Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:46, контрольная работа
Индивидуализм – особая форма мировоззрения, подчеркивающая приоритет личностных целей и интересов, свободу индивида от общества.
Базовыми признаками индивидуализма называют следующие два:
главенство личных целей. У индивидуалистов часто наблюдается несоответствие личных и групповых целей, при этом на первое место у него выходят личные цели, а групповые остаются на заднем плане;
1. Введение...............................................................................................................3
2. Эволюция теорий индивидуализма...................................................................3
3. Эмпирические исследования индивидуализма в современном мире.............6
4. Индивидуализм как характеристика западного общества..............................8
5. Индивидуализм в российской культуре..........................................................12
6 .Заключение.........................................................................................................14
7.Список использованной литературы................................................................15
Впрочем, вопрос о том, что является причиной развития индивидуализма, а что его следствием, является очень неоднозначным. В частности, либеральные экономисты полагают, что не богатство ведет к росту индивидуализма, а наоборот, рост ценностей индивидуализма способствует экономическому росту. Именно так, например, Макс Вебер интерпретировал роль протестантизма, наиболее индивидуалистической разновидности религиозного сознания, в генезисе капитализма.
Внутри любого общества к индивидуализму проявляют большую склонность представители высших слоев общества, а также высококвалифицированные профессионалы. Индивидуалисты чаще встречаются среди мигрантов и тех, кто стремится к социальной мобильности.
Несомненно, индивидуализм выглядит очень привлекательно с точки зрения развития уникальных характеристик каждой личности. Кроме этого индивидуализм способствует развитию ответственности и самостоятельности. Но из этого вовсе не следует, что у развития индивидуализма нет никаких негативных сторон. Ничем не ограниченная, эгоистическая свобода выбора приводит к росту таких форм поведения, которые не просто отклоняются от нормы, но являются откровенно вредящими благополучию других людей (алкоголизм, наркомания, преступность). Получая независимость, человек рискует остаться один на один с возникающими проблемами. Свобода индивидуального выбора не каждому оказывается по плечу, что ведет к росту в развитых странах Запада стрессов, психических расстройств, самоубийств.
Индивидуализм в российской культуре
В России обсуждение антитезы
«индивидуализм – коллективизм»
началось в конце 19 – начале 20 вв.,
причем не столько в науке, сколько
в околонаучной публицистике. Характерными
чертами литературно-
Основной заслугой философов
«серебряного века» стало выделение
в русском национальном характере
диаметрально противоположных ориентаций.
Константация «индивидуализма, обостренного
сознания личности и безличного коллективизма»
– визитная карточка таких классиков
отечественной философии как Н.
В советскую эпоху ценности
коллективизма были объявлены государственной
идеологией, а ценности индивидуализма
– проявлением отсталости и антиобщественного
эгоизма. Конечно, это не привело
к полному уничтожению
Эмпирические исследования места индивидуализма в российской ментальности начались лишь в 1990-е. Оригинальных методологических разработок, способных конкурировать на международном уровне, у российских ученых пока нет. Но зато у них появилась вполне реальная возможность сравнивать ранее полученные данные по разным странам мира с данными по России.
Изучение развития индивидуализма в российской культуре ведется отечественными исследователями в проектах двух типов:
1) Коллективные проекты, реализуемые совместно с зарубежными коллегами:
Россия из пассивного объекта
исследования начала превращаться в
полноправного участника
2) Самостоятельные проекты, ограничивающиеся рамками России:
Среди работ этого типа превалируют исследования, которые опираются на методологию, предложенную Г.Хофстедом. Ведущими специалистами в данной области являются А. Наумов, коллектив из ИС РАН под руководством В.Ядова, а также Ю.В. и Н.В.Латовы.
Заключение
Хотя исследования места индивидуализма в российской культуре только начали развертываться, а уже полученные данные довольно неоднозначны, все же можно констатировать, что индивидуалистические ценности так и не смогли стать господствующими. Возможно, это связано с тем, что они еще не успели завоевать лидерство; но существует и мнение, что в рамках российской культуры индивидуализм не может стать доминирующим мировоззрением, поскольку противоречит ее основополагающим принципам.
Список исполльзованной литературы
1.Наумов А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом). – Менеджмент. 1996, № 3.
2.Латов Ю.В., Латова Н.В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне. – Общественные науки и современность. 2001, № 4 .
3.Данилова Е., Тарарухина
М. Российская