Игры и упражнения для развития мышления ребенка раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:59, контрольная работа

Описание работы

В ряде современных психологических исследований убедительно показано, что умственное развитие ребенка - результат формирования умственных действий, имеющих в своей основе внешние практические действия. Этапы развития детского мышления определяются последовательным возникновением и развитием все более сложных форм практической деятельности. В младенческом возрасте проявляется манипулятивная деятельность, которая сменяется предметной. Затем возникает орудийная деятельность, формирующая вместе с предметной предпосылки более сложной формы деятельности - продуктивной.
Каждый вид практической деятельности предъявляет определенные требования к мышлению детей и создает условия для его развития в том или ином направлении.

Файлы: 1 файл

Развитие мышления ребенка раннего возраста.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

 

Для игры хорошо иметь  карточки с изображением людей разных профессий и инструментов. 

1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье? 

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер? 

3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата. 

4 вариант: "Кому что нужно?" Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

 

Сложи картинку.

 

Для игры понадобятся  картинки со схематическими изображениями  предметов: вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыпленок, домик. Кроме рисунков, необходимо приготовить вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники, трапеции.

Покажите ребенку одну картинку, рассмотрите из скольких частей состоит предмет, какие они  по форме. Затем предложите найти  такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка попробовать сложить

 

Шарик, колечко, кубик….

 

Цель: Научить ребенка действовать с предметами в зависимости от их физических свойств, объяснить ребенку. К примеру -  надеть на стержень пирамидки - можно только кольцо, а шарик одеть не получится, так как в нем нет отверстия. Сделать башенку из шариков тоже не получится, лучший для этой цели материал – кубики…

Материал: Кольца от пирамидки, круги из картона.

Ход занятия: 

Покажите малышу разноцветные кольца. Прокатывайте по полу вначале одно кольцо, затем второе, третье. Поясните: "Это-колечко. А это - кружок!" (показываете его). Затем покажите, как кольцо нанизывается на столбик пирамидки. "Смотри, колечко можно надеть на столбик, а кружок - нельзя, потому что в круге нет дырочки!" (Показ).

Возьмите вперемешку кольца и круги, раскатите-раскладите по полу. Полуторагодовалому малышу уже  можно предложить –  сортировать, собирать круги и кольца отдельно. Круги можно складывать в корзиночку, а кольца нанизывать на игрушку-стойку. Поощрите малыша – при правильно выполненном действии, отметьте его результаты.

 

«Подружка-матрешка»

 

Цель: Учить малыша играть со сборно-разборными игрушками (матрешка).

Материал: Матрешка, внутри нее находится цветной платочек.

Ход занятия: 

Поставьте  на стол домик, за которым спрячьте матрешку, и скажите, что в домике живет матрешка. «Давай позовем ее! Матрешка, выходи к нам!".

"Матрешка приготовила  тебе подарок: откроем ее и  посмотрим, что она нам принесла!". Покажите, как открывается матрешка (в вертикальном положении). Помогите ребенку открыть матрешку, если у него долго не получается. Направляйте его руку, передайте легкое усилие, накладывая свою руку на его ручку и на матрешку. Либо можно -предварительно внутрь вложить петельку из ленты и с ее помощью подтянуть верхнюю часть игрушки.

Рассмотрите вместе с  малышом платочек, извлеченный из матрешки.  Опишите словами его свойства, рисунок.

Затем предложите малышу закрыть матрешку, вначале совместить ее части, потом крепче соединить  нажатием.

Примечание: в последующем можно усложнить игру: используя в ней не одну матрешку – а несколько.

 

«В лес, по грибы…»

 

Цель: Научить малыша действовать с предметами, учитывая их положение в пространстве, форму, величину. Учить выполнять задания по сортировке – отбирая предметы с одинаковыми свойствами, ориентируясь на одно из них (цвет или величину).

Материал: Грибки одного цвета и двух размеров - 3 -5 шт. Примечание: их можно нарисовать на картоне и вырезать, либо смастерить так: ножки грибов -  катушки от ниток, а шляпки - кусочки поролона, обтянутого тканью.

Ход занятия:

Расположите грибы по всей комнате так, чтобы кроха  мог не сразу найти их, а, например, нагнувшись и     заглянув под стульчик. Дайте малышу корзинку (коробочку) и покажите, как нужно собирать грибы.

Когда все грибочки будут в корзинке, рассмотрите их вместе с ребенком. Затем предложите малышу разделить грибы по величине – в одну сторону большие (к примеру - для большой игрушки), в другую - маленькие (для маленькой).

Примечание: Такие занятия проводятся с грибами разного цвета и одной величины, или также, разной формы, но одной величины.

 

Игра  «Две матрешки»

 

Для игры необходимы: Две небольшие разборные матрешки.

Играем:

•    Дайте ребенку две матрешки - большую и маленькую; обратите его внимание на их размер, попросите показать, где большая и где маленькая матрешка. Пусть ребенок их рассмотрит, поиграет. 

•    Научите кроху раскрывать матрешки. Помогите при необходимости ребенку снять  верхние части с обеих матрешек, а потом и собрать их, обращая внимание на величину частей. 

•    Покажите, как маленькая матрешка «прячется» в большую.

 

Игра  в машинки

 

Для игры необходимы: Три-четыре машинки разной величины; два гаража, имеющие разные по величине отверстия – соответствующие размерам машинок. Такие гаражи можно довольно быстро сделать из картонных коробок.

Играем: 

•    Расположите гаражи на удлиненной поверхности - «дороге» (доске, столе,  скамейке). Игра заключается в том, что машинки необходимо провезти по дороге в соответствующие их величине отверстия. 

Обратите внимание на то, чтобы ребенок возил машинки и правой и левой  рукой. 

Варианты игры:  Можно взять машинки одной величины и разного цвета. Либо гаражи, либо дороги должны соответствовать цвету машинок. Задача будет заключаться в подборе машинки к дорого (гаражу) по цвету.

 

Строительная  игра « лесенка»

 

Для игры необходимы: 12 кубиков "кирпичиков", устойчивая игрушка или матрешка.

Играем: 

•    Задача игры: построить из кирпичиков лесенку. Играя за матрешку - попросите малыша научить ее подниматься по лесенке. Для этого вместе строят лесенку из "кирпичиков", положенных один на другой (последовательность: три кубика друг на друге, два, один). 

•    По лесенке пусть кроха "поведет" матрешку, поднимая ее со ступеньки на ступеньку. Потом спускает. Построенную лесенку можно обыграть в разных вариантах: по ней поднимаются и спускаются и другие игрушки.

Игра "Что в кастрюльке?"

 

Цели: 

Познакомить ребенка  с различными предметами, цветами, помочь ему запоминать их названия. 

Вам потребуется: 

Набор "овощи-фрукты" (морковка, огурчик, репка, помидорчик), кастрюлька с крышкой. В кастрюльку заранее вкладывается набор "овощи", накрывается крышкой (можно заменить набор на настоящие овощи – фрукты, предварительно их, помыв и просушив).

Игра: 

Дайте ребенку заветную кастрюльку: "Что там?" 

Малыш открывает крышку и берет  овощи и фрукты. Предложите их рассмотреть. Вложите их поочередно в руки ребенка, предложите провести кончиками пальчиков  по поверхности каждого предмета. Комментируйте: "Это – огурчик, огурчик зеленый, а это - морковка". Затем предметы вновь вкладываются в кастрюльку. Занятие повторяется.

 


Информация о работе Игры и упражнения для развития мышления ребенка раннего возраста