Индивидуальная программа развития профессиональной компетентности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:37, доклад

Описание работы

Результаты образования по новым стандартам формулируются с согласованием потребностей между основными субъектами образования : семьей, обществом и государством. Инновационность стандарта 2 поколения выражается в системно - деятельностном подходе к обучению. Положительная сторона новых стандартов – планируемые результаты обучения. Это то, на что должен ориентироваться учитель при проектировании в своей деятельности.

Файлы: 1 файл

doklad_1.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему «Разработка программы

индивидуального развития

профессиональной компетентности

педагога  в ОУ в  условиях введения ФГОС

»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты образования по новым  стандартам формулируются с согласованием потребностей между основными субъектами образования : семьей, обществом и государством. Инновационность стандарта 2 поколения выражается в системно - деятельностном подходе к обучению. Положительная сторона новых стандартов – планируемые результаты обучения. Это то, на что должен ориентироваться учитель при проектировании в своей деятельности. 
Семья, общество и государство ставят требования к результатам образования, к выпускнику начальной школы и дает «модель выпускника начальной школы». Для осуществления «модели выпускника начальной школы» мы работаем по программе «Перспективная начальная школа».

Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения  отведена учителю. Учитель новой  школы должен обладать целым рядом  профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса. Содержание этих компетентностей отражено в таблице.

Система профессиональных компетентностей учителя 

(Галеева Н.Л. Завуч и учитель  как субъекты управления качеством  образовательного процесса // Управление школой № 17, 2007.)

Компетентность

Содержание компетентности

Предметно-методологическая компетентность.

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных  исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.

Психолого-педагогическая компетентность.

Теоретические знания в области  индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании  реального образовательного процесса.

Умение педагогическими способами  определить уровень развития «познавательных  инструментов» ученика.

Компетентность в области валеологии образовательного процесса.

Теоретические знания в области  валеологии и умения проектировать  здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет).

Владение навыками использования  здоровьесберегающих технологий.

Теоретические знания и практические умения по организации учебного и  воспитательного процесса для детей  с ограниченными возможностями  здоровья.

Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса.

Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика.

Владение методиками и технологиями медиа-образования.

Коммуникативная компетентность.

Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»

Компетентность в области управления системой «учитель-ученик».

Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать  результаты учебного и воспитательного процесса).

Исследовательская компетентность.

Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

Компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

Умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).

Акмеологическая компетентность.

Способность к постоянному профессиональному  совершенствованию. Умение выбрать  необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.


В условиях введения ФГОС расширяется  содержание этих компетентностей.

Задачи педагогической деятельности учителя начальной  школы по введению ФГОС

Структура ФГОС

Необходимые изменения

Способы реализации изменений в практике

Новые задачи учителя

Компетенции педагога

Требования к результатам освоения ООП НОО.

Введение трех видов результатов:

1. Предметные результаты.

2. Метапредметные результаты освоения  основной образовательной программы  начального общего образования.

3. Личностные результаты.

4. Модель выпускника начальной  школы как общие требования  к конечным результатам начального  образования.

Изменение содержания и методов  контроля планируемых результатов.

Введение новых форм и методов  оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки.

1. Отбор методов оценивания для  создания внутришкольной системы  оценки достижения планируемых  результатов 

2. Разработка (отбор) контрольных  материалов для оценки предметных планируемых результатов образования.

3. Составление (выбор) комплексных  проверочных работ

4. Внедрение новой формы накопительной  оценки (портфолио учащихся).

5. Обработка результатов диагностических  и комплексных проверочных работ.

Предметно-методологическая компетентность.

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных  исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.

Психолого-педагогическая компетентность.

Теоретические знания в области  индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса.

Умение педагогическими способами  определить уровень развития «познавательных  инструментов» ученика.

Компетентность в области управления системой «учитель-ученик».

Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать  результаты учебного и воспитательного процесса).

Требования к содержанию образования.

