Игра как средство формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе всегда была актуальной. Именно начальный этап является самым трудным и ответственным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных с ней, навыков говорения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………......3
Глава 1. Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения
1.1 Обучение фонетической стороне речи у младших школьников……...…..5
1.2 Технология обучения произносительных навыков…………………...……6
1.3 Игра - средство формирования фонетических навыков у младших школьников……………………………………………………………………..…9
Глава 2. Фонетическая зарядка как важная игровая часть урока немецкого языка……………………………………………………………………………...13
2.1.Подборка упражнений для проведения фонетической зарядки………….17
Заключение………………………………………………………….……………27
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая по методике преподавания ин.языков.docx

— 56.55 Кб (Скачать файл)

Московский  Государственный Университет

Факультет иностранных  языков

Романо-германское отделение

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по теории и  методике обучения иностранным языкам на тему:

«Игра как средство формирования фонетических навыков

у учащихся начальной  школы»

 

 

 

Студентки 302 гр.

Епифановой  Ольги

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

 

Содержание

Введение  ………………………………………………………………………......3

Глава 1.  Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения

    1.   Обучение фонетической стороне речи у младших школьников……...…..5

1.2  Технология обучения произносительных навыков…………………...……6

1.3 Игра - средство формирования фонетических навыков у младших школьников……………………………………………………………………..…9

Глава 2. Фонетическая зарядка как важная игровая часть урока немецкого языка……………………………………………………………………………...13

2.1.Подборка упражнений для проведения фонетической зарядки………….17

Заключение………………………………………………………….……………27

Список  литературы………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном  этапе всегда была актуальной. Именно начальный этап является самым трудным  и ответственным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных с ней, навыков говорения.

Обучение фонетической стороне  речи - это важная ступень как  в практическом овладении механизмом произношения и произносительной нормой, так и в выработке речевых  умений.

Поэтому формировать фонетические навыки важно именно в младшем  школьном возрасте, так как именно в этом возрасте формируется речь учащегося, произношение. А устойчивое нормативное произношение учащихся является необходимой предпосылкой для быстрого и прочного усвоения языкового материала, в значительной мере способствует успешной выработке  умений устной речи, чтения и письма.

Проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе всегда была актуальной. Именно начальный этап является самым трудным и ответственным. В целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения иностранным языком учителя ведут активный поиск средств, который повышал бы эмоциональный фон урока и вызывал интерес к обучению, особенно на начальном этапе обучения. Одним из путей решения этой проблемы является использование обучающих игр.

Объект исследования - процесс формирования фонетических навыков у младших  школьников.

Предметом исследования является использование  игр при формировании фонетической стороне речи.

Целью данной работы является:

- изучение роли и места игр  в обучении фонетической стороне  речи (на примерах немецкого языка  у младших школьников).

Задачи работы:

1. Исследовать вопрос формирования  фонетических навыков на начальном  этапе обучения.

2. Определить цель и содержание  обучения фонетике на начальном  этапе.

3. Рассмотреть игры и игровые приемы для обучения фонетическим навыкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения

1.1. Обучение фонетической  стороне речи у младших школьников

Фонетика - звуковой строй языка, т.е. совокупность всех звуковых средств, которые  составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы).

Навык - умение, выработанное упражнениями.

Фонетический навык - умение произносить  правильно звуки, ставить ударение там, где это необходимо; произносить  все интонационно правильно и  т.д.

На начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Это нужно для нормального  функционирования устной речи учащихся[8].

Хорошо отработанная произносительная сторона высказывания учащихся готовит  их к осуществлению говорения  как вида речевой деятельности. Знание фонетических навыков позволит учащимся нормативно произносить все звуки  немецкого языка; усвоить дифференциальные признаки звуков (долгота). Фонетические умения помогут школьникам усвоить  ритмику фразы, ударение. Ошибки в  произношении мешают осуществлению  основной цели языка - коммуникации, т.е. взаимопониманию.

Обучение произношению является важной ступенью в плане практического  овладения механизмом произношения и произносительной нормой, так и  в плане выработки речевых  умений. Устойчивое произношение учащихся является необходимой предпосылкой для быстрого и прочного усвоения языкового материала; способствует успешной выработке умений устной речи, чтения и письма. Отработка произносительных навыков способствует развитию свободной речи у младших школьников[8].

При овладении иноязычным произношением  задача состоит в том, чтобы адаптировать психофизиологические механизмы восприятия и производства речи соответственно фонетической природе изучаемого языка  путем коррекций имеющихся и  выработки дополнительных слухо-произносительных навыков. Создание слухо-произносительной базы изучаемого языка возможно благодаря потенциальным способностям человеческого уха и подвижности органов артикуляции. Однако другим важным моментом в обучении фонетической стороне речи является способ организации занятий, особенно на начальном этапе обучения.

 

    1. Технология обучения произносительных навыков

 

Продуктивное владение фонетической стороной иноязычной речи (произношением и интонацией) необходимо для овладения всеми видами иноязычной речевой деятельности. [2]

Произношение усваивается младшими школьниками в основном в ходе имитации произношения учителя. Основным материалом для этого служат считалки, рифмовки, скороговорки, в которых вычленяются отдельные звуки, звукосочетания, целые предложения и отрабатываются путем многократных повторений. В отдельных случаях учителем даются пояснения касающиеся артикуляции некоторых звуков, а так же ударений и мелодий. Особое внимание, по методике И.Л.Бим, уделяется таким явлениям, как долгота и краткость, открытость и закрытость немецких гласных придыхание глухих согласных, отсутствие палатализации, ударение. Проговаривание может сопровождаться жестами, мимикой, простукиванием ритма.[1]

В методике Н.Д. Гальсковой известны три основных подхода к обучению данному аспекту языка. Современные методы построены на эклектике (механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п.) или различных вариантов сочетания основных положений этих двух подходов.  
Рассмотрим подробнее каждый из них и определим их достоинства и недостатки[4].

