Игра в системе обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Развитие творческой личности ребенка – современное требование общества к системе образования. В дошкольный период ведущим видом деятельности, той деятельности, в которой интенсивно развиваются все стороны личности ребенка, и, прежде всего, творческие способности, является игра. Поэтому использование игры в обучении детей дошкольного возраста является неоспоримой истиной.

Содержание работы

1. Значение игровых приемов в формировании интереса к изобразительной деятельности в развитии творчества у детей дошкольного возраста.
2. Специфика игровых приемов, классификация и характеристика игровых приемов.
3. Условия использования игровых приемов в обучении изобразительной деятельности.
4. Методика использования игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 33.15 Кб (Скачать файл)

 В руководстве изобразительной  деятельностью возможно применение  другой группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям - роль зайчиков, медведей и т.д. Например, дети-художники подготовительной группы могут рисовать афиши по сказке или разным сказкам. Самые красивые и выразительные афиши потом можно использовать для оформления игр-драматизаций, кукольного театра.  Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа), или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приемы.  Некоторым художникам-мастерам предлагают рассказать, какую посуду они придумали. Это делается с целью демонстрации обучения детей замысливанию образа.

Все вышеизложенные приемы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной  деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса. В реальном процессе обучения используются в различных сочетаниях все виды игровых приемов.

 

  1. Условия, необходимые  для применения  игровых приемов  на занятиях по  изодеятельности. 

Игровые приемы обучения, как  и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач  и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии  должна быть похожа на настоящую игру.

Умело используя игровой  прием, можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой  замысел. Важно, чтобы и дети были активны при выполнении игровых  действий. Это развивает у них  творческие способности. Необходимым  условием активности детей является определенный запас знаний, наличие  ярких впечатлений о данном явлении.

1. Содержание  игровых  задач и игровых действий  должно  соответствовать знаниям  детей  об окружающем и их интересам.  В противном случае интерес  детей на занятии будет носить  поверхностный сиюминутный характер, а у воспитателей вызывает  чувство неудовлетворенности и  впечатление бесполезности, ненужности  игровых приемов в обучении.  

 

2.  При разработке игровых  приемов важно думать не только  о содержании и логике игровых  действий, но и о соответствии  их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Игровой прием будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Поэтому воспитатели, придумывая их, должны ориентироваться на содержание соответствующих жизненных ситуаций и особенности поведения при этом человека, животных. Если это условие не учитывается педагогом, то ребенок фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию, вскоре теряет интерес к ней, и игровое воздействие на детей при этом малоэффективно.  

 

3.  Хорошее знание воспитателем  содержание отражаемых явлений,  возможной логики развития событий  важно для быстрого придумывания  разнообразных игровых задач,  соответствующих им игровых действий  и является основой для крайне  необходимой педагогу игровой  импровизации в условиях занятий.  Этого требуют порой непредвиденное  развитие рисунка, неожиданное  качество детской работы. 

 

4. При разработке игровых  приемов  педагогу нужно знать  ведущие мотивы игры, т.е. ту  сферу действительности, которая  интересует дошкольника: предметы  и действия с ними; люди, их  деятельность и отношения; события. 

 

5.  Необходимо, чтобы сам  воспитатель эмоционально и заинтересованно  (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные  чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение,  печаль (соответственно содержанию  изображаемой ситуации). При этом  следует помнить о чувстве  меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот.  

 

6.  Воспитателю необходимо  помнить, что игру на занятии  он использует не ради развлечения,  а с целью руководства художественной  деятельностью, чтобы процесс  обучения был радостным, способствовал  развитию чувств, воображения, творчества. Поэтому игровые приемы обучения  должны быть нацелены на решение  конкретных задач занятия и  соответствовать этим задачам. 

 

  1. Методика использования игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности.

Методика применения игровых  приемов в системе занятий  по изобразительной деятельности подчиняется  принципам системности, целостности; она зависит от следующих факторов: от типа и вида занятия; содержания изображения; вида изобразительной  деятельности; индивидуальных особенностей детей. Это проявляется в направленности игровых приемов детей дошкольного возраста на занятии по изобразительной деятельности: от мотивации через постановку цели и задач к стимулированию и исполнению действий (восприятия, замысливания, изображения, текущего контроля и оценки) до получения и анализа результата (графического, силуэтного или пластического образа) и вариативности их применения.

    Рассмотрим применение  игровых приемов на разных  этапах занятия, их цели, задачи  и содержание. В начале занятия  любого типа, прежде чем формировать замысел будущего рисунка, важно предложить детям дошкольного возраста действенный мотив изобразительной деятельности, чтобы повысить качество усвоения предлагаемых знаний и умений. Эффективны и наиболее соответствуют смыслу художественной деятельности общественные мотивы. Поэтому целесообразно предложить дошкольникам выполнить рисунок для зайчика, петушка, куклы и т.п. Воспитатель инсценирует ситуацию, старается вызвать у детей интерес и эмоции (сочувствие, сопереживание персонажу), чтобы они поняли и приняли игровую задачу, которая по сути совпадает с изобразительной. Игровые действия могут быть разнообразными по содержанию и способу исполнения: диалог с персонажем; жест, имитация движения с игрушкой. На этом этапе важно с помощью игрового приема вызвать у детей желание выполнить работу требуемого качества.

