Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 18:06, курсовая работа
Цель: разработать игры по развитию интереса детей к школе.
Объект: развитие интереса детей к школе.
Предмет: развитие интереса к школе средствами игровой деятельности.
Задачи:
1- провести психолого – педагогический анализ научно – методической литературы;
2 – определить виды игровой деятельности, направленные на развитие интереса;
Введение
Игра является важнейшей ступенью датского pазвития. Это самое чистое и самое духовное проявление человека, а так же игра является прообразом и копией человеческой жизни, естественной и сокровенной жизни, именно поэтому игра порождает радость, свободу, довольство и покой.
Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем развития интереса к школе. Именно готовность обучения детей в школе является особо важным итогом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье.
Исходя из современного воспитания готовности к школьному обучению, учитывая возросшие возможности детей седьмого года жизни «Программа воспитания в детском саду» предусматривает дальнейшее усложнение содержания воспитательной и учебной работы в данной группе и повышение требований к поведению игровой деятельности детей.
Внимание воспитателя направляется на то, чтобы все дети в полном объеме освоили программу игровой деятельности.
Выпускаясь из детского сада, перед ребенком открывается другой мир. Ребенок поступает в школу и характер его деятельности резко меняется. Игровая деятельность отодвигается учебной деятельностью на второй план. Ребенок вначале так рвется в школу, но вскоре желание учиться у него пропадает. Одной из причин является несформированность интеллектуальных навыков, отсутствие психологической готовности ребенка к процессу обучения в школе.
Именно игра помогает первоклассникам адаптироваться в школе, в игре ребенок знакомиться с функциями взрослых. И игровой деятельности формируется умение управлять поведением через освоение в процессе правил, выработанных взрослыми.
Исходя из этого можно сказать, что игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного руководства.
Для того, чтобы ребенок тянулся к знаниям, учебный процесс должен представлять интерес, чего можно добиться в игровой деятельности. Этим и определяется актуальность выбранной темы.
Цель: разработать игры по развитию интереса детей к школе.
Объект: развитие интереса детей к школе.
Предмет: развитие интереса к школе средствами игровой деятельности.
Задачи:
1- провести психолого –
2 – определить виды игровой деятельности, направленные на развитие интереса;
3 – исследовать интерес детей к школе средствами игровой деятельности.
Метод исследования: теоретический, психолого – педагогический анализ научно – методической литературы по теме,…….
Структура исследования: данная работа состоит из…..
Глава 1. Теоретические основы развития интереса детей к школе средствами игровой деятельности
1.1. Понятие об «интересе» и его виды, «интерес к школе»
Понятие «интерес» (от лат. interest — означает значение) появилось это слово в социологии в XIX в. и с тех пор стало одним из ее ключевых понятий.
По мнению И.Канта (1724-1804) и Г. Гегеля (1770—1831), интерес является реальной причиной деятельности социальных субъектов, которая лежит в основе непосредственных побуждений, идей, а так же действий, определяющаяся положением и ролью этих субъектов (индивидов, социальных групп) в системе общественных отношений.
Существует еще одна трактовка интереса, которая связана с характеристикой осознанного и объективно обусловленного пути удовлетворения значимых потребностей, и в этом случае интерес выступает и как путь, и как совокупность средств, вещей и услуг позволяющих удовлетворять потребности. Однако их связь нельзя назвать прямолинейной, нужно отметить о том, что важен аспект осознания потребностей.
Особо тщательное внимание этому понятию уделено в трудах советских (российских) социологов. А.Г. Здравомыслов, признавая, что интерес является непосредственным побудительным мотивом деятельности человека, обращает внимание на другую его сторону — интерес есть также нечто объективное, не зависящее от воли и сознания человека.
Исходя из этого можно сказать, что интерес - это не просто социальное положение, а положение, которое рефлексируется в сознании. Интерес является как объективным отношением, так и субъективным побудителем — единством объективного и субъективного, которое отражает положение индивидов и групп в социально-экономической и политической структуре общества.
Интерес может трактоваться так же, как окрашенное положительными эмоциями сосредоточение внимания на определенном предмете, объекте, являясь воплощением познавательной потребности и направленности личности.
Интерес может рассматриваться как непосредственный интерес (обусловленный привлекательностью самого объекта), так и опосредованный (как средство достижения поставленной цели (В.Г. Зазыкин).
Обобщая имеющийся материал, можно сказать, что в самом общем виде интерес отражает избирательное отношение к школе.
Исходя из этого, различают следующие трактовки сущности и содержания интересов: 1) интерес как реальная причина, лежащая в основе мотивов и целей. В таком случае интерес представляет собой «фокус устремлений» его носителей; 2) интерес как отношение, обычно выражающееся в устном заявлении об осознанном отношении к тому или иному объекту; 3) интерес как потребность, выражающееся в стремлении удовлетворить ту или иную нужду посредством участия в личной или групповой деятельности; 4) интерес как установка, сложившаяся в процессе длительного взаимодействия с другими людьми и окружающей средой и сохраняющей свою направленность в различных социальных ситуациях; 5) интерес как ориентация на достижение главного (часто это значимая и актуализированная потребность), что обычно выражается в направленности на получение определенных результатов в результате взаимодействия и сопоставления с ориентациями других людей и групп, так как от этого зависит распределение ценностей и благ.
Анализируя интереса к школе, мы можем выделить познавательный и эмоциональный компоненты. Если невозможно реализовать интерес к школе, то вступает в действие механизм адаптации, а именно приспособление ребенка к окружающей среде, или аномия, т.е. когда ребенок понимает невозможность удовлетворения своих интересов и тогда наступает период полного отвержения интереса к школе или равнодушие.
