Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 19:51, курсовая работа
Дошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. То, как складывается социализация ребенка в обществе, во многом зависит успех в дальнейшей его жизни.
Введение…………………………………………………………………………………
I.Теоретические основы социализации детей старшего дошкольного возраста ……
1.1 Понятие и природа социализации…………………………………………………..
1.2. Психолого-педагогические аспекты социализации дошкольников старшего возраста…………………………………………………………………………………...
1.3. Роль сюжетно-ролевых игр в социализации детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………...
II. Экспериментальное исследование социальных аспектов воспитания старших дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр…………………………………….
2.1. Изучение состояния проблемы социализации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр………………………………………….
2.2. Условия социализации старших дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр…………………………………………………………………………………………
2.3. Динамика социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности……………………………………………………………………
Заключение ……………………………………..
Список использованных источников …………………………………….
Титульник
ТЕМА: « Игра как средство социализации старших дошкольников»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
I.Теоретические основы социализации детей старшего дошкольного возраста ……
1.1 Понятие и природа
социализации………………………………………………
1.2. Психолого-педагогические
аспекты социализации
1.3. Роль сюжетно-ролевых
игр в социализации детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………
II. Экспериментальное исследование социальных аспектов воспитания старших дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр…………………………………….
2.1. Изучение состояния
проблемы социализации детей
старшего дошкольного возраста
посредством сюжетно-ролевых
2.2. Условия социализации
старших дошкольников средствами сюжетно-ролевых
игр………………………………………………………………………
2.3. Динамика социализации
детей старшего дошкольного
Заключение ……………………………………..
Список использованных источников …………………………………….
Приложения …………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. То, как складывается социализация ребенка в обществе, во многом зависит успех в дальнейшей его жизни.
На первое место социальная действительность и педагогика выдвигают проблему социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста, чей опыт общественной жизни находится на стадии формирования. Отсюда очень важным представляется изучение факторов и условий, определяющих успешную социальную адаптацию, а также разработка форм и содержания воспитательно-образовательной работы на начальном этапе периода адаптации дошкольников к окружающей среде в условиях общественного воспитания.
Сегодня в условиях глубоких перемен, происходящих в стране, идет перестройка психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. Возможно, для одних такие преобразования проходят сравнительно легко, для других же, они становятся личной трагедией, приводят к депрессиям, дискомфорту, стрессам, социальной деградации. Это особенно опасно, когда к описанной категории людей относятся дети, та часть общества, которая наиболее подвержена влияниям окружающей среды и не имеет достаточного социального "иммунитета", чтобы им противостоять. Именно, дети, в большей степени, чем взрослые, нуждаются в коллективной деятельности, общении и самоопределении в социуме, недостаток этого замедляет их развитие как социальное, так и индивидуальное.
Актуальность исследования. Особую актуальность проблема социальной адаптации приобретает именно в современных условиях, ибо увеличивается сложность социальной среды: интенсивная деятельность, недостаточность человеческого общения, быстро растущие, часто противоречивые потоки информации, увеличение числа социальных раздражителей, что вызывает рост психических нагрузок, эмоциональные стрессы. Ведущие к серьезным расстройствам психики. Это и есть социальные основания для необходимости исследования выбранной нами темы. С другой стороны, актуальность нашего исследования вытекает из недостаточности разработки проблемы в науке.
Социальная адаптация- это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; и результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде.
В качестве средства социализации используется игра. Высокая оценка роли игры в воспитании и обучении подрастающего поколения была дана К.Д.Ушинским. В отечественной дошкольной педагогике достаточно широко изучено использование игры во всестороннем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Игра рассматривается здесь как средство самовыражения ребенка, позволяющее успешно решать различные задачи, связанные с умственным развитием и регуляцией поведения, формированием отношений между детьми и становлением самостоятельной деятельности ребенка.
Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических условий социальной адаптации старших дошкольников средствами игры.
Задачи исследования:
• Выявить состояние разработки проблемы социальной адаптации дошкольников в теории и практике воспитания.
• Исследовать игру и определить особенности её использования как средства социальной адаптации дошкольников.
• Разработать теоретические основы процесса социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста средствами игры.
• Выявить педагогические условия эффективного использования игры как средства социальной адаптации.
Объект исследования: процесс социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности игры в процессе социальной адаптации старших дошкольников.
В работе опираемся на теоретические и методологические исследования, которые были проведены Л.А.Венгер, Г.В.Плехановым, К.Д.Ушинским, Д.Б. Элькониным.