1. Направленность содержания начального  образования на:

- становление основ гражданской  идентичности и мировоззрения  обучающихся;

- формирование основ умения  учиться и способности к организации  своей деятельности;

- духовно-нравственное развитие  и воспитание обучающихся, предусматривающее  принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных  ценностей;

- укрепление физического и духовного  здоровья обучающихся.

2. Перевод содержания образования  в деятельностную парадигму.

1. Разработка и реализация программы  духовно-нравственного развития  и воспитания обучающихся на  ступени начального общего образования,  становление их гражданской идентичности  как основы развития гражданского  общества.

2. Разработка и реализация программы укрепления физического и духовного здоровья обучающихся.

3. Разработка и реализация программы  формирования УУД обучающихся.

4. Введение новых образовательных  технологий: обучение на основе  учебных ситуаций; проектных задач;  проектные методы обучения и др.

1. Разработка для своего класса  программы развития и воспитания, нацеленной:

- на становление их гражданской  идентичности;

- укрепление физического и психического  духовного здоровья.

2. Выявление и отбор способов  и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий и проч.).

3. Разработка (корректировка и уточнение  авторских) рабочих программ по  учебным предметам.

4.Отбор и освоение образовательных  технологий деятельностного типа (ТРИЗ, исследовательких, проектных и др.).

Компетентность в области  валеологии образовательного процесса.

Теоретические знания в области  валеологии и умения проектировать  здоровьесберегающую образовательную  среду (урок, кабинет).

Владение навыками использования  здоровьесберегающих технологий.

Теоретические знания и практические умения по организации учебного и  воспитательного процесса для детей  с ОВЗ.

Компетентность в сфере  медиа-технологии и умения проектировать  дидактическое оснащение образовательного процесса.

Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.

Умение проектировать и реализовать  программу индивидуальной траектории обучения ученика.

Владение методиками и технологиями медиа-образования.

Требования к условиям реализации образовательного процесса.

Научно-методическое обеспечение.

Учебная литература.

Оборудование кабинета, направленное на реализацию требований ФГОС.

Оборудование и переоборудование с учётом требования ФГОС.

1. Разработка и реализация плана индивидуальной методической работы (в том числе, в целях соответствия квалификационным характеристикам по соответствующей должности).

2. Составление перечня учебников  (в соответствии с федеральным  перечнем).

3. Создание комфортной развивающей  образовательной среды на базе учебного кабинета.

4. Проверка используемой и имеющейся  в кабинете учебной литературы  на предмет её соответствия  двум федеральным перечням.

Компетентность в дидактическом  оснащении образовательного процесса.

Исследовательская компетентность.

Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

Компетентность в сфере  трансляции собственного опыта.

Умение транслировать собственный  положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).

Акмеологическая компетентность.

Способность к постоянному профессиональному  совершенствованию. Умение выбрать  необходимые направления и формы  деятельности для профессионального  роста.


Для того, чтобы начать работу по разработке программы по индивидуальному развитию педагога, необходимо знать уровень готовности к работе по новым стандартам. Можно использовать лист самооценки.

Самооценка готовности учителя к работе по новым образовательным  стандартам

1. Я знакома с концепцией ФГОС и основными требованиями к результатам образования, содержанию и организации образовательного процесса.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не знакома с концепцией ФГОС и требованиями к образовательному процессу.

2. Я владею требованиями к результатам освоения ООП НОО (метапредметным, личностным, предметным; имею опыт работы по формированию УУД).

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не владею требованиями к результатам  освоения ООП НОО.

3. Я имею опыт работы в рамках  развивающей системы обучения.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не имею опыта работы в рамках развивающей системы обучения.

4. Я хорошо владею технологиями  деятельностного обучения.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не владею технологиями деятельностного обучения.

5. Я хорошо разбираюсь в вопросах детской возрастной психологии и психологии обучения.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я плохо разбираюсь в вопросах детской  возрастной психологии и психологии обучения.

6. Я имею опыт дифференцированного  обучения, опыт индивидуальной работы  с одарёнными детьми, детьми с низкой мотивацией к учению.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не имею опыта дифференцированного  обучения, опыта индивидуальной работы.