В качестве субъекта интереса основными его носителями могут выступать индивиды, а так же различные социальные и этнические группы, слои, когорты, классы, общества, государства и даже мир в целом.
По степени общности, можно выделить индивидуальные, групповые, национальные, общественные интересы. Особенность этой точки зрения в понимании интереса как структурного элемента личности — он всегда побуждает к познавательной деятельности.
В данном смысле интерес тесно связан с освоением человеком окружающего мира в форме знаний. Именно поэтому интерес может быть охарактеризован как познавательное влечение.
Если говорить о групповых интересах, то с них преобладает волевой компонент, т.е. стремление добиться реализации поставленных целей. Общественные интересы могут существовать как в латентном (неосознанном) виде, так и в форме открытой, осознаваемой идеи. В первом случае для осознания общественных (например, классовых) интересов большую роль играют политические силы (партии) или ученые, которые их выявляют.
По предметной направленности — бывают экономические, политические, духовные, экологические, образовательные и другие интересы.
По широте охвата — бывают утилитарные либо общественно значимые интересы. Они могут быть сосредоточены в рамках интересов одной личности, одной организации или касаться интересов всего человечества.
По глубине — бывает что могут быть воплощены в прагматическом сиюминутном предпочтении или они могут касаться перспективных проблем развития. Это наглядно видно при анализе интересов предприятия и особенно национальных интересов.
По отношению к объективным тенденциям общественного развития — интересы могут отражать прогрессивные, регрессивные, консервативные и другие идеи.
По характеру — бывают альтруистические, индивидуалистические, эгоистические, классовые и корпоративно-групповые интересы.
По возможности осуществления — интересы характеризуются как реальные или мнимые (прожектерские).
По длительности — бывают краткосрочные, среднесрочные и долговременные интересы.
Интересы могут различаться по укорененности, по устойчивости, по силе влияния на личную и общественную жизнь, а также по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы).
Таким образом, интерес - это свойство любого социального субъекта, выступающее в качестве побудительного механизма познания и деятельности, подталкивающего данного индивида к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в любой сфере действительности, к преобразованию последней в соответствии со своими устремлениями, представлениями, целями.
В интересе очень важен элемент сопоставления, который рождает состязательность, соревнование, конкуренцию при осознанном стремлении к его экспансии, что нередко рождает конфликт.
При анализе социологической трактовки интереса особое внимание обращается на следующее:
1) сосредоточение внимания и
действий на достижении
2) факторы, активизирующие интересы человека, группы, общности;
3) осознанные потребности;
4) возможность полного развития своих возможностей и самого себя (по Э. Фромму).
Интерес – это избирательное отношение личности к объекту и в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Интересы в основном возникают на основе потребностей. Потребность выражает необходимость, интерес выражает приязнь, предрасположенность к какой-то деятельности.
Интересы индивида зависят от особенностей объекта и психических качеств самого индивида т.е. его культуры, воспитанности, способностей и характера.
В конечном итоге интересы формируются другими людьми, коллективом, обществом, общественной психологией. Следовательно, интересы людей имеют общественно-историческое происхождение (от уровня развития производства, духовной культуры общества, развития социальных отношений).
Виды интересов:
1. Материальный – он проявляется в стремлении к удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т.п.
2. Духовный – характеризует высокий уровень развития личности, т.е. познавательные интересы к математике, физике, химии, биологии, литературе, музыке, живописи, театру.
3. Специальный общественный – интерес к общественной работе, к организационной деятельности.
4. Непосредственный – интерес
к самому процессу
5. Опосредованный интерес –
интерес к результатам
По уровню деятельности существуют:
а) пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта: любит слушать оперу, наслаждаться картинами, но не проявляет активности, чтобы глубже познать объект, заняться творчеством в интересующей области.
б) активный интерес – действительный интерес, человек действует, овладевая объектом интереса. Активный интерес – один из побудителей развития личности, формирования знаний и навыков, способностей и характера.
Таким образом, интерес лежит в основе любых форм сотрудничества или борьбы между социальными субъектами, порождая различные формы взаимодействия — от содружества, согласования до подчинения прямого или косвенного, вплоть до их экспансии, что нередко лежит в основе конфликта.
Далее рассмотрим развитие интереса к школе у детей подготовительной группы.
В старшем дошкольном возрасте важное значение приобретает интерес к школе, к учению. Главной задачей детского сада, это - поддержание интереса к учебной деятельности. Это задача осуществляется в процессе всей воспитательно – образовательной работы.
Разнообразная игровая деятельность детей, будет способствовать формированию знаний, умений, определенных навыков, являющихся основой выработки интереса к обучению в школе.
В старшем дошкольном возрасте очень важно поддерживать интерес к учебной деятельности средствами игровой деятельности, этому способствует как специально – организованная деятельность, так свободное от занятий время. Исследования психологов показали, что готовность учиться преднамеренно и сознательно складывается у дошкольников постепенно. Вместе с этим развивается самостоятельность, ответственность за порученное дело, умение одновременно со всеми начать и закончить работу.
Опыт работы воспитателей детского сада показывает, что развитие познавательных интересов зависит от того, насколько разнообразен процесс воспитания интереса к школе и к игровой деятельности.
Развитию познавательного интереса у детей к школе способствуют моделирование и конструирование.
Для развития интереса у детей старшего дошкольного возраста педагоги применяют разнообразные приемы:
- наблюдения;
- обобщения;
- ребенка просят помочь товарищу, у которого не получается;
- художественная литература (чтение, заучивание, пересказ рассказов) и многое другое.
Поощряя выдумку и
инициативу детей, воспитатель
формирует интерес к познанию,
активизирует мысленную
Целенаправленная работа создает у детей положительное отношение к приобретению знаний, побуждает их глубже вникнуть в содержание занятия.