Игра в системе обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Развитие творческой личности ребенка – современное требование общества к системе образования. В дошкольный период ведущим видом деятельности, той деятельности, в которой интенсивно развиваются все стороны личности ребенка, и, прежде всего, творческие способности, является игра. Поэтому использование игры в обучении детей дошкольного возраста является неоспоримой истиной.

Содержание работы

1. Значение игровых приемов в формировании интереса к изобразительной деятельности в развитии творчества у детей дошкольного возраста.
2. Специфика игровых приемов, классификация и характеристика игровых приемов.
3. Условия использования игровых приемов в обучении изобразительной деятельности.
4. Методика использования игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 33.15 Кб (Скачать файл)

Игра в системе обучения изобразительной деятельности детей  дошкольного возраста.

План:

  1. Значение игровых приемов в формировании интереса к изобразительной деятельности в развитии творчества у детей дошкольного возраста.
  2. Специфика игровых приемов, классификация и характеристика игровых приемов.
  3. Условия использования игровых приемов в обучении изобразительной деятельности.
  4. Методика использования игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение игровых приёмов  в формировании интереса  к изобразительной деятельности  и развития творчества  у детей дошкольного возраста.

Развитие творческой личности ребенка – современное требование общества к системе образования. В дошкольный период ведущим видом  деятельности, той деятельности, в  которой интенсивно развиваются  все стороны личности ребенка, и, прежде всего, творческие способности, является игра. Поэтому использование  игры в обучении детей дошкольного  возраста является неоспоримой истиной.

Игра в дошкольном детстве  – один из любимых видов деятельности детей. В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание  событий возможно потому, что в  игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация «как будто»). В игре ребенок творит. Возможность  развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной  деятельности.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация и конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно  слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок  часто разыгрывает тот или  иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются  между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер срывает листья с ветвей и т.д.

То, что дети легко обучаются  “играючи”, заметили и доказали многие педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре.

Именно поэтому игру можно  использовать “…как механизм перевода требований взрослого в потребности  самого ребенка” (И.Л. Божович). Зачем  же отказываться от такой “волшебной палочки”, как игровой прием в  процессе обучения детей рисованию?

Именно достоинства сюжетной игры в дошкольном возрасте и послужили основанием для того, чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детей изобразительной деятельности:

во-первых, благодаря игре превратить обучение в осознанное и  интересное для ребенка дело;

во-вторых, обеспечить детям  естественный переход от обучения к  игре и содействовать формированию игры.

Сущностью игры является игровой  процесс, в котором ребенок реализует  в воображении свои желания, потребности. Дошкольный возраст характеризуется  как благоприятный для развития продуктивных видов рисования, лепки, аппликации, конструирования. В отличие  от игры изобразительная деятельность должна иметь продуктивный результат. Как игра, так и изобразительная  деятельность направлены на решение  одной задачи - развитие личности дошкольника. Изобразительная деятельность будет  развивающей, если она имеет творческий характер.

Определить точки соприкосновения  игры и изобразительного творчества можно, рассматривая их в контексте  культуры. Рассматривая игру как феномен сознания, необходимо определить ее на границе с неигрой, каковой и является творческая изобразительная деятельность. Творческий характер изобразительной деятельности определяется сознательным отражением в рисунке, аппликации, конструировании тех впечатлений, которые дети получают от восприятия окружающего мира. Изобразительное творчество в контексте культуры у дошкольников определяется тем, что ему присущи основные характеристики художественно-творческого процесса в изобразительном искусстве. Специфика художественного творчества заключается в том, что эта деятельность может быть понята как выход в возможность деятельности, то есть в сознание. Нечто аналогичное свойственно и игровой деятельности. В игровом действии деятельность ребенка становится самоустремленной и сознательной, то есть подчинена воле и сознанию. В ролевой игре необходимым условием является отделение себя играющего от игрового действия. Игра создает возможность сознательно владеть действиями: оперировать образами памяти, передавать образ неизобразительными средствами, выбирать те или иные изобразительные средства для воплощения образа в материале. В неигровой изобразительно-творческой деятельности ребенок слит со своими действиями, все его поведение определяется этими действиями. В процессе изобразительно-творческой деятельности на этапах возникновения замысла и его вынашивания игровой характер деятельности обеспечивает эстетическое восприятие материала, осознание условного характера образа. На этапе воплощения замысла предполагает сознательный выбор изобразительных средств, исключает стереотип, что ведет к новообразованиям творческой личности.

