Игра как форма организации обучения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, образы и действия. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения

Содержание работы

1.Введение.
1.1.Влияние игры на развитие ребенка.
2.Содержание.
2.1.Сущность игры.
2.2.Игра как форма организации обучения и воспитания.
2.3. Преимущества игровых форм организации обучения детей.
2.4.Классификация игр.
3.Заключение.
3.1.Вывод по данной теме.
4.Приложение№1.
Литература.

Файлы: 1 файл

Контр.работа игровая деятельность.docx

— 37.86 Кб (Скачать файл)

Основа игры-фантазирования — сотворчество педагога и детей в придумывании игровых событий, последовательно связанных между собой. Плодотворным является обучение детей изменению сюжета знакомой сказки (сочинение новой концовки, включение персонажей из других сказок и др.). Направить фантазию ребенка в новое русло можно с помощью моделирования (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко): создания схем сказочного сюжета, использования символического изображения персонажей.

Игры с правилами:

Игры с правилами — особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей.

Это игры с готовым содержанием,  с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).

В зависимости от характера  обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы -

  • дидактические
  • подвижные игры

Которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований.

Дидактические игры подразделяются:

По содержанию:

  • математические,
  • природоведческие,
  • речевые и др.

По дидактическому материалу:

  • игры с предметами и игрушками
  • настольно-печатные, словесные

Подвижные игры классифицируются:

По степени подвижности

  • игры малой
  • средней
  • большой подвижности

По преобладающим движениям

  • с прыжками
  • с перебежками и др.

По предметам, которые  используются в игре

  • игры с мячом
  • с лентами
  • с обручами и др.

Среди дидактических и подвижных игр бывают:

Сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли

  • «Кошки-мышки»
  • «Магазин сувениров»)

Бессюжетные

  • «Палочка-выручалочка»
  • «Что изменилось?» и др.

В играх с правилами  ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. Как справедливо отмечал А. Н. Леонтьев, овладеть правилом игры — значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.

В плане морального развития Д. Б. Эльконин особо выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей:

  • самому бегать, увертываясь от мяча
  • поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом

Действия ребенка могут  ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель — помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих.

Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога:

  • «Помоги Артему завязать шарф»
  • «Помоги Лизе убрать кубики»

Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело -игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды («Чье звено скорее построит дом?», игры-эстафеты).

Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других:

  • Сережа очень ловкий — ловишке трудно поймать его.
  • Саша часто нарушает правила, спорит, когда ему об этом говорят, играет нечестно.
  • я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре «Назови растение».

Ценно и то, что ребенок  пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке.

То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре (был ловким, сообразительным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.

Таким образом, игры с правилами — важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 

 Исходя из особенностей  вида игры, задач, которые можно  решать с ее помощью, уровня  сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приёмы руководства в каждом конкретном случае.

Игра должна организовываться как  совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает  как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка»  игры. На всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная  деятельность детей, в которой они  используют все доступные им игровые  средства.

Приемы руководства игрой могут  быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в сговоре детей, в разъяснении, в оказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры. 

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Взрослый должен давать детям образцы  общения с различными людьми, эталоны  эмоциональных переживаний, внимательно  следить за реакцией детей, пытаться направить их коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному общению  в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции  организатора и руководителя игровой  деятельности. 

В настоящее время существует три основных метода руководствами играми детей.   Первый метод руководства сюжетными играми детей разработан Д. В. Менджерицкой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. А для того, чтобы показать детям новые приемы игры или обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.

Второй метод – метод формирования игры как деятельности – принадлежит Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов:

  • Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Важным моментом, определяющим «втягивание» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Это должна быть позиция «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее.
  • Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.
  • Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Все принципы направлены на формирование у детей игровых  способностей, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

Третий метод организации самостоятельной сюжетной игры получил название метода комплексного руководства игрой. Он был предложен Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой. Этот метод применяется при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий: активная деятельность детей; обучающие игры; своевременное изменение предметно-игровой среды. 

    Таким образом,  игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав ее по-настоящему интересной и увлекательной, если правильно организована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Изучив теоретический  материал по данной теме, можно сделать следующий вывод, подвести итог…что – игра является отличной формой организации обучения дошкольника, так как это наиболее привычная форма деятельности для ребенка, и, в такой естественной для него форме,  происходит усвоение нового материала, приобретение навыков и умений,  их закрепление, формирование представлений об окружающем мире и многое другое. То есть решаются все образовательные и воспитательные цели и задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в детском саду. Учебное издание для студентов пед. инс-ов/ под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 288 с.

2.Калинченко, А. В., Микляева, Ю. В., Сидоренко, В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.

3.Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное издание для студентов сред. пед. учеб. Заведений, - 2 изд., перер. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 416 с.

4.Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей детского сада – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

5.Новоселова, С. Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение,  1989.

6.Скоролупова, О. А., Логинова, Л. В. ИГРАЕМ?...ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий», 2006. – 110 с.

7.Усова, А. П. Роль игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2000, - 128 с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Игра как форма организации обучения детей дошкольного возраста