Индивидуальное и дифференцированное обучение в условиях модернизации образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 15:08, практическая работа

Описание работы

Современный этап социально-экономической модернизации страны, принятие Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы, концепция перехода к 12-летней средней общеобразовательной школе определили необходимость внедрения новых подходов в сферу образования, отказ от знаниецентрического подхода к компетентностному, ориентированному на современные потребности общества.

Файлы: 1 файл

Индивидуальное и дифференцированное обучение.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

3) Разнообразие  формы опроса (если у детей  проблемы с выражением мысли,  им нужно давать опорные схемы,  таблицы, планы ответов). А не  только решать проблему за счет сокращения объемов предлагаемого материала. Также есть дети, которым сложно работать у доски при всем классе: задания, которые должны быть оценены, им можно предлагать на карточках, на рабочем месте, чтобы тревожность за правильность ответа не накладывалась на тревожность ответа у доски;

4) Для того чтобы избегать  ориентации на среднего ученика,  внутри самого урока необходимо  вводить задания, дифференцированные  по уровню сложности, сильные  ученики будут иметь возможность  развития, повышаться будет их мотивация, а более слабые имеют возможность быть успешными, сохранять единый темп работы.

5) Дифференцированные домашние  задания – наиболее удобный,  легко осуществимый способ, но  очень редко используемый, исходя  из срезов домашних заданий;

6) Организация работы  с так называемыми «проблемными»  группами

( причем состав в этих  группах подвижный);

7) Следующий принцип –определенное  количество отметок, которые необходимо  выставлять. Кого-то можно оценить  раньше, кого-то только через серию  заданий, потому что у них не произошло ещё усвоения. Пусть на этом этапе отметка носит оценочный, качественный характер, компенсируется, помогает выявить проблемы.

  Активному внедрению индивидуально-дифференцированного метода обучения соответствует технология профессора Ж.Караева «Трехмерная методическая система обучения», основанная на принципах уровневой дифференциации, которая нашла широкое применение в практике. По подходу к ребенку это личностно-ориентированная технология, ставящая в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. По организационным формам технология сочетает в себе и групповое, и индивидуальное обучение, ее можно отнести к дифференцированной по форме организации учебного процесса технологии.

В технологии Ж.А.Караева  преобладающими являются проблемно-поисковые  методы обучения. По направлению модернизации существующей традиционной системы  технология Ж.А.Караева — это  педагогическая технология, функционирующая на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, поскольку в основе своей носит характер проблемного обучения. И, наконец, по категории обучающихся, то есть контингенту учащихся, к которым была бы применима данная технология обучения, технология Ж.А.Караева — это технология продвинутого уровня. Учитель при проектировании данной образовательной среды сам определяет цель развития ребенка, стараясь учесть индивидуальность каждого, не предъявляет цель в явном виде, а концентрирует внимание на способах организации самостоятельной активности для ее достижения.

 

Сегодня уже не нужно убеждать никого, что дети разные, но еще много  нужно сделать, чтобы не делить детей  на “хороших” и “плохих”, “успевающих” и “неуспевающих”. Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно объяснять, что и как, другие любят дойти до всего сами. Один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит. У одних быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу и переключить их на новый вид деятельности очень трудно. Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному и анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Разные дети, в конечном счете, требуют разного подхода в обучении, т.е. индивидуального дифференцированного подхода.

К оценке знаний, умений и  навыков также необходимо подходить  дифференцированно, т.е. учитывать и  личностные критерии. К уроку контроля подбираются задания разных уровней с учётом подготовленности ребят по предмету, их развития. Задания даются по вариантам на выбор самих учащихся. Задание I варианта требует воспроизведение материала, содержит даже определенную дозу помощи. Задания II варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания III варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково.

Выяснив индивидуальный способ учения каждого ученика в  классе, можно проектировать урок по нескольким наиболее значимым и  процессуальным составляющим. Возможно, следует организовать работу в парах, а возможно, ученики лучше усвоят предлагаемый материал при работе с текстом, но некоторых следует объединить в проблемные группы для совместного творческого поиска. Вариантов много, и это многообразие позволяет найти место на уроке для каждого.

Процесс индивидуализации и дифференциации не может не касаться и воспитательной работы. Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню воспитанности учащихся. Дифференциация должна быть направлена на изучение личностных качеств, склонностей, уровня социальной зрелости. На этой основе учащиеся условно подразделяются на группы, и в работе будет проходить опора на эти группы.

 В индивидуальной  работе с детьми педагог должен  руководствоваться следующими принципами:

1)установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «ученик-учитель-класс»;

2)уважение самооценки  личности ученика; 

3)вовлечение ученика  во все виды деятельности для  выявления его способностей и  качеств характера; 

4)создание психологической  почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.

  На уроке и вне урока должны хорошо чувствовать себя все, и даже слабые ученики. Тактичный учитель не отчитывает, не порицает за неточный или ошибочный ответ, а умелой постановкой наводящего вопроса  плавно переключает мысли ребенка в нужное направление. Ученикам несмелым, неуверенным  в себе педагог должен помочь обрести в веру в свои силы,  уважительно   поддержать их мнения и суждения. Особым вниманием учителя должны пользоваться дети, которые по разным причинам не получают признания в среде сверстников. Нередко полные, неуклюжие, худые дети или дети с другими физическими недостатками получают обидные прозвища, об этом должен знать учитель и пресекать неуважительное к ним отношение.

Учет индивидуального  и дифференцированного  способов учения –одно из приоритетных направлений  в организации учебно-познавательной деятельности, позволяющее    повысить качество учебного процесса в школе.

Ребёнок в своём развитии индивидуален, и чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, а не остались пустым звуком, учителю необходимо учитывать особенности каждого ученика. Главная задача педагогического учреждения - научить учиться, а это значит уметь самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике, решать поставленную задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность.

Жизнь подсказывает: образование-это прежде всего процесс  формирования собственного образа, это процесс поиска ответа на вопросы «Кто Я?» , «Каков Я?».  Образование-средство актуализации собственного «Я». Личность воспринимает охотно и запоминает то, что помогает самовыражению, отбрасывает, борется с тем, что тормозит, мешает. Мысль американского психолога Карла Роджерса: « Я уверен, что подлинное учение всегда очень индивидуально: оно не бывает одинаковым у мальчиков и девочек, у отстающего ребенка и, наоборот, у ребёнка успевающего. И, если бы я был учителем, я бы очень серьезно думал над тем, что значит учение вот для этого конкретного ребенка, что оно значит для другого. Я попытался бы увидеть глазами этого ребенка тот мир, в котором он сам учится», высказанная полвека назад, актуальна и сегодня.

 


Информация о работе Индивидуальное и дифференцированное обучение в условиях модернизации образования