Для детей старшего дошкольного  возраста характерно сочетание игровых  и изобразительных средств передачи образа. Желая стать активным участником изображаемых событий, ребенок испытывает потребность в игровом отношении к образу. Содержание игровых приемов в этом возрасте определяется как игровое общение. Процесс коллективной изобразительно-творческой деятельности успешно осуществляется в условиях игры. При этом игровой прием создает положительную мотивацию деятельности, в которой раскрываются взаимоотношения детей, осуществляется "обучение" игровых персонажей, разгадываются загадки.

 

 

2. Специфика использования   игровых приемов, классификация и характеристика игровых приемов.

Использование моментов игры в процессе изобразительной  деятельности относится к наглядно-действенным  приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его  воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут  способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать  работу мышления и воображения.

  Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель — сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.

  Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар.

  В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.

 Даже с детьми шести  лет возможно применение игровых  приемов, конечно, в меньшей  степени, чем в младшей группе. Например, во время прогулки дети  через самодельные фотоаппараты  рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в  детский сад, «проявляют и печатают  их», изображая воспринятое на  рисунке. 

 При использовании  игровых моментов воспитатель  не должен превращать весь  процесс обучения в игру, так  как она может отвлечь детей  от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении  знаний, умений и навыков. 

 Таким образом, выбор тех  или иных методов и приемов  зависит:

- от содержания и задач, стоящих  перед данным занятием, и от  задач изобразительной деятельности;

- от возраста детей и их  развития;

- от вида изобразительных  материалов, с которыми действуют  дети.

В разных видах изобразительной  деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными  средствами. Например, задача обучения композиции в сюжетных темах требует  в рисовании объяснения по картине, показа в рисунке того, как отдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие  ниже. В лепке эта задача решается расположением фигур согласно их действию: рядом или отдельно друг от друга, друг за другом и т. п. Здесь  не требуется какого-либо специального объяснения или показа работы.

  Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы.

 Отдельные методы и  приемы — наглядные и словесные  — совмещаются и сопутствуют  один другому в едином процессе  обучения на занятии. 

  Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной  деятельностью, выбираются педагогом с учетом особенностей игры детей, логики ее развития, с одной стороны, и особенностей изобразительной деятельности - с другой. Только в этом случае руководство будет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребенка, бережным в смысле сохранения детских чувств, настроения.

Все игровые приемы условно можно разделить на две  большие группы: сюжетно-игровые  ситуации по типу режиссерских игр  и сюжетно-игровые ситуации с  ролевым поведением детей и взрослых.

Сюжетно-игровые  ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними, как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по  поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможно активного действия с ним более ограниченны). Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры.

Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, бросового материала, очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.).  Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними. Используя этот прием, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей.

Другой прием - обыгрывание изображения. Как правило, этот прием применяется по окончании рисования, (лепки). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если изображена птица, то она может  «летать», «садиться» на деревья, «клевать»  зерна и т.д.  Нарисовал малыш  дорожку - по ней будут «ходить» звери, люди и т.п. Таким образом, содержание игровых действий определяется содержанием  действий, осуществляемых с этим предметом  в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят  от того, является изображение объемным или плоскостным. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет  педагогу живо, убедительно и интересно  провести их анализ и оценку. 

Педагог может использовать и такой прием, как обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения. Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны. Они могут быть выражены словом. Так, воспитатель, увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает ее: «Ты не замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и выполнения более выразительного рисунка. Процесс использования этого приема представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит частично совместное, частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой прием стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Таким образом, стимулируется изобразительное творчество.

Информация о работе Игра в системе обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста