Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:37, доклад
Результаты образования по новым стандартам формулируются с согласованием потребностей между основными субъектами образования : семьей, обществом и государством. Инновационность стандарта 2 поколения выражается в системно - деятельностном подходе к обучению. Положительная сторона новых стандартов – планируемые результаты обучения. Это то, на что должен ориентироваться учитель при проектировании в своей деятельности.
Доклад на тему «Разработка программы
индивидуального развития
профессиональной
педагога в ОУ в условиях введения ФГОС
»
Результаты образования по новым
стандартам формулируются с согласованием
потребностей между основными субъектами
образования : семьей, обществом и государством.
Инновационность стандарта 2 поколения
выражается в системно - деятельностном
подходе к обучению. Положительная сторона
новых стандартов – планируемые результаты
обучения. Это то, на что должен ориентироваться
учитель при проектировании в своей деятельности.
Семья, общество и государство ставят
требования к результатам образования,
к выпускнику начальной школы и дает «модель
выпускника начальной школы». Для осуществления
«модели выпускника начальной школы»
мы работаем по программе «Перспективная
начальная школа».
Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса. Содержание этих компетентностей отражено в таблице.
Система профессиональных компетентностей учителя
(Галеева Н.Л. Завуч и учитель
как субъекты управления
Компетентность |
Содержание компетентности |
Предметно-методологическая компетентность. |
Знания в области |
Психолого-педагогическая компетентность. |
Теоретические знания в области
индивидуальных особенностей психологии
и психофизиологии Умение педагогическими |
Компетентность в области |
Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет). Владение навыками использования
здоровьесберегающих Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса. |
Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета. Умение проектировать и реализо Владение методиками и технологиями медиа-образования. |
Коммуникативная компетентность. |
Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик» |
Компетентность в области |
Владение управленческими |
Исследовательская компетентность. |
Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций. |
Компетентность в сфере |
Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах). |
Акмеологическая компетентность. |
Способность к постоянному |
В условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей.
Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС
Структура ФГОС |
Необходимые изменения |
Способы реализации изменений в практике |
Новые задачи учителя |
Компетенции педагога |
Требования к результатам |
Введение трех видов результатов: 1. Предметные результаты. 2. Метапредметные результаты 3. Личностные результаты. 4. Модель выпускника начальной
школы как общие требования
к конечным результатам |
Изменение содержания и методов контроля планируемых результатов. Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки. |
1. Отбор методов оценивания для
создания внутришкольной 2. Разработка (отбор) контрольных
материалов для оценки предметн 3. Составление (выбор) 4. Внедрение новой формы 5. Обработка результатов |
Предметно-методологическая компетентность. Знания в области Психолого-педагогическая компетентность. Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. Умение педагогическими Компетентность в области управления системой «учитель-ученик». Владение управленческими |
Требования к содержанию образования. |
1. Направленность содержания - становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; - формирование основ умения
учиться и способности к - духовно-нравственное развитие
и воспитание обучающихся, - укрепление физического и 2. Перевод содержания |
1. Разработка и реализация 2. Разработка и реализация программы укрепления физического и духовного здоровья обучающихся. 3. Разработка и реализация 4. Введение новых |
1. Разработка для своего класса
программы развития и - на становление их гражданской идентичности; - укрепление физического и 2. Выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий и проч.). 3. Разработка (корректировка и уточнение
авторских) рабочих программ 4.Отбор и освоение |
Компетентность в области валеологии образовательного процесса. Теоретические знания в области
валеологии и умения проектировать
здоровьесберегающую Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ОВЗ. Компетентность в сфере
медиа-технологии и умения проектировать
дидактическое оснащение Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета. Умение проектировать и Владение методиками и технологиями медиа-образования. |
Требования к условиям реализации образовательного процесса. |
Научно-методическое обеспечение. Учебная литература. Оборудование кабинета, направленное на реализацию требований ФГОС. |
Оборудование и |
1. Разработка и реализация плана индивидуальной методической работы (в том числе, в целях соответствия квалификационным характеристикам по соответствующей должности). 2. Составление перечня учебников (в соответствии с федеральным перечнем). 3. Создание комфортной 4. Проверка используемой и |
Компетентность в |
Исследовательская компетентность. |
Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций. | |||
Компетентность в сфере трансляции собственного опыта. |
Умение транслировать | |||
Акмеологическая компетентность. |
Способность к постоянному |
Для того, чтобы начать работу по разработке программы по индивидуальному развитию педагога, необходимо знать уровень готовности к работе по новым стандартам. Можно использовать лист самооценки.