     Далее игровой прием применяется в первой части занятия для организации ориентировочно-исследовательских действий - восприятия изображаемого предмета. Здесь воспитатель использует прием обыгрывания игрушки, доступной для самостоятельного изображения детей. Дошкольники чаще всего повторяют известные им изображения. Полезно подключать детей к показу способов изображения. В этом случае используется прием обыгрывания незаконченного изображения. Объясняя способы, последовательность изображения, можно обыгрывать выполняемый рисунок с помощью игрушек. Центр игры - создаваемый образ, а игрушки средства обыгрывания. Дети при этом, как правило, очень внимательны, эмоциональны, их реплики свидетельствуют о живом, эстетическом восприятии выполняемого рисунка («прискакала белочка», «вырос цветок»). Такое образное восприятие является, по мнению педагогов, показателем творческого отношения к работе. Показ способов изображения, способов действия может быть и неигровым, но при любых его формах целесообразно использовать в первой части занятия другой вид игрового приема - обыгрывание готового изображения (результата показа). Целью обыгрывания в данной части занятия является закрепление предложенного игрового мотива деятельности; оживление образа; предварительная оценка одного из вариантов работы и на этой базе предупреждение возможных ошибок, уточнение задания. Так на занятии по рисованию на тему «Цыплята на лугу гуляют» курочка зовет только что нарисованного цыпленка клевать зернышки и говорит: « Куд-куда, куд-куда побежал? Что с тобой случилось, бедненький? Как же ты зернышки клевать будешь? Вон какой клюв у тебя вырос большой и тупой. А у моих цыплят клюв остренький».  Воспитатель спрашивает у детей: «Как надо держать кисть, чтобы у цыпленка нарисовать остренький клюв?» Если в первой части воспитатель использует обыгрывание готового или частично выполненного (во время показа) изображения, активность детей особенно высока.

Таким образом, в первой части  занятия по изобразительной деятельности сочетание игровых приемов может  быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек, сюжетно-изобразительная  игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования).

     Во второй  части занятия осуществляется  руководство процессом воплощения  замысла. Оно всегда связано  с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Все задачи занятия решаются в основном в индивидуальной работе с детьми. На данном этапе игровые действия с применением игрушек могут отвлечь ребенка. Сосредоточенные на изображении малыши воспринимают такое обыгрывание как помеху. Целесообразно использовать игровой прием обыгрывания рисунка в форме словесного игрового действия, а совет, указание, вопросы педагога как бы завершают это обыгрывание. Практическое обыгрывание педагог может применить, если он видит, что ребенок не знает, что делать дальше, устал, потерял интерес к изображению. Такое обыгрывание незаконченного изображения во второй части занятия (в основном, словесное) помогает в интересной форме, ненавязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого образа, обеспечить добровольное принятие малышом советов взрослого; поддерживать интерес к работе и активность детей; воспитывать у них уверенность в своих силах. Предложенный педагогом и принятый детьми игровой мотив деятельности создает как бы приятную перспективу практического использования их рисунков. Детские работы становятся средством достижения игровых целей, дети раскрепощаются, страх перед сложностью работы исчезает.

    В третьей части воспитатель ставит задачи: «оживить» образ, помочь детям увидеть достоинства и слабые стороны своей работы, укрепить желание заниматься изобразительной деятельностью. Одной из важных задач является обучение детей приемам анализа. Для ее достижения целесообразно использование приема обыгрывания готового изображения. Последующее игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией еще в начале занятия, и поэтому дети ждут  этой игры-анализа.   Игровое применение продукта деятельности должно быть таким, чтобы выявить его достоинства, недостатки и их причины. Этот игровой прием вводит детей в изображаемую ситуацию, создает ощущение участия в событиях. Игровые действия могут обозначаться словом или имитировать внешний рисунок реальных, продуктивных действий, нередко они выполняются с предметами, игрушками, рисунками. Анализ возникает по собственной инициативе детей задолго до начала общего просмотра, организованного педагогом. Сначала это проявляется в оценке рисунка соседа по столу, затем первых изображений, выставленных на стенде. Таким образом, на занятиях, в которых осуществляется упражнение детей в применении усвоенных знаний, способов действия и формирование изобразительных навыков, используются все виды игровых приемов в самом разнообразном сочетании между собой и с другими приемами обучения.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.

 

  1.  Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности М.: Просвещение, 1995.

 

  1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.

 

  1. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Изд. Академии пед. наук РСФСР. М., 1961.

 

  1. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре Москва.: Просвещение,1992.

 

  1. Григорьева. Г Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности Москва 2000.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Игра в системе обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста