Игровые технологии в обучении школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, по-зволяют:
• проводить уроки в нетрадиционной форме;
• раскрывать креативные способности учащихся;
• дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций уче-ников;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 6
1.1 Понятие «технологии обучения» в педагогической литературы 6
1.2 Технология обучения: сущность, структура, классификации 8
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ..12
2.1 Понятие игровых технологий…………………………………………….12
2.2 Классификация игровых технологий 13
2.3 Особенности реализации игровых технологий в процессе обучения школьников 22
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КР.Игровые технологии.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

                                                       

                                 

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ  6

1.1  Понятие «технологии обучения» в педагогической литературы 6

   1.2  Технология обучения: сущность, структура, классификации 8

 

ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ..12

  2.1 Понятие игровых технологий…………………………………………….12

2.2  Классификация игровых технологий 13

2.3  Особенности реализации игровых технологий в процессе  обучения школьников 22

Заключение

Список литературы

 

.

                                           ВВЕДЕНИЕ

В педагогической и психологической  литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью. 
         Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.

Поиск новых методов  и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку (табл. 1).

Требования педагогической науки к уроку, к эффективности  педагогического процесса постоянно  возрастают и изменяются. Наряду с  нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения. [4]

Каждый педагог периодически попадает в ситуацию, когда кто-либо из учащихся никак не может понять новую тему. И чтобы ни делал  учитель, все безрезультатно. Как  сделать так, чтобы все то, что  мы говорим детям на уроке стало простым и ясным? Здесь неоценимую помощь может оказать использование в обучении игровых технологий.

Через игру ребенок познает  окружающий мир, как в тематическом отношении, так и в социальном. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игра - своеобразный "доктор", который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность. Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения "дремлют": воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обучении.

 

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:

  • проводить уроки в нетрадиционной форме;
  • раскрывать креативные способности учащихся;
  • дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
  • развивать коммуникативные навыки учащихся;
  • обеспечивать свободный обмен мнениями;
  • учитывать возрастные психологические особенности школьников;
  • организовывать процесс обучения в форме состязания;
  • облегчать решение учебной задачи;
  • вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
  • ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;
  • практически закреплять полученные знания;
  • формировать мотивационную сферу учащихся;

расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности.

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее  время происходит переход на новые (нетрадиционные) технологии обучения в связи с изменениями условий  существования и развития общества.

 

     Цель работы:

  1. Раскрыть теоретические основы понятия «технология обучения»
  2. Выявить особенности

 

Задачи:

  1. Дать педагогическую характеристику понятия «технология обучения»;
  2. Рассмотреть теоретические основы реализации технологий обучения  школьников.
  3. Выявить особенности использования игровых технологий в школьном обучении.

 

 

       Объект исследования: технологии обучения.

       Предмет исследования: особенности использования игровых технологий в обучении школьников.

Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы, эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

    1. Понятие «технологии обучения» в педагогической литературы.

Любая деятельность может  быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией — заканчивается, чтобы затем все началось сначала.

В. Беспалько

Любая технология, будь она  производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется  совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.

Наряду с отдельными нетрадиционными уроками в школьной практике иногда используют новые технологии обучения, которыми пытаются заменить традиционное объяснительно-иллюстративное обучение.

Любые образовательные  концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической, если же она задается в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее именуют технологией.

Если проанализировать любую технологию обучения, то можно  заметить, что в них используются широко известные методы обучения. Но особенность технологии в том, что все это соединено вместе, завязано в жесткую, строгую систему.

В каждой технологии обучения должны быть отражены следующие важнейшие особенности:

  • наличие диагностических целей, обеспечивающих предсказуемость итогов работы;
  • наличие строгой последовательности педагогических действий, ведущих от целей к результатам (алгоритм);
  • наличие системы контрольных заданий, адекватных целям;
  • гарантия достижения результатов заданного уровня обучения, воспроизводимость этих результатов.