Артикуляторный подход. Основные теоретические положения данного подхода были разработаны советскими учеными-лингвистами: И.А.Грузинской и К.М.Колосовым.

Обучая согласным звукам, надо обращать особое внимание на артикуляцию, палатализацию и аспирацию.

Помимо долготы и краткости, при работе с гласными звуками следует обратить особое внимание и на дифтонги. Иногда начинающие не слышат разницы между гласным звуком и производным от него дифтонгом.

Выявив указанные несовпадения, авторы данного подхода, сформулировали основные положения артикуляторного подхода к обучению

Кратко сводятся к этому:

1.Начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков. А для этого необходим вводный фонетический курс.

2.Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности.

3. Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука.

4. Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.

Отсюда были определены и основные этапы работы со звуком.

1.Ориентировка. Учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы артикуляции при произнесении звука. 

2.Планирование. Поняв суть инструкции, обучаемые должны поставить свои органы артикуляции в нужное положение.

3.Артикулирование, или собственно произнесение звука.

4.Фиксирование. Произнеся звук, надо на некоторое время сохранить органы артикуляции в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение.

5.Отработка звука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции. Изучаемый звук произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях (при этом считается совсем необязательным знать значение произносимых слов).

Широкое применение в методике преподавания иностранных языков нашел и другой подход. Он стал основой разработки многих методов.

Акустический подход. В данном случае упор делается не на сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях. Чистоте фонетического навыка в данном случае не придается большое значение.

В условиях краткосрочных курсов обучения иностранному языку этот подход полностью оправдывает себя. За один – два месяца слушатель подобных курсов должен освоить разговор на язык, чтобы уметь выжить в стране изучаемого языка. Умение говорить почти без акцента, и умение понимать беглую речь является частью фонетического навыка, но обеспечить их в полном объеме за столь короткий срок практически невозможно. Интенсив отдает предпочтение формированию аудитивных навыков, именно поэтому столь высок процент аудирования на этих занятиях.

Для начальной школы в чистом виде этот подход не годиться. Слишком велик процент ошибок, иногда он неоправданно велик.

Третий подход в методике Н.Д. Гальсковой получил название дифференцированный подход. Он предполагает использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка. Здесь, как и в акустическом подходе, большое внимание уделяется аудированию, но не только аутентичной речи, но и специально адаптированной, дидактической речи учителя, фонозаписей. Не исключается и возможность объяснение способов артикуляции звуков, однако в отличие от артикуляторного подхода это необязательно происходит с помощью специальных терминов. Предпочтение в данном случае отдается более доступным и понятным объяснениям[8].

В данном подходе предполагается использовать не только акустические, но и графические, образные. Формированию графемно – фонемных соответствий в рамках этого подхода уделяется большое внимание, так же как и использованию игры.

Таким образом, рассмотрев подходы к обучению произносительных навыков, остановим свое внимание на способах при обучении произносительных навыков, и более подробно на игровой форме обучения.

 

    1. Игра - средство формирования фонетических навыков у младших школьников

Для того чтобы у учащихся сформировалось хорошее произношение есть много  способов. Одним из таких способов постановки правильного произношения являются игры. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных  и умственных сил. На начальном этапе  обучение фонетике опирается на принцип  наглядности, доступности и активности.

Об обучающих возможностях игр  известно давно. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность  использования игр в процессе обучения. В игре проявляются умственные способности ребенка. Он рассуждает над тем, как можно решить ту или  иную задачу.

Одним из видов игры при обучении иностранного языка являются фонетические игры, способствующие формированию речевых  навыков.

Фонетические игры бывают двух типов: такие, которые направлены на предупреждение (профилактику) ошибок, и такие, которые  направлены на исправление (коррекцию) ошибок. Сложность в работе с играми состоит в том, что все, даже самые  сложные звуки и звукосочетания встречаются уже с самых первых занятий, так что языковой материал никак нельзя упростить, что отработанный на занятиях материал не сразу переходит в спонтанную речь.

Фонетические игры проводятся по принципу от простого - к сложному, либо связываются с вводимыми на занятиях словами, либо нужны для исправления наиболее грубых ошибок. При проведении фонетической игры вначале находится какое-то важное для усвоения различие в звукосочетаниях. Затем связывается различие в произнесении с различием в смысле. Каждый раз разница в значении, достаточно ясно видная детям, связывается с разницей в звучании.

После демонстрации звукосочетаний в  игровом контексте предполагается, что они стали прочной ассоциацией, учитель просит повторить звукосочетания, а затем дает задания на различение пар: угадай по звуку, что сейчас происходит и т.д. После этого дети сами могут  произносить звукосочетания в зависимости от ситуации[9].

Фонетические игры используются для  развития слухового внимания и памяти, учат их слушать звуки немецкого  языка по их характеристикам. Это  важно для формирования навыков  иноязычного произношения, интонации. Многие игры способствую запоминанию  слов, учат говорить в быстром и  медленном темпе.

Информация о работе Игра как средство формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы