Индивидуальная программа развития социально-психологической компетентности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

Залог успеха современного педагога в обучении, развитии и воспитании учащихся состоит в постоянном процессе самосовершенствования его профессиональных качеств.
Проект индивидуальной программы развития социально-психологической компетентности педагога в целом уже на первых этапах его реализации предъявляют ко всем педагогам, в том числе и молодым, новые требования – требования повышения своей профессиональной компетентности.

Содержание работы

1. Введение.............................................................................................................3
2. Разработка индивидуальной программы
развития социально-психологической
компетентности педагога.................................................................................4
2.1 Этап 1. Мотивационно-ориентировочный компонент....... ...................4
2.2 Этап 2. Процедура целепологания и способы достижения цели...........5
2.3 Этап 3. Определение формы самоподкрепления и самонаказания.......6
2.4 Этап 4. Планирование окружения............................................................7
2.5 Этап 5. Заключение с самим собой..........................................................8
2.6 Этап 6. Итог программы............................................................................9
3. Список использованной литературы...............................................................10

Файлы: 1 файл

Контрольная по Педагогическому взаимодействию с тренингом социально-психологической компетентности.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Педагогическое образование»

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н  А Я    Р А Б О Т  А

 

По дисциплине: Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности

На тему: Индивидуальная программа  развития социально-психологической  компетентности педагога

 

Вариант №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса  Ступка Д.А.,  группа №3212045041

1 семестр

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижневартовск, 2013

 

Оглавление

  1. Введение.............................................................................................................3
  2. Разработка индивидуальной программы

развития социально-психологической

компетентности педагога.................................................................................4

2.1 Этап 1. Мотивационно-ориентировочный компонент....... ...................4

2.2 Этап 2. Процедура целепологания и способы достижения цели...........5

2.3 Этап 3. Определение формы самоподкрепления и самонаказания.......6

2.4 Этап 4. Планирование окружения............................................................7

2.5 Этап 5. Заключение с самим собой..........................................................8

2.6 Этап 6. Итог программы............................................................................9

  1. Список использованной литературы...............................................................10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Залог успеха современного педагога в обучении, развитии и воспитании учащихся состоит в постоянном процессе самосовершенствования его профессиональных качеств.

Проект индивидуальной программы развития социально-психологической компетентности педагога в целом уже на первых этапах его реализации предъявляют ко всем педагогам, в том числе и молодым, новые требования – требования повышения своей профессиональной компетентности.

Особо актуальными становятся ранее известные личностные и  профессиональные качества каждого  педагога – это коммуникативность, толерантность, политкорректность, эмпатия, способность к рефлексии своей педагогической деятельности и прогнозу его результата.

Важнейшая сфера жизнедеятельности  человека является общение. Общение - сложный  процесс, во время которого осуществляется психологический контакт между собеседниками, передача информации и эмоционального состояния. Умение молодого учителя общаться с учениками – один из факторов успешности, его будущей педагогической деятельности. Овладение коммуникативными знаниями и умениями использовать их на практике способствует созданию положительного психологического климата в коллективе учащихся, оптимальной и эффективной организации воспитательной работы; помогает молодым педагогам регулировать взаимоотношения участников образовательного процесса.

Цель программы – повышение уровня психолого-педагогической компетентности и профессионального совершенствования молодых учителей для обеспечения интеллектуального, физического, психического развития обучающихся.

Задачи программы:

    1. создать творческую группу по социально-психологической подготовке молодых учителей;
    2. определить педагогические условия, способствующие развитию его потенциала;
    3. повысить уже имеющийся уровень профессиональной компетентности;
    4. задачами социально-психологической работы с молодыми учителями являются:
    1. формирование у педагога устойчивой мотивации к саморазвитию;
    1. способности к проектированию и конструированию эффективных средств общения;
    2. отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного общения.

 

 

 

 

Разработка  индивидуальной программы развития социально-психологической компетентности педагога.

Этап 1. Мотивационно-ориентировочный компонент.

Пояснение: Первый этап - один из самых важных этапов в программе развития социально-психологической компетентности педагога. Основой этапа является осознание целей и мотивов  развития. Мотивы и ориентации будут основой всей программы, на которой и будут строиться остальные этапы.

Молодой педагог на этом шаге должен осознавать необходимость развития качеств, которые обеспечивают  общение с учениками на должном уровне. Однако для реализации этого этапа педагогу нужно осознание собственной базы качеств и черт, которые удовлетворяют условиям, и которые нуждаются в корректировке, определить свои достоинства и недостатки. Для объективности этого процесса педагогу необходимо уметь сравнивать собственные личностные характеристики с реальными личностными характеристиками учеников; объективно оценивать уровень собственной теоретической готовности к взаимодействию с классом; определять направления самообразования и самовоспитания; регулировать собственную деятельность; анализировать уровень личностного роста.

В результате этого этапа, в случае его успешного выполнения, мы будем видеть молодого педагога, способного выявить мотивы развития социально-психологической компетентности, беспристрастно оценить свою личность в профессиональном плане, наметить направления, требующие корректировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 2. Процедура целепологания и способы достижения цели.

Пояснение: Выяснив мотивацию к развитию на первом этапе, далее необходимо более четко сформировать путь к ее осуществлению. То есть определить цель. В этом заключается второй этап. Главный момент второго этапа: сосредоточиться на вопросах:

    • От кого и от чего зависит достижение поставленной цели?
    • Что зависит лично от меня?

Ответить на первый вопрос можно внимательно оценив окружающую среду педагога. Педагогу необходимо выработать у себя умение анализировать учебно-воспитательный процесс, факторы окружающей среды и общества, которые в разной степени могут влиять на эффективность достижения целей, что позволит своевременно выявить профессиональные затруднения и ошибки.

Для ответа на второй вопрос, мы рассмотрим целый ряд факторов, зависящих непосредственно от личности педагога.

Для того, чтобы выработать определенный план, благодаря которому возможно будет в минимальный срок не только указать себе цели, но и достичь их, педагогу необходимо выработать собственный стиль педагогической деятельности и общения, от которого легче будет отталкиваться в дальнейшем.

Невозможно обойтись без изучения специализированной литературы по

психолого-педагогической компетентности, занимаясь таким образом, самообразовательной деятельностью, так же возможно прибегнуть к курсам повышения квалификации по проблеме.

В итоге мы будем видеть педагога умеющего задать себе цели и знающего способы по их достижению. Педагога обладающего знаниями об информационных процессах, моделях и технологиях. Педагога со стремлением к самосовершенствованию, приобретению новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 3. Определение формы самоподкрепления и самонаказания.

Пояснение: Этап самоконтроля ответственен тем, что от него зависит вся эффективность выполнения программы развития социально-психологической компетентности педагога. Данный шаг можно разделить на две равнозначные части: самопоощрение и самонаказание. Оставить только один пункт или возвысить один над другим недопустимо.

Осознание позитивных последствий своего поведения необходимо, для стимулирования продолжения работы в том же темпе. Подкрепление собственных успехов и достижений особыми поощрениями, не в больших количествах, естественно, только пойдет на пользу молодому педагогу.

Однако отхождение от плана, его невыполнение должно быть наказано, оставить без внимания это нельзя, так как подобная расслабленность поставит под угрозу завершение всей программы. Молодой педагог сам выбирает определенные санкций, меры наказания в случае отступления от выбранной программы самовоспитания.

Таким образом, повышение самодисциплины, как следствие, воспитывает в личности ответственность.

В итоге данного этапа  мы видим педагога, умеющего держать  себя в определенных рамках дозволенного, умеющего не переступать черту. Способного видеть последствия своих действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 4. Планирование окружения.

Пояснение: Человек, являясь социальным существом, фактически не может прожить без общества. Общество не только окружает человека, но и делает его частью себя, по-своему воспитывает, прививая ему социальные черты. Тоже самое, даже больше, можно сказать про педагога, так как его работа и заключается во взаимодействии с обществом, воспитании его подрастающих членов. Поэтому для молодого педагога, стремящегося развить социально-психологическую компетентность, задуматься о своем окружении необходимо.

В первую очередь молодой  педагог должен задать себе вопрос: «каким должно быть мое окружение, чтобы помочь мне достичь поставленной цели?». В первую очередь это должны быть высококвалифицированные педагоги, профессора, уважаемые лица, которые знают решение тех или иных вопросов, возникающих на пути профессионального развития у молодого педагога.

Важную роль играет сам  объект деятельности педагога - воспитанники. Взаимодействие с каждым из учеников, налаживание контакта со всеми, не выбирая "любименьких", поможет педагогу воспитать в себе не только коммуникативные способности, но и научиться понимать своих воспитанников, а следственно успешнее преподавать материал, зная их психологию и мышление.

В то же время необходимо огородить себя от негативного влияния коллег, работающих "от зарплаты к зарплате", для которых педагогическая деятельность не представляет никакой ценности. Такое общество только будет тормозить развитие социально-психологической компетентности.

В случае успешного завершения данного шага перед нами будет педагог, умеющий выбрать себе коллектив, благоприятно влияющий на его рост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 5. Заключение с самим собой

Пояснение: Заключение договора свободной формы с самим собой обязывает молодого педагога  на принятие условий программы развития социально-психологической компетентности педагога и ее выполнение.

Результатом данного  этапа будет приобретение способности  брать на себя ответственность за свои поступки. Данный процесс придаст относительно формальный характер выполнению программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 6. Итог программы.

При успешном прохождении  всех этапов программы развития социально-психологической компетентности, мы будем иметь молодого педагога, вышедшего на принципиально новый уровень профессионального развития. Это личность, которая:

Во-первых, отлично разбирается в своей компетенции, профессионал в своей теме, свободно умеющий оперировать знаниями и фактами;

Во-вторых, является отличным психологом и слушателем. Педагог не только в смысле преподаватель, но и наставник по жизни, являющийся для своих воспитанников и старшим другом, которому возможно будет рассказать свои проблемы и не наткнуться на стену непонимания и высокомерия;

В-третьих, является несокрушимым авторитетом в глазах учеников, имеющим огромное влияние на своих подопечных и не только. Уважение в глазах коллег - тоже немаловажное явление, которого необходимо достичь молодому педагогу;

В-четвертых, является всесторонне  развитой, интересы которой не ограничиваются сферой преподаваемого предмета. Это интересный для всех собеседник.

В-пятых, всегда стремится  к лучшему. Личность, для которой  достигнутый результат - это не цель, а лишь промежуточный этап. Педагог, осознающий, что идеал только виднеется  на горизонте, и чтобы достичь его необходимо пройти путь длинною в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. – Тюмень, ТОГИРРО, 1998.
  4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Учеб.-метод. Литер-ра. – М.: Моск. Псих.-социал. Ин-т.; Флинта, 1998.

Информация о работе Индивидуальная программа развития социально-психологической компетентности педагога