Игра как средство формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе всегда была актуальной. Именно начальный этап является самым трудным и ответственным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных с ней, навыков говорения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………......3
Глава 1. Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения
1.1 Обучение фонетической стороне речи у младших школьников……...…..5
1.2 Технология обучения произносительных навыков…………………...……6
1.3 Игра - средство формирования фонетических навыков у младших школьников……………………………………………………………………..…9
Глава 2. Фонетическая зарядка как важная игровая часть урока немецкого языка……………………………………………………………………………...13
2.1.Подборка упражнений для проведения фонетической зарядки………….17
Заключение………………………………………………………….……………27
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая по методике преподавания ин.языков.docx

— 56.55 Кб (Скачать файл)

11. Кто из  детей назовёт больше скороговорок.

12.Соревнования  в командах. Называются поочерёдно  по одной скороговорке. Выигрывает  та команда, которая последней  называет скороговорку.

Скороговорки  можно использовать как в начале урока на начальном этапе обучения немецкому языку, когда у детей  формируются произносительные навыки, так и в середине и конце  урока.

Заучивание  скороговорок не только развивает память учащихся, но и позволяет научиться  адекватно отбирать лексические единицы и развивает эмоциональную выразительность речи [1].

Отработка звука [h]

Данный звук представляет собой шум от выдоха гласным звуком. Чтобы правильно  произносить этот звук, нужно сначала  подготовиться к произнесению гласного, затем произнести этот гласный с  легким шумом, выдохнув воздух. Контролируйте  себя, следя за образованием этого  звука в глотке (зеве), а не в  ротовой полости [7].

  1. Ребята! Скоро зима. Представьте, что у вас замерзли руки. Погрейте их! Как вы будете дуть на руки? (Ha-ha-ha).
  2. Слушайте и повторяйте за учителем (диктором) следующие слова: Haus, Hof, Herr, heiβen, haben, höflich, Hans, Holz, Hemd, hier.
  3. Внимательно слушайте учителя (диктора) и хлопайте в ладоши только в том случае, если услышите слова со звуком [h].

Haus, Mutter, Hund, GroBmutter, sprechen, lachen, haben, Hof, nicht, Onkel, Hafen, heiβen.

4. Говорите  хорошо и быстро эти скороговорки:

а) Hinter Hermann Hannes Haus Hängen hundert Hemden raus!

б) Hinter Hermans Hinterhaus hackt Hans Holz!

5. Выучите следующую рифмовку:

Hinter Hermann Hannes Haus, Hangen hundert Hemden raus, Hundert Hemden hangen raus,

Hinter Hermann Hannes Haus.

  1. Повторите медленные и быстрые слова:

Langsame Worter:

Schnelle Worter

haben

Hof

Hafen

heiBen

hier

Hans

hielten

Hund

heben

Haus

Hafen

hoflich


 

  1. В каких словах [h] произностся?

 

 

Ja

Nein

Haus

+

 

Zehn

 

-

Hund

   

Sohn

   

Wohnung

   

HeiBen

   

Haben

   

Sehr

   

Hier

   

Ihre

   
     


 

8. Выучите  и расскажите выразительно следующее  стихотворение:


Hannes Hampel hampel hin

hampel her hampelt hin und her

hampelt hoch und runter

Hannes Hampel ist ein bunter

Hampel - Hampel - Hampelmann!

9.Заучите и спойте песню «На! На!»

На!". На! На! На! На! На! На! - На! На! На!

Unsern Jubel ruft das Echo uns zurück.

Laβt uns fröhlich sein und lachen,

Denn nicht ewig wahrt das Glück.

На отработку: [е:]

Произнесите слова в соответствии с правилом произношения беглого е.

 

Abend

вечер

Mutter

мать

bieten

предлагать

Name

имя

bitten

просить

Ruder

весло

Bube

мальчик

Sage

сказание

Butter

масло

sieben

семь

leben

жить

Suppe

суп

lesen

читать

Viertel

четверть

lieben

любить

Vogel

птица

Miete

квартирная плата

Wiese

луг

Mitte

середина

Wetter

погода


 

Предлагается  правильно произнести звук [e:] , и заучить скороговорку с правильным произношением.

•Esel fressen Nesseln nicht, Nesseln fressen Esel nicht.

Отработка звука [ ]

Это трудный  носовой звук, передаваемый буквосочетанием  ng.

Для правильного  произнесения данного звука можно  произносить сначала два звука: заднеязычное п и g. Нужно широко открыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам и выдыхать воздух через нос. Получится заднеязычное п, при котором к нёбу поднимается задняя спинка языка, а кончик языка упирается в нижние зубы. Затем постепенно не произносить звук [g], чтобы звучало не два звука ([n], [g]), а один звук - заднеязычное п [7].

Добиться  правильного произнесения звука [п] поможет имитирование учащимися речи учителя (диктора) и следующие упражнения.

  1. Слушайте и повторяйте за учителем (диктором) следующие слова:

singen, Wohnung, springen, Frühling, lange, Schlange, Stange.

  1. Говорите чётко и быстро следующие скороговорки:

а) Eine lange Schlange ringelt sich um eine Stange.

б) Einmal jahrlich doch nicht lange Beipt der kleine Frosch die Schlange.

3. Расскажите выразительно стихотворение «Hampelmann». Punkt, Punkt, Komma, Strich,

fertig ist das Mondgesicht. Und zwei Ohren, eine Zunge: fertig ist der freche Junge.

4. а) Слушайте  внимательно учителя (диктора)  и поднимайте сигнальные карточки  в том случае, если услышите  слова со звуком [ ]

Schrank, singen, springen, Wange, hin, singen, Henne, hangen, lang, schlank, eng, fangen, trinken.

б) Слушайте внимательно  учителя (диктора) и поднимайте сигнальные карточки в том случае, когда услышите предложения со звуком [л].

a) Diese Wanne ist schon.

б) Uta kann laut singen.

в) Anna ist schlank.

г) Otto kann richtig singen.

д) Ich hänge an die Wande ein Bild.

е) Ich habe zwei Wangen.

5. Повторите  медленные и быстрые слова.  Langsame Wörter: SchnelleWörter:

Wohnung  lange

Sohn  Stange

Familie  Schlange

Ihre  bringen

Heben  Wange

chemisch  Bank

6. Заучите  и спойте следующие песни:

а) А-а-а, der Winter, der ist da! Herbst und Sommer sind vergangen, Winter, der ist angefangen.

A-a-a, der Winter, der ist da!

б) Mit kling-ling-ling und bum-bum-bum geh'n wir zu zweit im Kreis herum.

Mit kling-ling-ling und bum-bum-bum.

Geh'n wir im Kreis herum.

Wir feiern alle heute, das macht uns alien Freude.

Mit kling-ling-ling und bum-bum-bum.

Geh'n wir im Kreis herum.

Отработка звука [с]

Это среднеязычный  звук, слегка напоминающий русское  «хь». Он сильно отличается от русского «х», так как произносится при помощи средней, а не задней спинки языка. (В суффиксе - ig для обозначения этого звука в виде исключения пишется буква g).

При произнесении данного звука нужно продвинуть язык вперёд так, чтобы кончик языка  упирался в передние нижние зубы. Средняя  спинка языка должна быть высоко поднята  к твердому нёбу [7].

  1. Ребята! Чтобы правильно произнести этот звук, давайте сначала «похихикаем» (хи-хи-хи). А теперь скажем поочерёдно: хи- хи-ich.
  2. Слушайте и повторяйте за учителем (диктором) следующие слова: ich, fertig, mich, dich, lustig, richtig, Mädchen, wichtig, Gesicht, Milch.
  3. Говорите четко и быстро следующую скороговорку:

Ich spreche den „Ich-Laut" nicht richtig aus, es ist aber wichtig fur mich den „Ich-Laut" richtig auszusprechen.

  1. Внимательно слушайте учителя (диктора) и хлопайте в ладоши в том случае, когда услышите звук [9] в словах: Tochter, mich, Haus, Sohn, sprechen, lachen, dich, Herr, Holz, ich, Gesicht, fertig, acht, richtig, Hund, Onkel, nicht, machen, Madchen, Marchen, Hurra.

5. Выучите  и расскажите выразительно стихотворение  «Hampelmann».

Punkt, Punkt, Komma, Strich -fertig ist nun das Gesicht. Körper, Arme, Beine dran -fertig ist der Hampelmann. Hande, Ftisse und ein Hut ist der Hampelmann nicht gut?

6. Заучите  и спойте следующие песни:

а) Laterne, Laterne,

Sonne, Mond und Sterne

Machet aus das Licht,

Machet aus das Licht,

aber nur meine liebe Laterne nicht

б) Ich bin ich, und du bist du.

Ich heiße Natascha, und wie heißt du?

7. Прослушайте  предложение и поднимите сигнальные  карточки, если услышите хотя  бы одно слово со звуком [с]:

a) Das ist ein Haus. б) Und das ist ich. в) Ich heiße Uta. г) Das ist Hanz. д) Er ist lüstig. e) Noch habe ich viele Geschwiester. ж) Ist der Hampelmann nicht gut?

Отработка звука [ае]

Данный звук на письме обозначается буквосочетаниями ei, ai (ai)пишется только в нескольких словах, которые нужно запомнить, в остальных случаях пишется ei).

