репетиции, в осмысленный и насыщенный творческий процесс».

4. Слово «танцмейстер»  буквально означает « мастер  танца», то есть отдельного номера, работающего в малых формах.

Только в больших театрах  и больших профессиональных коллективах  можно встретить целый штат балетмейстеров, репетиторов и танцмейстеров высокой квалификации: одни из которых работают только с солистами, другие – с кордебалетом, третьи лишь с народно-характерными танцовщиками, четвёртые специализируются в области современной хореографии. Но в небольших хореографических коллективах имеется один единственный штатный балетмейстер, который является и сочинителем, и постановщиком, и репетитором, и художественным руководителем в одном лице. Художественный руководитель должен обладать знаниями и способностями режиссёра-постановщика, чтобы правильно выстроить номер или программу концертного выступления коллектива. Он должен обладать пытливым умом и жаждой знаний, заниматься самообразованием: много читать (специальной и художественной литературы), посещать музеи и выставки, концерты и театральные премьеры, то есть знакомиться с выдающимися достижениями других искусств, что расширяет кругозор, развивает ум и художественный вкус. «Продолжалось и моё эстетическое самовоспитание. Для меня было вполне естественной потребностью посещение музеев, выставок, вернисажей, я стал серьёзнее интересоваться живописью, античностью, русским и европейским средневековьем. Это не было просто хобби, эти знания были мне необходимы в работе. Только профессиональных знаний не достаточно, наша работа требует всестороннего развития. В познании человеческой культуры не существует пределов…» Высокое профессиональное и общекультурное (общехудо- жественное) образование необходимо художественному руководителю нашего времени.

Художественный руководитель не только балетмейстер, но и воспитатель. Он должен быть сам воспитанным человеком, обладать выдержкой, уметь ладить с людьми, а так же быть в какой-то степени и дипломатом – умет владеть искусством «стратегии» и «тактики». Ведь большой творческий коллектив – это множество живых людей, с разными характерами, привычками и представлениями о нравах и способах, какими можно скорее и эффективнее достичь успехов в жизни и на сцене. Конечно: «Балетмейстеры – народ очень разный, как впрочем, и все люди: С одним работалось легко и спокойно, творческие радости и огорчения по-братски делились пополам; другие жестоко требовали беспрекословного соблюдения своей воли, ни на шаг не поступаясь своим замыслом в угоду исполнителю». Культура поведения балетмейстера на работе и в жизни имеет огромное воздействие на коллектив, а так как хореографические коллективы – это в основном молодёжь, то можно себе представить, какое огромное как положительное, так и отрицательное влияние оказывает личная жизнь, личный пример художественного руководителя.

Художественный руководитель всегда на виду и скрыть свои пороки не удастся, поэтому планка требований к себе как к личности, как к воспитателю подрастающего поколения должна быть очень высока. Надо постараться воспитать в себе лучшие качества, искореняя по возможности такие как: самовлюблённость, зазнайство, высокомерие, чёрствость и равнодушие к участникам коллектива, несправедливость в решении спорных вопросов, пристрастное отношение к одним и неприязненное к другим, необходимо избегать легкомыслия в профессиональных оценках и стараться никогда не давать невыполнимые обещания. Начинать работу необходимо с организации самого себя, только в этом случаи художественный руководитель может рассчитывать на прочный и устойчивый успех во всех начинаниях. Талант, ум, долг, справедливость, чистая совесть никогда не подведут, это должно быть творческим крэдом художественного руководителя коллектива. Иначе сколько ни тверди о нравственности, коллектив всегда увидит безнравственное поведение своего руководителя – и авторитета как не бывало! Во время создания новых хореографических номеров, подготовки ответственных концертов, участники коллектива часто находятся в состоянии большого нервного и психического напряжения, без чего невозможен настоящий творческий процесс. По этой причине иногда из-за пустяков возникают споры, конфликты. И только взаимное уважение, вежливость, внимание и бережное отношение друг к другу могут оградить от ненужной нервозности весь коллектив. И тон всем этим отношениям должен задавать балетмейстер, художественный руководитель. «Поведение с актёрами – целая наука.

И, может быть, основа этой науки – любовь к ним. Если между  вами всё хорошо, то даже самые мелкие советы будут ими восприниматься. В актёров надо влюбляться. Они  прекрасные люди. Ни в коем случае нельзя оставлять до утра вчерашние недоразумения. Надо приходить, будто ничего и не было. Когда начинаешь злиться – хуже нет. Тут – только держись!»

2. Воспитательная  работа в процессе репетиционных  занятий в хореографическом коллективе

Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов.

Репетицию можно представить  как сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит  коллективная творческая деятельность, предполагающая определённый уровень  подготовки участников. Без этого  теряется смысл проведения репетиции.

Информация о работе Художественный руководитель – балетмейстер и его воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в хореографическом коллективе