Только наличие всех указанных признаков позволяет  утверждать, что мы имеем дело с  настоящей технологией обучения. Если какие-то признаки отсутствуют, то перед нами не технология обучения, а методика более или менее  близкая к технологии. [10]

Актуальность освоения педагогами современных образовательных технологий (СОТ), которые непосредственно относятся к учебно-воспитательному процессу в школе (к уроку), обусловлена рядом проблем и противоречий практики:

  • недостаточной «знаниевой» подготовкой многих выпускников школ. Об этом свидетельствуют контрольные работы, вступительные экзамены и др.;
  • неудовлетворительной социализацией выпускников школ. Социокультурная и экономическая ситуация в стране такова, что она требует для успешной жизнедеятельности человека многих новых компетенций и способностей (делать ответственный выбор, принимать решения, решать проблемы, ставить цели своей деятельности и планировать ее, работать в коллективе, вести диалог и др.);
  • недейственной мотивацинной основой учебно-познавательной деятельности школьников. Ведущим мотивом учения для большинства из них является страх. Ставка на внешнюю мотивацию, на силовое решение педагогических проблем оказывается неэффективной;
  • психологическим дискомфортом, прессингом, который испытывают многие учащиеся на учебных занятиях, и др.

 

1.2 Технология обучения: сущность, структура, классификации.

Большинство существующих технологий обучения сориентированы на репродуктивное усвоение материала. Алгоритмизация педагогических процедур плохо совместима как с творчеством учителей, так и с творчеством учеников. В строгом смысле слова так называемые игровые технологии, проблемное обучение, развивающее обучение, технологии педагогических мастерских, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве и т.д. технологиями обучения не являются. Хотя все перечисленное часто и относят к педагогическим технологиям.

Учитель  поставлен  перед сложным выбором: или пытаться осваивать все возможные технологии и быть дилетантом в каждой из них, или сосредоточить свое внимание на какой-либо одной технологии и постепенно достигать в ней совершенства. Полезнее и надежнее для будущих результатов обучения задавать стандартную технологию обучения, не отнимая у учителя права модернизировать ее или переходить на другую технологию.

Глубокий смысл педагогических технологий заключается в сведении к минимуму педагогических экспромтов в практическом преподавании и переведении его на путь предварительного проектирования и последующего воспроизведения проекта в классе. Нужна некоторая унификация и стандартизация деятельности учителей, которая дала бы возможность получать высокие и стабильные результаты в массовой практике.

Важным является вопрос о критериях выбора технологий для  конкретного класса, предмета, учителя, так как эта проблема недостаточно разработана как в теории, так и на практике. Часто выбор технологии для освоения или внедрения в учебное заведение происходит спонтанно, без учета ее возможностей и условий ее применения.

Существует несколько  классификаций технологий. Для осмысления сущности технологий и их различий удобной оказалась их дифференциация на предметно-ориентированные (знаниевые, обучения) и личностно ориентированные (способностные, учения). [16]

Технологии обучения можно классифицировать:

  • по уровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные), локальные (модульные);
  • по организационным формам: коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и пр.;
  • по доминирующему методу обучения: программированное обучение, модульное обучение, обучение на основе опорных схем-конспектов, игровое обучение и пр.;
  • по характеру общения между учителем и учеником: технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т.п.

 

Переход учителей на более  совершенные технологии обучения — процесс нелегкий и небыстрый. Это объясняется сугубо творческим характером педагогической деятельности, которую невозможно описать как простой производственный процесс конвейера.

 

При освоении новаций  следует иметь в виду, что нельзя учить детей по методикам и технологиям, взаимоисключающим друг друга, нельзя детей погружать в смысловое поле, наполненное противоречивыми установками и требованиями. Бессистемные фрагменты нового накладываются на традиционные способы обучения, ввиду чего существующая система разрушается, но ничего взамен не создается.

Пока не существует таких  технологий, которые имели бы неоспоримые преимущества перед остальными и гарантировали бы высокое качество обучения всех без исключения школьников. Если бы такие технологии существовали, то они, несомненно, заняли бы приоритетное положение в практической работе учителей. Однако этого пока не происходит. [4]

 

ГЛАВА 2 ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Понятие  игровых технологий

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий  создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Информация о работе Игровые технологии в обучении школьников