Индивидуальные особенности и типы памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Осуществляя связь между прошлым, настоящим и будущим, память сообщает устойчивость жизненному опыту, обеспечивает непрерывность существования человеческого «я» и выступает в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности личности.

Файлы: 1 файл

ПАМЯТЬ.docx

— 55.42 Кб (Скачать файл)

 

 

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по психологии

на тему «Индивидуальные особенности и типы памяти»

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

Галина

 

 

Дата сдачи на проверку   15.12.2014

 

Оценка:_______________________

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2014

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Осуществляя связь между прошлым, настоящим и будущим, память сообщает устойчивость жизненному опыту, обеспечивает непрерывность существования человеческого «я» и выступает в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности личности.

Особое значение, которое с древних времен придавалось памяти, можно усматривать уже в том, что в древнегреческой мифологии богиня памяти Мнемониза слыла матерью муз, покровительницей ремесел и наук.

Память, как и все психические процессы, имеет индивидуальные особенности. У разных людей память отличается не только содержанием хранимой информации, различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения. Важным свойством памяти человека является ее готовность, т.е. способность быстро и к месту припомнить нужную информацию.

Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти. Так, А.С.Пушкин мог прочесть наизусть чужое стихотворение после двукратного его прочтения. Моцарт запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Композитор Балакирев мог играть на память целые симфонические произведения.

Успехи психологической науки, связанные с изучением процессов памяти, успехи биохимии и физиологии в разгадке работы механизмов мозга приводят к новым открытиям и гипотезам, объясняющим древнейшую и все еще не разрешенную до конца загадку природы.

 

Актуальность

Счастливая жизнь, успешная деятельность, богатая биография, стремительная карьера - разве не этого желает каждый современный человек? Очень важно быстро, точно и много запоминать, уметь хранить информацию, своевременно и правильно ее использовать. Нет необходимости объяснять значение памяти. Сколько ошибок, оплошностей мы совершаем по забывчивости, сколько времени и усилий уходит на мучительное исправление их! Это знает каждый, кто хоть раз в жизни сдавал экзамены. Однако память — это не просто хранилище информации, она — основа нашего сознания, разума, интеллекта, основа нашей личности.

Психологи давно отметили, что гибкость памяти, способность мозга вовремя «вытолкнуть на поверхность» нужную информацию — одна из составляющих творчества. Память можно сравнить с волшебной шкатулкой, которая сохраняет наше прошлое для нашего же будущего. Человек, потерявший память, перестает быть личностью. Любая простая или сложная деятельность (сосчитать деньги, выйти из дома и вернуться домой, прочитать объявление и т.д., и т.п.) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не существовало памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать его до конца, уже забыли бы начало. Информация, полученная с помощью органов чувств, будет бесполезной, если память не сохранит связь между отдельными фактами и событиями.

“Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом” 1.

Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Более точно и строго память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие свою функцию запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти полученную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато также быстро забывают, то, что когда - то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.

Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.

Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и интеллектуальных умений. Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей. Индивидуальные различия всегда универсальные. В животном мире они могут перекрывать видовые различия, а у людей размах этих различий столь велик, что от них нельзя отвлекаться, поскольку конкретное проявление любого общего закона всегда включает в себя «фактор личности» и «фактор индивидуальности».

Различия носят количественные и качественные характеристики. Какова же природа этих различий и чем они обуславливаются, врожденными способностями или свойствами человеческого мозга или же в значительной степени является продуктом систематических тренировок или выработки целесообразных приёмов запоминания? Исследование данной проблемы является важным и необходимым условием для осмысливания самого процесса памяти, т.к. память является важнейшей определяющей характеристикой психической  жизни личности. Роль памяти не может быть сведена  к запечатлению того, что было в прошлом. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психологического  акта обязательно предполагает удержания каждого данного его элемента для сцепления с последующим. Без возможности к такому сцеплению невозможно развитие человека.   Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем. Высоких успехов в изучении памяти добились английские психологи XVIII-XIX вв., собравшие  большой экспериментальный  материал давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений.  Что же касается конкретно проблемы индивидуальных различий памяти то большое внимание ей уделялось как советскими, так и зарубежными исследователями, такими как Паллет (1909г.), Мак Елви (1933) и Мак Пич (1935г.), Леонтьев (1931), П.И.Зинченко (1961г.), Е.Д. Кажерадзе (1949) цель и методы исследования памяти которых будут описаны далее.

Цель данной работы - проанализировать индивидуальные особенности памяти разных людей и рассмотреть типы памяти.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теории и  подходы исследования индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями;

-  выделить основные  типы памяти;

-  проанализировать индивидуальные различия и особенности памяти.

Для написания данной работы были изучены монография С.Л. Рубинштейна, учебники и учебные пособия А.Г. Маклакова, А.А. Смирнова и других известных психологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследования индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями

Интерес к изучению памяти люди проявляли с древности, потому что их всегда интересовала завеса прошлого, которое не узнать без использования общественной памяти. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма на ней и запечатлеются происходящие события. Аристотель и Платон философски рассуждали о способностях человека и памяти в том числе. В Англии XVIII-XIX вв. ученые уже экспериментально устанавливали некие соответствия в проблематике. Их вклад значителен для истории изучения вопроса об особенностях памяти человека. Исследователи, жившие после них, сформулировали целый ряд теоретических положений. В частности, было получено развитие представления об ассоциациях и их роли в индивидуальных процессах памяти.

Начало экспериментальных исследований мнемических процессов относится к концу XIX века. Среди первых психологов, обратившихся к этой проблеме, был немецкий ученый Г.Эббингауз. Исследования процессов памяти он осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний. Полученные результаты дали ему возможность вывести целый ряд законов запоминания, которые сами по себе представляли определенный интерес, однако были применимы исключительно к материалу, который не имел логической организации.

Одна из ранних работ – исследование Геллета (1909г), проводившего опыты над самим собой и своим двухлетним сыном. Сравнительное изучение продуктивности памяти детей от 5 до 10 лет проводил Декроли и Деганом. Из более поздних работ можно указать исследование Мак Елви( 1933) и Мак Пич (1935), изучавшие память детей дошкольников на предметы. Ломли и Колхаун посвятили свои исследования развитию памяти на слова.

Вообще проблеме памяти и её индивидуальным особенностям уделялось большое внимание, как зарубежными психологами, так и советскими. Из советских работ, посвященных изучению памяти необходимо указать, прежде всего, работу А.Н. Леонтьева (1931),исследовавшего возрастные и индивидуальные различия в продуктивности запоминания бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также развитию непосредственного и опосредованного запоминания. В обширном исследовании П.И.Зинченко (1961) сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания – произвольного и непроизвольного – у испытуемых разного возраста. Л.В. Зайков и Д.М. Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами.

В работе Е.Д. Кажерадзе (1949) предметом изучения было влияние, оказываемое на объём памяти группировкой предметов с различной степенью сложности или трудности наименования каждой группы соответствующим обобщающим словам. В исследованиях Н.А. Корниенко (1955) сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала.

Изучению индивидуальных особенностей в запоминании посвящены монографии И.С. Продановой, труды С.А. Рубинштейна (1940), Л.С. Выготского (1982), А. А. Смирнова (1987), П. П. Блонского (1979) и других.

Подавляющиеся большинство этих исследований было направлено на вычисление того, как изменяются с возрастом продуктивность запоминания его объём, скорость, длительность удерживания заученного материала. Таковы были и другие исследования, проводившиеся еще в конце XIX в. и в середине ХХ в. Бурдоном (1894), Нечаевым (1900), Лобзиным (1901). В качестве материала для запоминания использовались числа, геометрические фигуры, буквы, бессмысленные слоги, слова, фразы и.т.п.

Результаты показали, что все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Экспериментально доказано что люди, быстро заучивающие информацию, способны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов, а медленно заучивающие - только 3. Но так же быстро люди из первой группы и забывали эти элементы, зато вторая категория забывала свои элементы медленно. Поэтому отметили, что память людей различается по скорости, прочности, длительности, точности и объему заполнения. Т.е. говоря о людях с хорошей или плохой памятью, имея в виду общую недифференцированную характеристику памяти можно выделить также уровень развития у каждого человека по ее видам.

Так, для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Отечественной науке известны примеры феноменальной памяти. Один из них нам представил выдающийся советский психолог А.Р. Лурия. Он подробно изучил и описал память человека по фамилии Шерешевский, который мог быстро прочно и надолго запомнить зрительную информацию. Объём его памяти так и не удалось экспериментально установить. А.Р. Лурия писал: «Было безразлично предъявлять ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, ему нужна была лишь пауза в две-три секунды».2 У обычных людей это время гораздо больше. Как выяснилось, механизм памяти Шерешевского был основан на эйдетическом зрении, которое у него было особенно хорошо развито. После однократного зрительного восприятия материала Шерешевский как бы продолжал его видеть. Он был способен восстановить зрительный образ, спустя много времени, даже через несколько лет. Эйдетическая память не такое уж редкое явление. В детстве она имеется у всех людей, а у взрослых постепенно исчезает. Данный тип памяти бывает хорошо развит у художников и, по-видимому, является одним из задатков развития соответствующих способностей. Сферой профессионального применения такой памяти может стать музыка, т.е. виды деятельности, в которых предъявляются особые требования к зрительно-точному запоминанию и воспроизведению увиденного.

Информация о работе Индивидуальные особенности и типы памяти