Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:08, практическая работа
Современный этап социально-экономической модернизации страны, принятие Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы, концепция перехода к 12-летней средней общеобразовательной школе определили необходимость внедрения новых подходов в сферу образования, отказ от знаниецентрического подхода к компетентностному, ориентированному на современные потребности общества.
Индивидуальное и дифференцированное обучение
в условиях модернизации образования
Современный этап социально-экономической модернизации страны, принятие Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы, концепция перехода к 12-летней средней общеобразовательной школе определили необходимость внедрения новых подходов в сферу образования, отказ от знаниецентрического подхода к компетентностному, ориентированному на современные потребности общества. Анализ позитивных изменений, происходящих в нашем обществе, позволяет выделить наличие нового социального заказа общества к образованию, определение процесса его достижения, выражаемого в новых целях и ценностях образования, в инновационных технологиях и методиках преподавания. Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой, саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя-развиваешь общество»-тезис, отражающий характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы может самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и ситуаций. Целью образовательного процесса в условиях модернизации становится получение каждым ребенком востребованного им образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностям. Эта цель должна быть конкретизирована для каждого ученика. На основе изучения индивидуальности ребенка представляется возможным построение личностного маршрута его развития и обучения в школе.
Использование личностно-ориентированного
и индивидуально-
Индивидуализация процесса обучения дает возможность решить такие задачи, как:
-повышение эффективности процесса обучения,
-развитие специальных способностей школьника,
- развитие дополнительных возможностей учащегося.
Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами. На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации.
Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:
по образовательным целям;
по уровням выполнения заданий;
по времени обучения, времени выполнения заданий;
по содержанию обучения;
по последовательности учебного материала;
по структуре учебного материала;
по подходам к обучению;
по видам учебной деятельности;
по способам применения заданий;
по оценке деятельности.
Анализ традиционного и дифференцированного обучения (наиболее распространены разноуровневая и профильная дифференциация) показал, что строятся они на одном и том же принципе: добиться обученности школьников в соответствии с заданными требованиями. При традиционном обучении создаются условия, одинаковые для всех учеников. И каждый школьник в этих условиях должен достигнуть планируемых результатов, приближаясь по мере взросления к соответствующей типовой модели, быть её носителем. Профильная дифференциация связана с различиями в содержании каждого предмета в зависимости от целей его преподавания, а уровневая - с глубиной освоения. В обоих случаях средством индивидуализации обучения служат сами знания, а не их конкретный носитель - ученик. Уровневая и профильная дифференциация обучения позволяет в рамках единого образовательного стандарта использовать варианты программ, отличающиеся разной сложностью содержания («разноуровневые»), объёмом (программы для лицейских классов, гимназических и классов с углублённым изучением отдельных учебных предметов) и профильной направленностью (естественно-научная, гуманитарная и т.д.). Такие подходы к обучению строятся на знаниевой основе и кардинально не отличаются друг от друга.
Цель дифференцированного
Психологической основой дифференциации обучения является учет индивидуальных психических особенностей учащихся. Здесь показательны такие особенности, которые влияют на учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Таковыми могут быть различные физические и психические качества личности, особенности познавательных процессов, памяти; свойства нервной системы, черты характера, воли; мотивация способности, одаренность; постоянные или временные дефекты органов чувств и всего организма. На учебную деятельность учащихся влияют и социальные факторы (статус в классе, домашние условия и др.). Дифференциация обучения предполагает учитывать либо комплекс различных особенностей, либо какую-то отдельную особенность. Часто в практике учитывается комплекс, где доминирует уровень знаний, умений, навыков и познавательных способностей, которые необходимо правильно продиагностировать. В комплекс таких особенностей включается:
1) уровень умственного развития, т. е. сформированные предпосылки к учению (обучаемость), приобретенные знания (обученность), способность достигать в более короткие сроки более высокого уровня усвоения;
2) скорость усвоения учебного
материала — комплексное
3) общие умственные способности
— способность запоминать, выполнять
логические операции, творчески
мыслить, т. е.
4) специальные способности и одаренность детей — способность к музыке, языкам, литературе и др., их диагностика ведется так же, как и диагностика общих способностей (тесты, обучающий эксперимент).
При организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии предполагается учитывать индивидуальные характеристики и возможности каждого ребенка, так как у детей ЗПР отмечается неравномерность развития учебно-познавательной сферы. Исходя из индивидуальных особенностей учащихся, учителя осуществляют дифференцированное обучение.
Основы знаний закладываются
в 1 классе, поэтому пристальное внимание
уделяется применению индивидуально-
1 этап-развитие мускульной памяти.
2 этап-развитие - развитие тактильной памяти.
3 – закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв.
Все этапы связаны между собой, сочетаются на одном уровне. С помощью этой методики у учащихся вырабатывается умение правильного написания движением руки слева направо, сверху вниз и снизу вверх, развивая при этом глазомер, мелкую мускулатуру пальцев и кисти рук.
На занятиях КРО учителя работают с детьми не только над устранением пробелов в знаниях, но и уделяет большое внимание развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук. В ходе занятий используются приёмы увеличения объема внимания, тренировочные упражнения на развитие логических операций: анализа и синтеза, наглядно-действенного восприятия и умения применять отработанные навыки в практической деятельности.
Дифференциация – это организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся. Под индивидуализацией же понимают учет личных особенностей каждого ученика. В первом случае в расчет берутся групповые, во втором – индивидуальные особенности, и дифференциация выступает как условие индивидуализации. (Объяснена тема, все дети её усвоят, но одни – после первого предъявления, вторые – решив 10-20 заданий, третьи- около сотни. А поскольку одним из требований к деятельности учителя является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащимися, все мы представляем, сколько уроков нужно дать для 2-й и 3-й групп, а большинство наших детей как раз к этим группам и относятся. И даже при всём нашем огромном желании проработать с ними все эти уроки, существуют рамки программы, которые подгоняют нас идти дальше, изучать новые темы).
Если дифференцированное обучение относится к отдельному ученику, то оно становится индивидуальным. Под индивидуальным понимается такое обучение, когда учитель обучает каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности. Преимущество такой формы обучения в том, что учитель имеет непосредственный контакт с учеником и всегда может исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные возможности . Кроме учителей начальных классов, активно используют индивидуальное обучение слабоуспевающих учащихся во внеурочное время учителя математики Амрина Ш.А., Братаева А. Д., Ашадуллина У. И., преподающие в 5,6-х классах. Данные педагоги ежедневно приглашают своих учеников по отработанному графику на дополнительные занятия. В ходе подготовки к ЕНТ зачастую выявляются западающие темы именно из курса математики и родного языка 5-7 классов. Поэтому необходимо вести эту подготовку не только в выпускных классах, но важно добиться полного усвоения знаний по курсу каждого класса и по всем предметам. В 4 четверти надо провести зачеты по основным дисциплинам до начала промежуточной и итоговой аттестации.
Индивидуализация
учебно-воспитательного процесс
Индивидуальные различия учащихся проявляются и в уровне работоспособности. По этому признаку дети делятся на 3 группы: 1-я –высокая, 2-я – средняя, 3-я – низкая. И очень часто учащиеся 3-ей группы попадают в разряд «неуспевающих», но не по причине умственных проблем или отсутствии мотивации, а потому, что им нужен другой темп работы.
Уровень работоспособности зависит от типа нервной системы( слабый у третьей группы и сильный –у первой). Индивидуальные различия проявляются в типах мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. А тип мышления непосредственно связан с прочностью усвоения знаний. Наконец нельзя сказать, что учащиеся одного класса отличаются друг от друга высокой, средней и низкой степенью обучаемости. И здесь перед каждым учителем встает вопрос:« Как же это учесть и сделать обучение максимально успешным для каждого?» Притом, что учебники, программные требования, дидактические средства, методы и формы, в целом, являются одинаковыми для всех школьников, отодвигая на задний план учет индивидуальных особенностей.
Особенность дифференциации на современном этапе - ее направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении (что традиционно для школы), но и на одаренных детей. Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся (дифференцированный подход), так и в системе уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения. Опыт работы показывает, что если ученик имеет хорошие возможности, высокую мотивацию к учению, прикладывает к учебе свое терпение, работает кропотливо, и если учитель применяет новые технологии по дифференцированному и индивидуальному обучению, то учащиеся показывают хорошие результаты.
Самой оптимальной и наиболее сложной формой организации индивидуализации обучения в школе является осуществление внутриклассной, внутригрупповой индивидуализации. Как это выглядит практически:
1) Учет индивидуального темпа работы и усвоения ( контрольная работа может быть больше, чем планируем, заранее проговариваем, имеет четкую организацию);
2) Время усвоения
материала ( нельзя у отдельных
учащихся требовать сдачи
Информация о работе Индивидуальное и дифференцированное обучение в условиях модернизации образования