7. Я владею технологией накопительной  оценки «Портфолио» и использую  её в практике обучения и  воспитания.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не владею технологией  накопительной оценки «Портфолио».

8. Я владею здоровьесберегающими  технологиями обучения. Постоянно  веду работу по сохранению  здоровья обучающихся.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не владею здоровьесберегающими технологиями обучения. Не имею опыта работы по сохранению здоровья обучающихся.

9. Я имею опыт разработки учебной  или воспитательной программы.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не имею опыта разработки учебной  или воспитательной программы.

10. Я имею опыт инновационной деятельности (работа над инновационным проектом, в составе ОМЦ, базовой площадки).

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не имею опыта инновационной деятельности.

11. Всё дидактическое оснащение  моего кабинета систематизировано,  позволяет организовать индивидуализацию, рационально использовать время и пространство учителя и ученика.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дидактическое оснащение кабинета требует серьёзной доработки  по содержанию, по форме, по количеству.


На основании результатов самооценки, педагогического мониторинга, а также Программы развития образовательного учреждения разрабатывается индивидуальная программа профессионального развития педагога, в которой:

  • выделяются противоречия, проблемы;
  • формулируются цели и задачи, определяются пути и средства их решения (технологии, проектируется собственная методическая система);
  • планируется разработка методического и диагностического инструментария;
  • прогнозируется желаемый результат.

Это можно сделать, заполнив таблицу, которая основана на концепции ФГОС

Содержание

(составляющие)

компетентности

Задачи по развитию

компетентности

Планируемая деятельность

Ожидаемый эффект

Способность видеть и решать проблемы, находить нестандартные решения  поставленных задач

     

Гибкость и готовность принимать  происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими

     

Владение современными образовательными технологиями

     

Умение видеть, развивать свои возможности  и ресурсы 

     

Способность осуществлять оценку, отбор, синтез информации в соответствии с  системой приоритетов

     

Способность использовать информационные технологии в совей деятельности

     

Способность использовать различные  информационные источники и ресурсы, в том числе цифровые, при проектировании решения педагогических и практических задач

     

Способность использовать автоматизированное рабочее место в процессе деятельности, осуществлять электронный документооборот

     

Способность создавать личный электронный  портфолио

   

 

Способность соблюдать нормы речевой  профессиональной культуры

     

Способность вести деловую переписку

     

Способность вести переговоры, общаться с коллегами

     

Способность разрешать напряженные  конфликтные ситуации, стимулирование партнера к прояснению его позиции

     

Способность убеждать других, аргументировать  свою позицию, владение навыками ораторского  искусства, активного слушания, мотивации  партнеров

     

 

  В программе определяются содержание, формы, методы повышения уровня профессиональной компетентности, т.е. что конкретно педагог должен знать и уметь для реализации намеченного. В процессе реализации программы, в нее включают информацию: о наиболее значимых и интересных учебных и внеклассных занятиях, их анализ; об участии учителя в методической работе и его творческой деятельности в образовательном учреждении и вне его (педагогические чтения, семинары, научно-практические конференции, педагогические советы, временные творческие коллективы и т.д.), а также данные диагностики учащихся; результаты педагогических исследований. В качестве приложений к индивидуальной программе можно добавить методические разработки, материалы о деятельности учащихся и т.д. 
  В индивидуальную программу профессионального развития педагога необходимо вносить и результаты внутришкольного контроля: взаимопосещения занятий коллегами, администрацией; материалы контрольных мероприятий, проводимых администрацией школы или специалистами методических служб. Представляют интерес и материалы, полученные в результате опроса учащихся, их родителей, который проводится либо самим педагогом, либо администрацией в рамках педагогического мониторинга.  
    На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуальной программы педагога на следующий период. 
     Если такая работа проводится систематически в конце каждого учебного года, это позволит сформировать обобщенную характеристику деятельности учителя и полученных им результатов. 
   В индивидуальную программу профессионального развития педагога можно включить следующие разделы:

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
  • Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
  • Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
  • Обучение на курсах повышения квалификации.
  • Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

Информация о работе Индивидуальная программа развития профессиональной компетентности педагога