Игра как форма организации обучения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, образы и действия. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения

Содержание работы

1.Введение.
1.1.Влияние игры на развитие ребенка.
2.Содержание.
2.1.Сущность игры.
2.2.Игра как форма организации обучения и воспитания.
2.3. Преимущества игровых форм организации обучения детей.
2.4.Классификация игр.
3.Заключение.
3.1.Вывод по данной теме.
4.Приложение№1.
Литература.

Файлы: 1 файл

Контр.работа игровая деятельность.docx

— 37.86 Кб (Скачать файл)

 Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

тольяттинский социально-педагогический колледж

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах.

 

на  тему: Игра как форма организации обучения детей   дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

                          Выполнила: Нурдина А.А.

                                                                                                 Группа: ДО-35Б

 

 

 

 

2013г.

Содержание:

1.Введение.

1.1.Влияние игры на развитие  ребенка.

2.Содержание.

2.1.Сущность игры.

2.2.Игра как форма   организации обучения и воспитания.

2.3. Преимущества  игровых  форм  организации  обучения  детей. 

2.4.Классификация игр.

3.Заключение.

3.1.Вывод по данной теме.

4.Приложение№1.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В контрольной работе рассматривается тема «Игра как форма организации обучения детей дошкольного возраста». Игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и она оказывает большое влияние на всестороннее развитие дошкольника. Она способствует развитию произвольного восприятия, внимания, памяти, мышления. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли,  образы и действия.  Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения

 Воспитателю необходимо  уметь организовывать игровую  деятельность,  знать ее сущность,  виды и методику проведения. Все  эти вопросы мы с вами постараемся  рассмотреть в содержании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Во вступлении мы с вами упомянули, что игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, который оказывает воздействие на всестороннее  развитие дошкольника.

 Какова же ее сущность?

Игра, являясь простым  и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным  путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном  из видов своей деятельности человек  не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как  в игре. Именно поэтому она взята  на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь  в ранее непредсказуемые сферы  человеческой жизни.

Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.

Учитывая тот факт, что  интерес является лучшим стимулом к  обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребенка посредством игровой  деятельности.

Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Идею о необходимости «пропитать» всю жизнь маленького ребенка игрой высказывал А. С. Макаренко.

Научное обоснование игры как формы организации жизни  и деятельности детей содержится в работах А. П. Усовой. По мнению А. П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять.

В основе понимания игры как формы организации жизни  и деятельности детей лежат следующие  положения:

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных качеств ребенка являются первоочередными. Воспитателю следует  учитывать специфику каждого  вида игр.

Игра, особенно в старшем  дошкольном возрасте, должна носить самодеятельный характер и все более развиваться  в этом направлении при условии  правильного педагогического руководства.

Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные  виды деятельности: труд, режимные процессы и др.

Чтобы игра выполняла в  педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи можно  в ней решать.  Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (учить детей объединяться в знакомой подвижной игре), и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь застенчивого Сережу в подвижную игру). 

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приёмы руководства в каждом конкретном случае. 

Игра как форма обучения детей содержит два начала: познавательное и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Методы руководства игрой в разных возрастных группах различны.

В младшем дошкольном возрасте детей нужно «учить» играть, иначе игра не будет развиваться должным образом. Воспитатель создает игровую обстановку, воображаемую ситуацию, непосредственно общаясь с детьми, использует в первую очередь методы прямого влияния. Одновременно имеет место и опосредованное воздействие, но пока не через детский коллектив, а через игрушки, несложную инсценировку и т. д. Уже в младшем дошкольном возрасте детям прививают привычку поддерживать порядок в «игрушечном хозяйстве», соблюдать правило «Поиграл – убери за собой», привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек.

В старшем дошкольном возрасте продолжают использоваться методы прямого руководства: в форме предложения темы игры, рекомендаций о ее развитии, приобщения тех или иных детей к выбору игровых материалов. Специфика руководства игрой состоит в том, что методы ее организации должны быть тесно связаны с игровой задачей и воображаемой ситуацией, а воспитатель должен занимать позицию доброжелательного соучастника. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относится к игрушкам, игровому материалу. Они по собственной инициативе ремонтируют коробки для настольных игр, стирают кукольную одежду. 

Так, постепенно осуществляется возможность использования педагогом  метода опосредованного воздействия  на игру и взаимоотношения детей  через формирующийся коллектив.

 

Перечислим  преимущества  игровых  форм  организации  обучения  детей :

1. Игра   хорошо  известная,  привычная  и  любимая  форма  деятельности  для  ребенка  любого  возраста.

2.  Одно  из  наиболее  эффективных  средств  активизации,  вовлекающее  участников  в  игровую  деятельность  и  способное  вызывать  у  них  высокое  эмоциональное  и  физическое  напряжение. 

3.  В  игре  значительно  легче  преодолеваются  трудности,  препятствия,  психологические  барьеры.

4.  Мотивационна  по  своей  природе.  По  отношению  к  познавательной  деятельности,  она  требует  и  вызывает  у  участников  инициативу,  настойчивость,  творческий  подход,  воображение,  устремленность.

5.  Позволяет  решать  вопросы  передачи  знаний,  навыков,  умений;  добиваться  глубинного  личностного  осознания  участниками  законов  природы  и  общества;  позволяет  оказывать  на  них  воспитательное  воздействие;  позволяет  увлекать,  убеждать,  а  в  некоторых  случаях,  и  лечить.

6.  Многофункциональна,  её  влияние  на  ребенка  невозможно  ограничить  каким-либо  одним  аспектом,  но  все  её  возможные  воздействия  актуализируются  одновременно.

7.  Преимущественно  коллективная,  групповая  форма  деятельности,  в  основе  которой  лежит  не  только  соревновательный  аспект,  но  и  совершенствование  навыков  общения.  В  качестве  соперника,  однако,  может  выступать  не  только  человек,  но  и  обстоятельства,  и  он  сам  (преодоление  себя, своего  результата).

 В дошкольной педагогике  существует разные виды классификации видов игровой деятельности  дошкольников. П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы:

  • имитационные (подражательные)
  • подвижные (игры с правилами)

В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе:

  • игры, придуманные самими детьми
  • игры, придуманные взрослыми

Мы с вами рассмотрим классификацию  С.Л. Новоселовой, которая   представлена в  программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (М., 1997). В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три  класса игр:

1) Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей):

Самостоятельные игры:

  • игра-экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры:

  • сюжетно-отобразительные
  • сюжетно-ролевые
  • режиссерские
  • театрализованные

2) Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

Игры обучающие:

  • дидактические
  • сюжетно-дидактические
  • подвижные

Досуговые игры:

  • игры-забавы
  • игры-развлечения
  • интеллектуальные
  • празднично-карнавальные
  • театрально-постановочные

3) Игры, идущие  от исторически сложившихся традиций  этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

  • традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Творческие игры:

К творческим играм относятся  игры, в которых ребенок проявляет  свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх  разнообразны:

  • от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла
  • до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.

В зависимости от характера  творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на

  • режиссерские,
  • сюжетно-ролевые,
  • театрализованные,
  • игры со строительным материалом.

Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид игровой деятельности, а рассматривались в русле сюжетно-ролевых игр. В последние годы складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, что появились исследования, характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых игр. Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.

Для любознательных:

Старший дошкольный возраст  — период расцвета игры-фантазирования. Психолого-педагогическую характеристику этой игры дали А. Н. Леонтьев, Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко. Отмечается ее ценность как особой творческой деятельности, в ходе которой ребенок созидает новый сюжет в идеальном плане (в виде представлений). Игра чаще всего разворачивается вокруг какого-нибудь вымышленного героя — игрушки, персонажа сказки, мультфильма. Образы, созданные воображением, получают оформление благодаря таким выразительным средствам, как речевые характеристики, движения, мимика, жесты, экспрессивные проявления.

Информация о работе Игра как форма организации обучения детей дошкольного возраста