Самооценка готовности учителя к работе по новым образовательным стандартам
1. Я знакома с концепцией ФГОС и основными требованиями к результатам образования, содержанию и организации образовательного процесса. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Я практически не знакома с концепцией ФГОС и требованиями к образовательному процессу. |
2. Я владею требованиями к результатам освоения ООП НОО (метапредметным, личностным, предметным; имею опыт работы по формированию УУД). |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Я не владею требованиями к результатам освоения ООП НОО. |
3. Я имею опыт работы в рамках развивающей системы обучения. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Я не имею опыта работы в рамках развивающей системы обучения. |
4. Я хорошо владею технологиями деятельностного обучения. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Я практически не владею технологиями деятельностного обучения. |
5. Я хорошо разбираюсь в вопросах детской возрастной психологии и психологии обучения. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Я плохо разбираюсь в вопросах детской возрастной психологии и психологии обучения. |
6. Я имею опыт |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Я практически не имею опыта дифференцированного обучения, опыта индивидуальной работы. |
7. Я владею технологией |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Я практически не владею технологией накопительной оценки «Портфолио». |
8. Я владею здоровьесберегающими технологиями обучения. Постоянно веду работу по сохранению здоровья обучающихся. |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Я практически не владею здоровьесберегающими технологиями обучения. Не имею опыта работы по сохранению здоровья обучающихся. |
9. Я имею опыт разработки |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Я не имею опыта разработки учебной или воспитательной программы. |
10. Я имею опыт инновационной деятельности (работа над инновационным проектом, в составе ОМЦ, базовой площадки). |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Я не имею опыта инновационной |
11. Всё дидактическое оснащение
моего кабинета |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Дидактическое оснащение кабинета требует серьёзной доработки по содержанию, по форме, по количеству. |
На основании результатов
Это можно сделать, заполнив таблицу, которая основана на концепции ФГОС
Содержание (составляющие) компетентности |
Задачи по развитию компетентности |
Планируемая деятельность |
Ожидаемый эффект |
Способность видеть и решать проблемы, находить нестандартные решения поставленных задач |
|||
Гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими |
|||
Владение современными образовательными технологиями |
|||
Умение видеть, развивать свои возможности и ресурсы |
|||
Способность осуществлять оценку, отбор, синтез информации в соответствии с системой приоритетов |
|||
Способность использовать информационные технологии в совей деятельности |
|||
Способность использовать различные информационные источники и ресурсы, в том числе цифровые, при проектировании решения педагогических и практических задач |
|||
Способность использовать автоматизированное рабочее место в процессе деятельности, осуществлять электронный документооборот |
|||
Способность создавать личный электронный портфолио |
| ||
Способность соблюдать нормы речевой профессиональной культуры |
|||
Способность вести деловую переписку |
|||
Способность вести переговоры, общаться с коллегами |
|||
Способность разрешать напряженные конфликтные ситуации, стимулирование партнера к прояснению его позиции |
|||
Способность убеждать других, аргументировать свою позицию, владение навыками ораторского искусства, активного слушания, мотивации партнеров |
В программе определяются содержание,
формы, методы повышения уровня профессиональной
компетентности, т.е. что конкретно педагог
должен знать и уметь для реализации намеченного.
В процессе реализации программы, в нее
включают информацию: о наиболее значимых
и интересных учебных и внеклассных занятиях,
их анализ; об участии учителя в методической
работе и его творческой деятельности
в образовательном учреждении и вне его
(педагогические чтения, семинары, научно-практические
конференции, педагогические советы, временные
творческие коллективы и т.д.), а также
данные диагностики учащихся; результаты
педагогических исследований. В качестве
приложений к индивидуальной программе
можно добавить методические разработки,
материалы о деятельности учащихся и т.д.
В индивидуальную программу профессионального
развития педагога необходимо вносить
и результаты внутришкольного контроля:
взаимопосещения занятий коллегами, администрацией;
материалы контрольных мероприятий, проводимых
администрацией школы или специалистами
методических служб. Представляют интерес
и материалы, полученные в результате
опроса учащихся, их родителей, который
проводится либо самим педагогом, либо
администрацией в рамках педагогического
мониторинга.
На основании накопленных материалов
в конце каждого учебного года проводится
анализ педагогической деятельности,
предполагающий соотнесение полученных
результатов с раннее поставленными целями
и задачами, что служит основой корректировки
индивидуальной программы педагога на
следующий период.
Если такая работа проводится
систематически в конце каждого учебного
года, это позволит сформировать обобщенную
характеристику деятельности учителя
и полученных им результатов.
В индивидуальную программу профессионального
развития педагога можно включить следующие
разделы:
Информация о работе Индивидуальная программа развития профессиональной компетентности педагога