Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:20, курсовая работа
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Введение С.3
Игра как ведущая деятельность С.4-7
Развитие психических функций С.8-11
Развитие личности С.12-17
Заключение С.18
Список литературы С.19
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизмы управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.
Перенос формирующегося
в игре механизма произвольности
в другие неигровые ситуации в
этот период еще затруднен. То, что
относительно легко удается ребенку
в игре, гораздо хуже получается
при соответствующих
В игре развивается мотивационно-
В развитой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Чтобы пояснить последнее, воспользуемся следующим примером:
3-летнюю девочку спрашивают:
«У тебя есть сестра?» – Она отвечает: «Есть».
«Как ее зовут?» – «Джессика».
«А у Джессики есть сестра?» – «Нет».2
Как видно из этого диалога, ребенок не может встать на другую позицию, в данном случае – принять точку зрения своей сестры. Но если эту же задачу разыграть с помощью кукол, он приходит к правильным выводам. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения. Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открывается путь к формированию новых интеллектуальных операций – но уже на следующем возрастном этапе.
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.
«Дым трубится».
«Я уже начаепился».
«Давайте лопатить снег!»
«Отскорлупай мне яйцо!»
«У лысого голова – босиком».
«Муж стрекозы – стрекозел».
«Смотри, как налужил дождь!»
«Пойдем в этот лес заблуждаться».
«Да что ты от меня все ухаживаешь?»
«Бабушка! Ты моя лучшая любовница!»
«Мама сердится, но быстро удобряется».
«От мятных лепешек во рту – сквознячок».
«Уж дучше я непокушанный пойду гулять».
«Положите мне на голову холодный мокресс!»
«Мама, мама, какой ползук!» (увидев в саду червяка).
«Папочка, покажи твои папонки!» (заметив, что запонки являются исключительно принадлежностью папы).
То, что ребенок усваивает
грамматические формы языка и
приобретает большой активный словарь,
позволяет ему в конце
Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В них он передает не только что-то новое, что он узнал, но и свои переживания, впечатления, замыслы, мысли по этому поводу. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласования игровых действий и т.п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задач.
Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать – думать вслух. Вот характерные для дошкольников вопросы-высказывания, с которыми они обращаются к родителям:
«Мама, кто меня выродил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, то я была бы с усами».
«А осьминог из икры вылупляется, или он молокососный?»
«А куда летит дым?»
«А что качает деревья?»
«Мама, когда я родился, откуда ты узнала, что я – Юрочка?»
«А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?»
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя определенные предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, - видит и понимает реальные отношения между ними.
Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают картину с особой композицией, облегчающей ее восприятие. В то же время образное начало, очень сильное в этом периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает. Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что психологи говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.
Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное мышление, что соответствует репрезентативному интеллекту, то есть мышлению в представлениях.
Дошкольнику образно мыслит. Он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. Своеобразие детской мысли прослеживается в эксперименте Л.Ф.Обуховой5, повторившей некоторые вопросы Жана Пиаже для наших детей:
Слава Г. (5 лет 5 мес.) «Откуда луна на небе появилась?» – «А может быть ее построили?» «Кто?» – «Кто-нибудь. Ее построили или она сама выросла». «А звезды откуда появились?» – «Взяли и выросли, и сами появились. А, может, луна появилась из света. Луна светит, но она холодная». «Почему луна не падает?» – «Потому что она на крылышках летает, а, может быть, там такие веревки и она висит…». Своеобразию и оригинальности детской логики почти каждый из нас мог не раз поразиться, смотря телевизионную передачу «Устами младенца», читая высказывания маленьких детей в различных журналах, потому что еще ни одному профессиональному юмористу не удалось сравняться силой воображения с детьми этого интереснейшего с психологической точки зрения возраста.
И все же, несмотря на такую своеобразную логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего. Ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого – понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Например, в одном из американских исследований детям 4 лет показывали игрушки – 3 автомобиля и 4 гаража, причем все три машины стояли в гаражах, а четвертый оставался пустым. Детей спрашивали: «Все ли машины стоят в гаражах?» Как правило, дети отвечали, что не все. По этому неверному ответу нельзя судить о непонимании ребенком понятия «все». Он не понимает другое – поставленную перед ним задачу. Маленький ребенок считает, что если есть 4 гаража, значит, должно быть и 4 машины. Из этого он делает вывод: четвертая машина есть, только куда-то пропала. Следовательно, для ребенка «взрослое» утверждение – «все машины стоят в гаражах» – не имеет смысла.
Лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. Как правило, после достаточного количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинают рассуждать последовательно и логически, у них появляется способность к простейшим формам индукции и дедукции.
В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывают взрослые. Так, например, 5-летний ребенок уже приобретает такое отвлеченное понятие, как «живое существо». Он легко и быстро отнесет к «живым» крокодила (для этого ему нужно всего 0,4 секунды), но слегка затрудняется, относя к этой категории дерево (1,3 секунды) или тюльпан (почти 2 секунды). Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция в обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С.Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника также имеет ряд специфических особенностей.