Первый элемент  дифтонга (дифтонгом называется сочетание  двух гласных в одном слоге) произносится чётко, стоит под ударением, второй -безударный, произносится нечётко. Не нужно забывать про сильный приступ начальных гласных [9 ,с. 3 3 ].

  1. Ребята! Это тот же самый звук, если бы вы наступили в лесу на ёжика и громко, не затягивая, вскрикнули: «Аи!»
  2. Слушайте и повторяйте за учителем (диктором) следующие слова (опора на графическое написание слов): Seite, mein, dein, Ei, Meister, Mai, klein, Waise, weich, leicht, zwei, drei.
  3. Говорите четко и быстро данные ниже скороговорку и считалки.

а) Zwischen zwei Zweigen Zwitschern zwei Zeisige

б) Eins, zwei, drei Auf der Straβe liegt ein Ei Wer drauft ritt,

der muβ mit.

в) Zu, zum, zur Zwei Zeiger hat die Uhr. Sie zeigen mir die Zeit. „Mach schnell, es ist soweit!"

Внимательно слушайте учителя (диктора) и поднимайте сигнальные карточки, когда услышите слова с ei [ае] в середине: Mutter, dein, nicht, mein, drei, klug, Onkel, klein, alt, nein, aber, zwei, heiBen, Sohn, Familie.

  1. Выучите следующие песни:

а) Mein Vater heiflt Hanz. Mein Opa heiβt Franz. Meine Mutter heiβt Renate. Meine Schwester heiβt Beate. Meine Oma heiβt Ottilie. Das ist meine Familie.

Ich heiβe Fritz.

Und mein Hund heiβt Spitz.

б) Mein Hut, der hat drei Ecken, Drei Ecken hat mein Hut und hat er nicht drei Ecken dann ist es nicht mein Hut. Mein Hut, der hat drei Ecken, Drei Ecken hat mein Hut und hat er nicht drei Ecken dann ist es nicht mein Hut

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обучение  фонетической стороне речи - это  важная ступень как в практическом овладении механизмом произношения и произносительной нормой, так и  в выработке речевых умений. Важным моментом в обучении фонетической стороне  речи является способ организации занятий, особенно на начальном этапе обучения.

Урок в начальной школе не должен быть однообразным. Он должен включать разные виды работ. Необходимо создать  у ребенка положительную психологическую  установку на иноязычную речь.Способом создания такой положительной мотивации является игра.

Игра  в детском возрасте основной вид деятельности, в игре ребенок  легко преодолевает трудности умственной работы не замечая, что его учат.

Одним из видов игры при обучении иностранного языка являются фонетические игры, способствующие формированию речевых  навыков. Цель их - формирование навыков фонематического слуха.

После демонстрации звукосочетаний в  игровом контексте предполагается, что они стали прочной ассоциацией. После этого дети сами могут произносить  звукосочетания в зависимости от ситуации.

Фонетические игры используются для  развития слухового внимания и памяти, учат их слушать звуки немецкого  языка по их характеристикам. Это  важно для формирования навыков  иноязычного произношения, интонации. Многие игры способствую запоминанию  слов, учат говорить в быстром и  медленном темпе.

Игровые упражнения, фонетические зарядки, рифмовки, скороговорки являются эффективным средством  формирования фонетических навыков.

Следует подчеркнуть, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и плавно, а так же помнить, что игра является лишь одним из различных средств обучения младших школьников иностранным языкам.

Список литературы

  1. Бим  И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. –М.: Новая школа, 1995.
  2. Вострякова Н.А. Цели урока иностранного языка и способы их достижения // Иностранные языки в школе. - 2001. - №5.
  3. Гаврилова Т.А. Игра как один из приёмов обучения младших школьников иностранному языку.// Креативный немецкий. №2 2004.
  4. Гальскова Н.Д., Гез И.И. Немецкий язык для детей. / Пособие для младшего школьного возраста и детей, изучающих немецкий язык в саду. - М., 1996.
  5. Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А. и др. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Теоретический курс. М., 1976.
  6. Захарченко И.А. 200 Немецких рифмовок /составитель Захарченко И.А. - М., 1999.
  7. Кочергина В.А. Введение в языковедение. Основы фонетики - фонологии. Грамматика: Учебное пособие. – М., 1991.
  8. Лащикова И.И. Игры как приём развития воображения и фантазии на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. №6, 2003
  9. Маслыко Е.А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. - Минск: «Школа», 1998.
  10. Рихтер Р.И. Стихотворения, рифмовки, загадки.- Омск, 1993.
  11. Устенкова Т.П. Языковые и речевые лексические игры на уроках немецкого языка в 6 классе// Иностранные языки в школе. №6 1993.
  12. Филатов В.М. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам. Ростов н/Д, 1999.

 


Информация о работе Игра как средство формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы