Игра в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Содержание работы

Введение С.3

Игра как ведущая деятельность С.4-7

Развитие психических функций С.8-11

Развитие личности С.12-17

Заключение С.18
Список литературы С.19

Файлы: 1 файл

Дошк. возр. игра.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Игра способствует становлению  не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизмы управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.

Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие неигровые ситуации в  этот период еще затруднен. То, что  относительно легко удается ребенку  в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях  взрослых. Например, играя, дошкольник может долго стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание (стоять прямо и не двигаться), данное экспериментатором. Хотя в игре содержатся все основные компоненты произвольного поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность. Тем не менее, к 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение образы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Уже в предыдущий переходный период – 3года – у ребенка появились мотивы, выходящие за рамки непосредственно данной ему ситуации, обусловленные развитием его отношений со взрослыми. Теперь, в игре со сверстниками, ему легче отрешиться от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими детьми, он обязан следовать правилам, вытекающим из его роли, и не имеет права ни изменить общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что-то постороннее. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.

В развитой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Чтобы пояснить последнее, воспользуемся следующим примером:

3-летнюю девочку спрашивают:

«У тебя есть сестра?»  – Она отвечает: «Есть».

«Как ее зовут?» –  «Джессика».

«А у Джессики есть сестра?» – «Нет».2

Как видно из этого  диалога, ребенок не может встать на другую позицию, в данном случае – принять точку зрения своей сестры. Но если эту же задачу разыграть с помощью кукол, он приходит к правильным выводам. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения. Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открывается путь к формированию новых интеллектуальных операций – но уже на следующем возрастном этапе.

 

Развитие психических функций

 

    • Речь.

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

    • Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
    • Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В.Штерну3. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года – 1000-1100 слов, а в 6 лет – 2500-3000 слов.
    • Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей, и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. Известный детский писатель К.И.Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал много примеров детского словотворчества. Вот некоторые из них:

«Дым трубится».

«Я уже начаепился».

«Давайте лопатить снег!»

«Отскорлупай  мне яйцо!»

«У лысого голова – босиком».

«Муж стрекозы – стрекозел».

«Смотри, как  налужил дождь!»

«Пойдем в этот лес заблуждаться».

«Да что ты от меня все ухаживаешь?»

«Бабушка! Ты моя  лучшая любовница!»

«Мама сердится, но быстро удобряется».

 «От мятных  лепешек во рту – сквознячок».

«Уж дучше я  непокушанный пойду гулять».

«Положите мне  на голову холодный мокресс!»

«Мама, мама, какой  ползук!» (увидев в саду червяка).

«Папочка, покажи твои папонки!» (заметив, что запонки являются исключительно принадлежностью папы).

То, что ребенок усваивает  грамматические формы языка и  приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного  возраста перейти к контекстной речи4. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, разумеется, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но, в основном, в разговорах на бытовые темы и в рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску. Чтобы получить представление об особенностях ситуативной речи, достаточно послушать, как дети пересказывают друг другу мультфильмы или боевики, пропуская слова, не заканчивая фразы, перескакивая через целые действия.

Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми  формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В них он передает не только что-то новое, что он узнал, но и свои переживания, впечатления, замыслы, мысли по этому поводу. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласования игровых действий и т.п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задач.

Использование новых  форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать – думать вслух. Вот характерные для дошкольников вопросы-высказывания, с которыми они обращаются к родителям:

 

«Мама, кто меня выродил? Ты? Я так  и знала. Если бы папа, то я была бы с усами».

«А осьминог из икры вылупляется, или он молокососный?»

 

«А куда летит  дым?»

 

«А что качает деревья?»

 

«Мама, когда  я родился, откуда ты узнала, что  я – Юрочка?»

 

«А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?»

 

 

 

 

    • Восприятие.

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный  характер: перцептивные и эмоциональные  процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя определенные предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, - видит и понимает реальные отношения между ними.

Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию  явлений. Например, ребенок адекватно  понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают картину с особой композицией, облегчающей ее восприятие. В то же время образное начало, очень сильное в этом периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает. Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что психологи говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

    • Мышление.

Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное мышление, что соответствует репрезентативному интеллекту, то есть мышлению в представлениях.

Дошкольнику образно  мыслит. Он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. Своеобразие детской мысли прослеживается в эксперименте Л.Ф.Обуховой5, повторившей некоторые вопросы Жана Пиаже для наших детей:

Слава Г. (5 лет 5 мес.) «Откуда луна на небе появилась?» – «А  может быть ее построили?» «Кто?» – «Кто-нибудь. Ее построили или она сама выросла». «А звезды откуда появились?» – «Взяли и выросли, и сами появились. А, может, луна появилась из света. Луна светит, но она холодная». «Почему луна не падает?» – «Потому что она на крылышках летает, а, может быть, там такие веревки и она висит…». Своеобразию и оригинальности детской логики почти каждый из нас мог не раз поразиться, смотря телевизионную передачу «Устами младенца», читая высказывания маленьких детей в различных журналах, потому что еще ни одному  профессиональному юмористу не удалось сравняться силой воображения с детьми этого интереснейшего с психологической точки зрения возраста.

И все же, несмотря на такую своеобразную логику, дошкольники  могут правильно рассуждать и  решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего. Ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого – понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Например, в одном из американских исследований детям 4 лет  показывали игрушки – 3 автомобиля и 4 гаража, причем все три машины стояли в гаражах, а четвертый оставался пустым. Детей спрашивали: «Все ли машины стоят в гаражах?» Как правило, дети отвечали, что не все. По этому неверному ответу нельзя судить о непонимании ребенком понятия «все». Он не понимает другое – поставленную перед ним задачу. Маленький ребенок считает, что если есть 4 гаража, значит, должно быть и 4 машины. Из этого он делает вывод: четвертая машина есть, только куда-то пропала. Следовательно, для ребенка «взрослое» утверждение – «все машины стоят в гаражах» – не имеет смысла.

Лучший способ добиться правильного решения – так  организовать действия ребенка, чтобы  он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. Как правило, после достаточного количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинают рассуждать последовательно и логически, у них появляется способность к простейшим формам индукции и дедукции.

В дошкольном возрасте в  связи с интенсивным развитием  речи усваиваются понятия. Хотя они  остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать  тому, что в это понятие вкладывают взрослые. Так, например, 5-летний ребенок уже приобретает такое отвлеченное понятие, как «живое существо». Он легко и быстро отнесет к  «живым» крокодила (для этого ему нужно всего 0,4 секунды), но слегка затрудняется, относя к этой категории дерево (1,3 секунды) или тюльпан (почти 2 секунды). Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме.

К концу дошкольного  возраста появляется тенденция в  обобщению, установлению связей. Возникновение  ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние  признаки.

    • Память.

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С.Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника также имеет ряд специфических особенностей.

Информация о работе Игра в дошкольном возрасте