Методы исследования: анализ методической и научной литературы по теме исследования, наблюдение, беседа, качественный и количественный анализ данных.
Курсовая работа состоит из двух глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения-вывода и списка используемой литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и природа социализации
Социализация — это процесс (и результат) усвоения и активного индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений.
Социализация — это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, т.е. личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Посредством социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях общественно значимой совместной деятельности.
Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.
Выделяют несколько источников социализации индивида.
Передача культуры — она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания.
Взаимное влияние людей - оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.
Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.
Процессы саморегуляции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.
Система саморегуляции
формируется и развивается и в процессе интериоризации
социальных установок и ценностей. Интериоризация
-это формирование у индивида структур
психики посредством усвоения способов
внешней социальной деятельности и поведения.
Интериоризация — это
1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;
2) ребенок
перенимает способ обращения
и начинает воздействовать
3) ребенок
начинает воздействовать
В общем, процесс социализации можно характеризовать как:
— постепенное расширение (по мере приобретения индивидом социального опыта) сферы его общения, деятельности и поведения;
— развитие саморегуляции и становление самосознания и активной жизненной позиции.
В качестве институтов социализации выступают семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие (например, досуговые) коллективы.
В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей.
Основополагающей концепцией в теории социализации считается концепция изначальной асоциальное человека (ребенка). В этом случае социализация выглядит как процесс превращения субъекта, изначально асоциального, в социальную личность.
Впрочем, в литературе особенно не дискутируется вопрос о том, социальным или асоциальным рождается человеческий детеныш. В принципе, считается, что асоциальным. Хотя есть и противоположные точки зрения. Иногда говорят, что социальность ребенка сводится к потребности в общении. То есть ребенок изначально асоциален, но если уж предполагать наличие какой-то минимальной врожденной социальности, то она и выражается в потребности в общении. Представляется, что этот тезис недостаточно корректен. Ничего не известно о наличии или отсутствии у ребенка потребности в общении, если нет самого общения, если опыт общения не приходит к нему извне. Ведь такие ситуации известны: когда дети выкормлены до некоторого возраста дикими животными. Да очеловечить их в известном смысле слова, несмотря на десятилетия неустанной работы психологов, все-таки не удалось (в литературе описан случай такого наблюдения и работы на протяжении более двадцати лет), но этот факт ничего не говорит о потребности в общении как таковой.
Есть основания полагать, что в социально-психологической литературе не решен вопрос о соотношении понятий «социализация», «обучение», «воспитание», «развитие личности» и др. Одна из точек зрения состоит в том, что понятие «социализация» не заменяет собой известные в педагогике и в педагогической психологии понятия «обучение», «воспитание», «развитие личности», иначе говоря, все эти понятия — не синонимы.
В содержание понятия «социализация» входит:
— усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
— формирование социальных установок и убеждений;
— вхождение индивида в социальную среду;
— приобщение индивида к системе социальных связей;
— самоактуализация Я личности;
— усвоение индивидом социальных влияний;
— социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.
Не вдаваясь в дискуссию о содержании понятий «обучение», «воспитание», «развитие личности», отметим, что все перечисленное выше входит и в их объем. Получается что эти три понятия и понятие «социализация» — все-таки синонимы.
Представляется, что соотношение между этими понятиями следует искать не в плоскости их содержания, а в их связи между собой. А связь эта такая же, как и между понятиями «цель» и «средство». Социализация — это цель. Она состоит в том, чтобы получить индивида, во-первых, адаптивного к социуму, а во-вторых, адекватного ему. Все остальное — средства: обучение, воспитание, формирование, развитие и т.д.
Обществу далеко не все равно, каким будет результат социализации. Если этот результат негативный — состоялась социализация индивида в таком случае или не состоялась? Да, состоялась, но общество степень этой состоятельности не устраивает. Оно принимает дополнительные меры и усилия, чтобы добиться от индивида его адаптивности и адекватности, причем эти дополнительные усилия как бы продолжают процесс социализации. Если же этого добиться не удается вовсе, тогда общество пожизненно локализует индивида в специально созданную для этих целей среду обитания, а некоторые общества легитимным образом физически уничтожают такого индивида.
Индивид не только усваивает, но и активно воспроизводит систему социальных связей, следовательно, он одновременно выступает в процессе социализации и его объектом, и его субъектом.
Процесс социализации может происходить в условиях стихийного воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе, а также целенаправленной деятельности как со стороны общества, так и со стороны индивида.
Информация о работе Игра как средство социализации старших дошкольников